Мудрый Экономист

Направления развития сферы образования до 2020 года

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 2

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.

Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.

В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.

Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:

  1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).

Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

  1. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

  1. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.

Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.

  1. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.

Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.

В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).

Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.

Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.

Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.

Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).

В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.

Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).

Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.

В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).

По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.

Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).

Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Г.Зайцева

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"