Мудрый Экономист

Расчет затрат на общехозяйственные нужды на оказание госуслуги

"Руководитель бюджетной организации", 2015, N 11

Затраты на общехозяйственные нужды (ОХН), производимые бюджетным учреждением, влияют на объем субсидий при формировании госзадания. Рассмотрим, на основании каких показателей формируются такие затраты, и разберем способы определения указанных затрат на примерах.

Постановление N 640 <1>, принятое в конце июля, утверждает порядок формирования госзадания и его финансового обеспечения в отношении федеральных учреждений. В соответствии с этим документом субъекты РФ и муниципалитеты будут создавать свои порядки формирования госзадания.

<1> Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания).

Базовый норматив затрат на ОХН на оказание i-й государственной услуги наряду с затратами, непосредственно связанными с оказанием i-й госуслуги , входят в базовый норматив затрат на оказание данной услуги (Niбаз).

.

Последний норматив (с учетом корректирующих коэффициентов) является основой для расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (Ni).

В прошлом номере <2> мы подробно рассмотрели, как формируется первая часть базового норматива затрат на оказание услуги . Теперь узнаем, из чего состоит показатель , и на примере ознакомимся с порядком его формирования.

<2> Статья С.Н. Степанова "Как устанавливается обеспечение госзадания", N 10, 2015.

Затраты на ОХН

Для наглядности отобразим структуру базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й государственной услуги в виде схемы:

------------------¬     --------------------------------------------------¬
¦ Затраты на +---->¦"Коммуналка" ¦
¦общехозяйственные¦ L--------------------------------------------------
¦нужды на оказание¦ --------------------------------------------------¬
¦ i-й госуслуги +---->¦Содержание объектов недвижимости ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +---->¦Содержание особо ценного движимого имущества ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +---->¦Услуги связи ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +---->¦Транспортные услуги ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +---->¦Плата персоналу, косвенно участвующему в оказании¦
¦ ¦ ¦госуслуги ¦
¦ ¦ L--------------------------------------------------
¦ ¦ --------------------------------------------------¬
¦ +---->¦Прочие ОХН ¦
L------------------ L--------------------------------------------------

Базовый норматив затрат на ОХН на оказание i-й государственной услуги рассчитывается по формуле:

,

где - затраты на коммунальные услуги для i-й госуслуги;

- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения госзадания (в том числе арендные платежи);

- затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для выполнения госзадания (в том числе арендные платежи);

- затраты на приобретение услуг связи для i-й госуслуги;

- затраты на приобретение транспортных услуг для i-й госуслуги;

- затраты на оплату труда с начислениями на выплаты работникам, не принимающим непосредственного участия в оказании i-й госуслуги;

- затраты на прочие ОХН на оказание i-й госуслуги.

Коммунальные услуги

Затраты на "коммуналку" вычисляются по следующей формуле:

,

где - значение натуральной нормы потребления (расхода) w-й коммунальной услуги, учитываемой при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й госуслуги;

- стоимость (цена, тариф) w-й коммунальной услуги, учитываемой при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й госуслуги в соответствующем финансовом году.

В составе затрат на коммунальные услуги учитываются натуральные нормы потребления (расхода) коммунальных услуг, в том числе газа и иного вида топлива, электроэнергии, теплоэнергии на отопление, горячей воды, холодного водоснабжения, водоотведения.

При заключении энергосервисного контракта дополнительно к указанным учитываются нормативные затраты на оплату его исполнения, на величину которых снижаются нормативные затраты по видам энергоресурсов. Затраты на оплату исполнения энергосервисного контракта рассчитываются как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов учреждения, определенный условиями энергосервисного контракта.

Здесь и далее рассмотрим в качестве примера механизм расчета затрат для i-й библиотечной услуги.

