Мудрый Экономист

Письма Минфина об учете грантов РФфи

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 10

В Письмах Минфина России от 23.07.2015 N 02-07-10/42612, от 24.07.2015 N 02-07-10/42728 разъясняется вопрос об отражении в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения операций по предоставлению физическим лицам грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в случае, если они зачисляются на лицевой счет учреждения. В настоящее время Инструкцией N 183н <1> предусмотрен порядок учета таких средств в рамках приносящей доход деятельности. В Письмах Минфина изложена иная позиция. Ознакомимся с ней в статье.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Некоторым научным учреждениям на лицевой счет, открытый им в органах ОФК, поступают средства грантов на финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, получивших поддержку РФФИ по результатам конкурса. Средства поступают в рамках заключенного трехстороннего соглашения между учреждением, РФФИ и грантополучателем (физическим лицом). Согласно указанному договору между учреждением и грантополучателем трудовых отношений в связи с выполнением проекта, финансируемого за счет гранта, не возникает. При этом учреждение содействует выполнению проекта, оказывает грантополучателю услуги, в том числе агентского характера. Грантополучатель расходует грант в соответствии с перечнем допускаемых расходов, размещенным на сайте РФФИ.

В настоящее время в силу п. 72 Инструкции N 183н поступление средств гранта отражается по дебету счета 2 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства" и кредиту счета 2 205 80 000 "Расчеты по доходам".

Начисление доходов по грантам отражается по дебету счета 2 205 80 000 и кредиту счета 2 401 10 180 "Прочие доходы" (п. п. 96, 178 Инструкции N 183н).

Выдача наличных средств грантополучателю из кассы учреждения показывается по дебету счета 2 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 2 201 34 000 "Касса".

Начисление расходов автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись гранты, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов с отнесением на финансовый результат текущего финансового года по соответствующим операциям и объектам учета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта" и кредиту соответствующих счетов счетов 2 101 00 000 "Основные средства" (в части объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, введенных в эксплуатацию), 2 104 00 000 "Амортизация", 2 105 00 000 "Материальные запасы", 2 109 80 000 "Общехозяйственные расходы", 2 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 2 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 2 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (п. 181 Инструкции N 183н).

Обобщим информацию в таблице.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено поступление средств гранта РФФИ на лицевой счет

2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (180 КОСГУ)

2 205 80 000

Начислены доходы по грантам

2 205 80 000

2 401 10 180

Отражена выдача наличных средств из кассы, по распоряжению грантополучателя

2 208 00 000

2 201 34 000

Забалансовый счет 18 (по кодам расходов КОСГУ)

Начислены расходы по грантам, осуществленные по распоряжению грантополучателя

2 401 20 200

2 101 00 000 (в части объектов основных средств до 3000 руб.)

2 104 00 000

2 105 00 000

2 109 80 000

2 208 00 000

2 302 00 000

2 303 00 000

Отражена оплата расходов по распоряжению грантополучателя

2 206 00 000

2 302 00 000

2 303 00 000

2 208 00 000 (в случае перечисления средств на банковскую карту)

2 201 11 000

Забалансовый счет 18 (по кодам расходов КОСГУ)

Далее ознакомимся с позицией Минфина.

В его Письмах N N 02-07-10/42612, 02-07-10/42728 разъясняется следующее. В случаях, если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства нужно отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

Операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения отражаются в учете по дебету счета 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Осуществление перечислений (выплат из кассы) средств гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант, отражается по дебету счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счетов 3 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", 3 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения". При этом в Письмах говорится, что учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Указанные операции в силу положений п. 34 Инструкции N 33н <2> в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражаются.

<2> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

По мнению Минфина, с учетом характера грантов (грантополучателями являются физические лица) по своей экономической сущности они не являются расходами учреждения. Таким образом, в соответствии с положениями разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации <3> операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности автономного или бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, предусмотренных условиями договора, отражается по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

<3> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Для наглядности представим данные корреспонденции счетов для автономных учреждений в таблице.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено поступление средств гранта РФФИ на лицевой счет

3 201 11 000

Забалансовый счет 18 (510 КОСГУ)

3 304 01 000

Отражена выдача наличных средств из кассы

3 304 01 000

3 201 34 000

Забалансовый счет 18 (610 КОСГУ)

Отражены расходы по грантам (по распоряжению грантополучателя)

3 304 01 000

3 201 11 000

Забалансовый счет 18 (610 КОСГУ)

Как было отмечено выше, компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, предусмотренных условиями договора (организационные расходы), отражается по статье 130 КОСГУ. При этом бухгалтерских проводок в Письмах не приведено. Полагаем, что эти средства могут быть отражены либо сразу по приносящей доход деятельности, либо как средства во временном распоряжении с последующим переводом на код вида деятельности 2.

Представим в таблице варианты учета таких операций.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено поступление средств гранта РФФИ в части организационных расходов

2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (130 КОСГУ)

2 205 80 000

Отражен перенос средств гранта РФФИ в части организационных расходов с кода вида деятельности 3 на код 2

3 304 06 000

3 201 11 000

Уменьшение забалансового счета 17 (510 КОСГУ)

2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (130 КОСГУ)

2 304 06 000

По вопросу правомерности выдачи денежных средств грантополучателю, являющемуся владельцем указанных средств, в Письме Минфина России N 02-07-10/42612 отмечено следующее.

Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные общие требования к оформлению первичных учетных документов организациями государственного сектора определены Инструкцией N 157н <4>.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В силу п. 7 Инструкции N 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты. Формы первичных учетных документов для организации государственного сектора утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

С учетом изложенного Минфин разъясняет, что перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и учреждением.

Заключение

Таким образом, исходя из норм Инструкции N 183н и позиции Минфина в настоящее время имеются два варианта учета средств гранта РФФИ, полученного учреждением на его лицевой счет. Во многих учреждениях на протяжении многих лет сложилась определенная практика учитывать названные средства согласно Инструкции N 183н. Что касается содержания приведенных Писем финансового ведомства, для некоторых учреждений это является "новым веянием" в бухгалтерском учете.

Для того чтобы разобраться, как правильно вести учет грантов, необходимо согласовать обозначенный вопрос непосредственно с учредителем (финансовым органом) и прописать данный порядок в учетной политике учреждения.

О.Сизонова

Главный редактор журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"