Мудрый Экономист

Обзор изменений по контрактной системе, вступающих в силу с 2016 года

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1

За 2015 г. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) корректировался законодателями девять раз. Какие-то изменения вступили в силу сразу, после опубликования, какие-то с определенной даты. Соответственно, контрактной службе или контрактным управляющим казенных учреждений необходимо постоянно быть в курсе изменений. Сегодня расскажем об основных поправках, внесенных в Закон N 44-ФЗ, вступающих в силу с 2016 г.

Планы закупок

Несколько раз переносили законодатели вступление в силу ст. 17 Закона N 44-ФЗ, содержащей положения о плане закупок. Но теперь уже однозначно она действует с 01.01.2016. В связи с этим существенно изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок. Для реализации заказчиками положений данной нормы Правительством РФ приняты Постановления:

Рассмотрим основные положения законодательства, касающиеся плана закупок.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом установленных ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

На основании ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ в план закупок включаются:

К сведению. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода.

Федеральные казенные учреждения составляют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

Планы закупок казенных учреждений субъекта РФ (муниципальных) формируются в сроки, установленные главными распорядителями средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), но не позднее сроков, определенных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями). В любом случае планы закупок должны быть представлены ими не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям (не позднее 1 августа - главным распорядителям средств местного бюджета) для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.

При необходимости планы закупок могут быть изменены. Основания для этого названы в ч. 6 ст. 17 Закона N 44-ФЗ. Среди них:

Обратите внимание! Казенные учреждения должны утвердить план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до них объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (субъекта РФ).

Согласно ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Отметим, что казенные учреждения также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Согласно Правилам N 1168 размещение плана закупок осуществляется в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом казенного учреждения электронной подписью, с учетом порядка функционирования единой информационной системы, по установленной форме на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).

План-график

Также с 01.01.2016 вступила в силу ст. 21 "Планы-графики" Закона N 44-ФЗ (за исключением ч. 11, которая начинает действовать с 2017 г.). Законодатели конкретизировали и дополнили требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения.

Итак, с этого года казенные учреждения обязаны формировать план-график в соответствии с планом закупки. Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков предусмотрены ч. 1 - 10, 12 - 15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Кроме данных положений Закона при составлении планов-графиков казенным учреждениям нужно руководствоваться Постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015:

Примечание. Более подробно о том, какая информация подлежит включению в план-график, можно узнать из Постановлений Правительства РФ N N 553 и 554.

К сведению. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Казенные учреждения должны сформировать план-график после внесения проекта федерального бюджета на рассмотрение в ГД РФ (для федеральных казенных учреждений) и после внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (представительного органа муниципального образования) (для казенных учреждений субъекта РФ или муниципальных казенных учреждений).

В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо для участия в которых направляются приглашения для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок. Кроме того, в него включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется любым способом, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

Если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок, в соответствии с бюджетным законодательством РФ, превышает срок, на который утверждается план-график, в него также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для казенных учреждений уполномоченным органом или учреждением, установленными решениями об их создании или наделении полномочиями в силу ст. 26 Закона N 44-ФЗ, формирование планов-графиков осуществляется с учетом порядка взаимодействия с такими уполномоченными органами или учреждением.

При необходимости планы-графики, так же как и планы закупок, могут корректироваться. По общему правилу внесение изменений осуществляется в случае внесения изменений в планы закупок, а также в случаях, не требующих внесения изменений в планы закупок, названных в Постановлениях Правительства РФ N N 553 и 554. Среди них:

Внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки может быть осуществлено не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Если Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), внесение изменений в план-график возможно до даты заключения контракта.

Обратите внимание! При осуществлении закупки путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера внесение изменений в план-график закупок осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Планы-графики закупок утверждаются казенными учреждениями в течение 10 рабочих дней со дня доведения до учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Утвержденный план-график подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней для утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Напомним, что Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 гг. установлены Приказом Минэкономразвития России N 182, Федерального казначейства N 7н от 31.03.2015. Соответственно, планы-графики, которые учреждения разместили на 2016 г., ведутся и корректируются по правилам, предусмотренным этим Приказом. А при размещении плана-графика на 2017 г. и последующие годы следует руководствоваться Правилами N 1168.

Идентификационный код закупки

Вступила в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, на основании которой при составлении плана закупок, плана-графика казенному учреждению придется указывать идентификационный код закупки. Этот же код нужно будет отразить в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), производимом закрытым способом, документации о закупке, контракте, а также в иных документах.

Напомним, что идентификационный код закупки:

Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлен Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422.

Обоснование закупок

Очередная статья Закона N 44-ФЗ - ст. 18 вступила в силу с 01.01.2016. Согласно данной норме у казенных учреждений возникла обязанность по обоснованию всех закупок.

Примечание. Правила обоснования закупок и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555.

Так, в силу ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснование закупки осуществляется при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Казенное учреждение должно обосновать:

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок. При этом в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания и привлекают к административной ответственности должностных лиц.

Нормирование закупок

На основании ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

К числу таких требований относятся требования к:

Такие требования позволят обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведут к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Напомним, что Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047.

Передача полномочий

С этого года введена обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления принимать решение об осуществлении ими или их территориальными органами (учреждениями) полномочий заказчика самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов и учреждений (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).

Если принято решение об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов и учреждений, им могут быть переданы только функции по определению поставщика либо по планированию и осуществлению закупки в целом (включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг).

Поскольку казенные учреждения могут быть таким уполномоченным учреждением, у них может прибавиться работы.

Подведем итог

В завершение кратко напомним, что с 2016 г. казенные учреждения должны помимо плана-графика разрабатывать и утверждать план закупок. Кроме того, им следует обосновывать все закупки, формировать и указывать во всех документах, касающихся той или иной закупки, идентификационный код закупки. Также учреждения должны соблюдать правила о нормировании закупок и не закупать товары, работы, услуги, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Т.Шадрина

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"