Исходные данные:

Пример 1: затраты на коммунальные услуги для i-й библиотечной услуги

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

8 = 6 x 7

Электроэнергия

кВт/ч

83 065

119 600

0,7

0,48616638

4,79

2,33

Теплоэнергия

ккал

409,2

119 600

0,7

0,00239498

1834,56

4,39

Холодное водоснабжение

куб. м

1165,73

119 600

0,7

0,00682283

27,31

0,19

Водоотведение

куб. м

1165,73

119 600

0,7

0,00682283

19,38

0,13

Итого затраты на коммунальные услуги

7,04

Таким образом, норматив затрат на коммунальные услуги составил 7,04 руб.

Содержание недвижимости

Чтобы вычислить затраты на содержание недвижимости , необходимо знать следующие параметры:

- значение натуральной нормы потребления вида работ/услуг по содержанию объектов недвижимости;

- стоимость (цена, тариф) m-го вида работ/услуг по содержанию объектов недвижимости, учитываемого при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й госуслуги в соответствующем финансовом году.

Расчет производится по формуле:

.

В составе затрат на содержание объектов недвижимости учитываются натуральные нормы потребления вида работ/услуг по содержанию объектов, в том числе:

Как произвести расчет затрат на содержание недвижимости библиотеки?

Пример 2: затраты на содержание недвижимости, необходимой для выполнения госзадания

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

8 = 6 x 7

Техобслуживание и РПР систем охранно-тревожной сигнализации

Количество устройств, ед.

2

119 600

0,7

0,0000117

5342,03

0,06

Проведение текущего ремонта

Площадь здания, планируемая к проведению текущего ремонта (кв. м)

83,8

119 600

0,7

0,00049046



4050,19

1,99

Содержание прилегающей территории

Площадь закрепленной территории (кв. м)

1 <*>

119 600

0,7



0,00000585

99 000

0,58

Обслуживание и уборка помещения

Площадь, в отношении которой заключен договор (кв. м)

2602,8

119 600



0,7

0,01523377

61,45

0,94

Вывоз ТБО

куб. м



57,2

119 600

0,7

0,00033478

519,15

0,17

Охрана здания



Договор

1

119 600

0,7

0,00000585

2 029 050

11,88

Итого затраты на содержание недвижимости

15,62

<*> 1 кв. м - скорее всего, это территория перед входом.

Таким образом, норматив затрат на содержание недвижимости составил 15,62 руб.

Содержание объектов особо ценного движимого имущества

Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества (СОЦДИ) рассчитываются по формуле:

,

где - натуральная норма потребления вида работ/услуг по содержанию СОЦДИ;

- стоимость (цена, тариф) n-го вида работ/услуг по содержанию СОЦДИ, учитываемого при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й госуслуги в соответствующем финансовом году.

В составе затрат на содержание СОЦДИ учитываются натуральные нормы потребления вида работ/услуг по содержанию объектов, в том числе на техобслуживание и регламентно-профилактический ремонт транспортных средств, дизельных генераторных установок, а также систем газового пожаротушения, пожарной сигнализации, кондиционирования и вентиляции, контроля и управления доступом, автоматического диспетчерского управления, видеонаблюдения и др.

Рассмотрим порядок расчета затрат на содержание СОЦДИ библиотеки.

Пример 3: затраты на содержание СОЦДИ библиотеки

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

8 = 6 x 7

Техобслуживание и РПР системы газового пожаротушения

Количество датчиков, ед.

87

119 600

0,7

0,00050919

6000

3,05

Техобслуживание и РПР систем контроля и управления доступом

Количество устройств, ед.

16

119 600

0,7

0,00009364

7500

0,7

Техобслуживание и РПР систем видеонаблюдения

Количество устройств, ед.

2

119 600

0,7

0,00001171

7500

0,09

Итого затраты на содержание СОЦДИ

3,84

Таким образом, норматив затрат на содержание СОЦДИ составил 3,84 руб.

Приобретение транспортных услуг

Затраты на приобретение транспортных услуг для i-й госуслуги рассчитываются по следующей формуле:

,

где - значение натуральной нормы потребления транспортной услуги;

- стоимость (цена, тариф) r-й транспортной услуги, учитываемой при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году.

