Мудрый Экономист

Ответственность за непроведение поверки весового хозяйства

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2015, N 10

С целью обеспечения исправной и устойчивой работы средства измерений массы должны подвергаться осмотрам, плановому ремонту, поверкам, калибровкам, а также обязательной государственной поверке и клеймению. Это требование не всегда соблюдается. Так какие же мероприятия включает в себя поверка весового хозяйства государственных (муниципальных) учреждений и как не допустить замечаний со стороны контролирующих органов? Об этом мы расскажем в статье.

Примечание. Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Большинство медицинских и образовательных учреждений имеют в своем составе столовые, в которых при отпуске продуктов питания из кладовых используется весовое оборудование. Весы нужны и для взвешивания готовых блюд (порций). При этом под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену. Цена и объем (вес) устанавливаются исполнителем в меню (п. 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036).

Кроме того, весовые приборы используются в лабораториях различных учебных и медицинских заведений: например, в детских поликлиниках и женских консультациях происходит измерение веса ребенка (женщины), необходимое в медицинских целях.

В силу ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке, что обязывает организации своевременно предоставлять эти средства на поверку.

Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 утверждены Порядок проведения поверки средств измерений и требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (далее - Порядок N 1815). Действовавший ранее Порядок, утвержденный Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125, утратил силу.

Кто вправе осуществлять поверку весового хозяйства?

На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ, п. 1 Порядка N 1815 поверку средств измерений осуществляют аккредитованные согласно законодательству РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Дополнительно отметим, что Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 установлен Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством РФ государственными региональными центрами метрологии. Аккредитация метрологических служб проводится согласно Правилам проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 N 124.

Непосредственно поверку средств измерений проводит сотрудник органа Государственной метрологической службы либо юридического лица, аккредитованного на право поверки.

В чем заключается государственная поверка?

Государственная поверка состоит в подтверждении соответствия характеристик конкретного экземпляра весового хозяйства паспортным данным. Она проводится сотрудником метрологической службы при помощи соответствующего оборудования.

В силу п. 10 Порядка N 1815 весовое оборудование предоставляется для проведения поверки чистым. К оборудованию необходимо приложить техническое описание (при наличии его в комплекте), руководство по эксплуатации, методику поверки, паспорт оборудования и свидетельство о последней поверке, а в случае необходимости - комплектующие устройства данного оборудования.

При наличии у поверителя эксплуатационной документации на поверяемое весовое оборудование, а также методики поверки представление названных документов вместе с оборудованием на поверку является необязательным, на что указывается при заключении договора (контракта) на проведение поверки.

В соответствии с п. 4 Порядка N 1815 результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) весового оборудования, заверяемой подписью лица, осуществляющего поверку, и знаком поверки.

Конструкция средств измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации оборудования не позволяют нанести знак поверки непосредственно на весы, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

При поверке средств измерений, включающих в свой состав более одного автономного измерительного блока и допускающих замену в процессе эксплуатации одного блока другим, оформляется свидетельство о поверке средств измерений.

Требования к оформлению результатов поверки весового оборудования указываются в соответствующем разделе методики поверки - "Оформление результатов поверки".

Какие требования установлены к знаку поверки?

Согласно п. 22 Порядка N 1815 знак поверки представляет собой оттиск, наклейку или иным способом изготовленное условное изображение, нанесенные на средства измерения и (или) на свидетельство о поверке либо паспорт (формуляр).

Знак поверки должен иметь четкое изображение, сохраняемое в условиях, в которых весовое оборудование эксплуатируется. Как уже было отмечено выше, право наносить знак поверки имеют аккредитованные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с их областью аккредитации.

Знак поверки содержит следующую информацию (п. 25 Порядка N 1815):

В случае наличия в методике поверки указания в поле знака поверки размещается информация о квартале или месяце года нанесения знака поверки (п. 25 Порядка N 1815). Указание месяца поверки наносится в случаях, когда межповерочный интервал не превышает трех лет. Если длительность межповерочного интервала превышает 3 года, но не более 10 лет, указывается квартал, а если названная длительность превышает 10 лет, месяц или квартал не проставляются.

Изображение знака поверки должно оставаться четким на всем протяжении межповерочного интервала.

В целях автоматизации идентификации средств измерений, а также в целях накопления информации о результатах поверок знак поверки содержит штрихкоды, если это допускает способ его нанесения. Если названный знак поверки наносится с использованием наклеек, то такие наклейки должны содержать только три поля: поле, в верхней части которого размещен логотип "РСТ", поле с нанесенным штрихкодом и поле с датой проведения поверки. Рисунок и размеры наносимого знака поверки указаны в Приложении 3 к Порядку N 1815.

Какие требования установлены к содержанию свидетельства о поверке?

В соответствии с п. 42 Порядка N 1815 свидетельство о поверке средств измерений (эталона) должно содержать следующую информацию:

На оборотной стороне свидетельства о поверке (при наличии соответствующего требования в методике поверки) указывают метрологические характеристики (протокол поверки). Если протокол поверки не укладывается на обратной стороне свидетельства о поверке, его приводят в виде приложения к свидетельству. Форма такого свидетельства опубликована в Приложении 1 к Порядку N 1815.

В течение какого срока действительны результаты поверки?

В соответствии с п. 13 Порядка N 1815 результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала. Для каждого оборудования он свой. Например, для лабораторных весов он устанавливается, как правило, равным году.

Срок действия результатов поверки весового оборудования устанавливается (п. 14 Порядка N 1815):

  1. для средств измерений, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, - до даты, указанной в свидетельстве о поверке средств измерений;
  2. для средств измерений, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается:

Какая ответственность предусмотрена за непроведение поверки?

В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение порядка поверки средств измерений либо применения в сфере государственного регулирования образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку влечет наложение административного штрафа:

В судебной практике имеются примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по указанной статье. Так, например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N А38-5046/2013 организацию обязали выплатить штраф в размере 50 000 руб. за то, что она в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12, ч. 1, 4 ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ использовала весы, не прошедшие в установленном порядке поверку.

В другом Постановлении Псковского областного суда от 14.05.2015 N 7-62/2015 к ответственности был привлечен заместитель главного врача городской больницы за то, что он допустил к применению находящиеся в больничной аптеке средства измерения с просроченным сроком поверки.

Как отразить расходы на проведение государственной поверки?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по договору на проведение поверки весового оборудования относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Заключение

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Государственные (муниципальные) учреждения, использующие в своей деятельности весовое оборудование, должны проводить периодическую поверку данного оборудования и своевременно предоставлять эти средства на поверку.
  2. Поверку проводят аккредитованные организации и региональные центры метрологии. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) весового оборудования, заверяемой подписью лица, осуществляющего поверку, и знаком поверки.
  3. Расходы учреждения по договору на проведение поверки весового оборудования относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

М.Зарипова

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"