В составе затрат на приобретение транспортных услуг для i-й государственной услуги учитываются натуральные нормы их потребления, в том числе услуг доставки грузов, найма транспортных средств.

Пример 4: затраты на приобретение транспортных услуг для библиотеки

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Временные характеристики, мес.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

9 = 6 x 7 x 8

Перевозки участников совещания

Количество разовых услуг, ед.

42

119 600

0,7

0,00024581

1183,85

1

0,29

Проезд работников к филиалу библиотеки и обратно

Количество человек, имеющих право на компенсацию

1

119 600

0,7

0,00000585

179 766

2

2,1

Итого затраты на транспортные услуги

2,39

Таким образом, норматив затрат на транспортные услуги составил 2,39 руб.

Оплата труда работников, косвенно участвующих в оказании госуслуги

Затраты на оплату труда работников, не принимающих непосредственного участия в оказании госуслуги, рассчитываются двумя способами.

При первом способе используются:

Формула для расчета затрат на оплату труда для первого способа:

.

При втором способе расчета затрат применяется такая формула:

,

где - затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием i-й госуслуги;

a - установленная в соответствии с законодательством РФ предельная доля оплаты труда <3>. Она определяется как отношение затрат на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании i-й госуслуги, к затратам на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием данной услуги. И те, и другие затраты учитываются с начислениями на выплаты по оплате труда.

<3> Например, предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в ФОТ федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минспорта (не более 40%), утв. Приказом Минспорта России от 16.04.2014 N 237, доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в ФОТ учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора (не более 35%), - Приказом Ростехнадзора от 18.11.2013 N 547, доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минтруда, в ФОТ указанных учреждений и примерном перечне должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу (не более 40%), - Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н.

Размер повременной (часовой, дневной, месячной, годовой) оплаты труда сотрудника рассчитывается исходя из годового ФОТ и годового фонда рабочего времени названного лица. Здесь учитывается применяемый при обосновании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период темп роста номинальной начисленной среднемесячной зарплаты на одного сотрудника в соответствующем финансовом году. Указанный темп определяется сообразно прогнозу социально-экономического развития.

Пример 5: расчет затрат на оплату труда работников, непосредственно не связанных с выполнением госуслуги

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

8 = 6 x 7

Директор

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Замдиректора

ФОТ

3

119 600

0,7

0,00001755

817 260,192

14,35

Начальник службы безопасности

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Специалист по кадрам

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Секретарь

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Главный бухгалтер

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Бухгалтер

ФОТ

2

119 600

0,7

0,0000117

817 260,192

9,56

Главный инженер

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Инженер по эксплуатации зданий и сооружений

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Начальник хозяйственного отдела

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Электромонтер

ФОТ

0,5

119 600

0,7

0,00000293

817 260,192

2,39

Рабочий по обслуживанию и ремонту зданий

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Агент

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Системный администратор

ФОТ

2

119 600

0,7

0,0000117

817 260,192

9,56

Уборщик

ФОТ

1

119 600

0,7

0,00000585

817 260,192

4,78

Итого затраты на оплату труда

88,44

Таким образом, норматив затрат на оплату труда составил 88,44 руб.

Затраты на приобретение прочих работ и услуг на оказание i-й госуслуги

Следующая составляющая базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й государственной услуги - затраты на приобретение прочих работ и услуг на оказание i-й госуслуги.

Эти затраты рассчитываются по формуле:

,

где - значение натуральной нормы потребления s-й прочей работы или услуги, учитываемой при расчете базового норматива затрат на ОХН;

- стоимость (цена, тариф) s-й прочей работы или услуги, учитываемой при расчете базового норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание i-й госуслуги в соответствующем финансовом году.

Пример 6: затраты на прочие ОХН на оказание i-й государственной услуги

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

8 = 6 x 7

Реагирование полиции при тревоге

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

174 876

1,02

Ремонт офисной техники

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

41 700

0,24

Утилизация

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

30 000

0,18

Юридические услуги

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

300 000

1,76

Обслуживание баз данных бухгалтерии

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

368 200

2,15

Бумага писчая

Пачка

108

119 600

0,7

0,0006321

160

0,1

Канцтовары

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

43 250

0,25

Хозтовары

Сумма в год

1

119 600

0,7

0,00000585

28 640

0,17

Итого затраты на прочие ОХН

5,87

Таким образом, норматив затрат на прочие ОХН составил 5,87 руб.

Приобретение услуг связи

Рассмотрим, из чего складываются затраты на приобретение услуг связи для i-й госуслуги .

Данная категория расходов вычисляется по формуле:

,

где - значение натуральной нормы потребления услуги связи;

- стоимость (цена, тариф) p-й услуги связи, учитываемой при расчете базового норматива затрат на ОХН на оказание i-й госуслуги в соответствующем финансовом году.

В составе затрат учитываются в том числе натуральные нормы потребления услуг стационарной и мобильной или иной услуги связи, подключения к Интернету для планшетного и стационарного компьютера.

Рассмотрим порядок расчета затрат на приобретение услуг связи для библиотеки.

Пример 7: затраты на приобретение услуг связи для библиотеки

Наименование ресурса

Наименование показателя объема

Показатель объема

Общее полезное время использования имущественного комплекса, ч

Время использования имущественного комплекса на 1 посещение, ч

Норма ресурса на единицу услуги

Тариф (цена), руб.

Временные характеристики, мес.

Плановые затраты, руб.

6 = 3 x 5 / 4

9 = 6 x 7 x 8

Абонентская связь

Количество номеров, ед.

19

119 600

0,7

0,00011112

495,6

12

0,66

Сотовая связь

Количество номеров, ед.

13

119 600

0,7

0,00007608

11 932

12

10,89

Интернет

Количество каналов, ед.

2

119 600

0,7

0,0000117

22 498

12

3,16

Иные услуги связи

Передача отчетов "Такском"

1

119 600

0,7

0,00000585

1120

12

0,08

Итого затраты на услуги связи

14,79

Таким образом, норматив затрат на услуги связи составил 14,79 руб.

Производим расчет базового норматива затрат Niбаз

Напомним, что в примерах, приведенных в этом и предыдущем номерах журнала, мы рассматривали нормативы затрат по библиотечному обслуживанию.

Поскольку все показатели подсчитаны, настало время подвести итоги. Базовый норматив затрат на ОХН на оказание библиотечной услуги в нашем случае будет следующим:

В прошлом номере мы выяснили, что базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги по библиотечному обслуживанию , в нашем примере равен 292,57 руб.

Теперь, получив значение базового норматива затрат на ОХН, мы сможем произвести расчет базового норматива затрат на оказание госуслуги, то есть узнать значение , которое, напомним, определяется по формуле:

.

Итак, величина базового норматива затрат на оказание услуги по библиотечному, библиографическому и информационному обслуживанию пользователей библиотеки будет равна:

292,57 + 137,99 = 430,56 руб.

В нашем примере именно эта сумма, умноженная на корректирующие коэффициенты, покажет в итоге конкретные нормативные затраты на оказание данной госуслуги (в данной местности, данным типом учреждения).

Обратите внимание, что при расчете базового норматива затрат мы применяли нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, которые используются для оказания госуслуги, утвержденные нормативными правовыми актами РФ, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами РФ, стандартами, порядками и регламентами оказания госуслуг в установленной сфере.

Заключение

Значение базового норматива затрат на оказание госуслуги определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности, общей суммой с выделением:

а) суммы затрат на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием госуслуги (включая административно-управленческий персонал в случаях, предусмотренных стандартами услуги);

б) суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения госзадания <4>.

<4> Пункт 22 Постановления N 640.

Согласно п. 27 Постановления N 640 значения базовых нормативов затрат на оказание госуслуг указываются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

С.Н.Степанов

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"