Мудрый Экономист

Встречаем инспектора труда

"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2015, N 3

Сообщение о том, что у вас будет проверка инспекции по труду, вряд ли кого-то обрадует, даже если работодатель считает, что не нарушает нормы трудового законодательства. Ведь, как у нас любят говорить, найдут, к чему придраться. Чтобы такого не произошло, расскажем, какими правами обладает проверяющий, какие документы он может запрашивать, все ли нарушения, допущенные в организации, являются основанием для привлечения работодателя к ответственности, может ли работодатель избежать проверки и что делать, если он не согласен с ее результатами.

Государственный надзор

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов - государственных инспекций труда (ГИТ).

Основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 <1> (далее - Постановление N 875).

<1> "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством:

Напомним, что плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов не более одного раза в три года, а внеплановые могут проводиться в любое время и неограниченное количество раз - в целях проверки исполнения предписания инспектора труда, на основании заявлений работников, граждан, организаций, профсоюзов, требований прокурора, информации государственных органов или по поручениям Президента РФ, Правительства РФ.

Проверки осуществляются по месту нахождения ГИТ (документарные) или по месту нахождения работодателя (выездные).

О плановой проверке юридическое лицо уведомляют в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) ГИТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ст. 9 Закона N 294-ФЗ), о внеплановой выездной проверке - не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание! Не допускается уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки, инициируемой на основании заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (ст. 360 ТК РФ).

Срок проведения плановых и внеплановых проверок не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Что же проверяют инспекторы труда? Согласно Постановлению N 875 предметом проверки являются:

Полномочия инспектора

При осуществлении надзора за соблюдением трудового законодательства инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и др.), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий.

И, как правило, инспекторы труда при осуществлении проверок стараются действовать согласно букве закона, но все мы люди, и не всегда получается работать без ошибок. Поэтому работодателям, исполняя требования инспектора, все же не помешает знать, на что он имеет право, и в случае допущения им нарушений стоит обратить на это внимание, а возможно, и воспользоваться своим правом на обжалование его действий или признание результатов проверки незаконными.

Итак, согласно Постановлению N 875 и ст. 357 ТК РФ при осуществлении государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки.

Если такого удостоверения вам не предъявили, можете данного инспектора к проверке не допускать;

  1. запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Здесь обратим внимание, что инспектор должен запрашивать только документы, относящиеся к предмету проверки. В противном случае действия инспектора можно квалифицировать как грубое нарушение Закона N 294-ФЗ;
  2. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта;
  3. расследовать несчастные случаи на производстве в порядке, определенном ст. 229.2 ТК РФ;
  4. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в порядке ст. 17 Закона N 294-ФЗ;
  5. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, установленных гл. 34 ТК РФ;
  6. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  7. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  8. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ;
  9. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  10. предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Примечание. Образец служебного удостоверения утвержден Приказом Роструда от 10.12.2004 N 48.

Кроме этого, в силу ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении в органе, рассматривающем индивидуальные или коллективные трудовые споры (за исключением случаев, когда данный спор уже рассматривается в суде или по вопросу уже имеется решение суда), инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Действие инспектора за пределами его полномочий

Зачастую инспекторы при проведении проверки выходят за пределы своих полномочий, в частности пытаются разрешить трудовые споры. Напомним, что трудовые споры рассматриваются согласно ст. ст. 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами, а инспектор труда выявляет нарушения трудового законодательства, допущенные работодателем. Соответственно, инспектор труда имеет право выдавать предписания об устранении установленного в результате проверки очевидного нарушения трудового законодательства.

Много судебных споров связано именно с тем, что инспекторы не выявляют нарушения трудового законодательства, а пытаются разрешить спор между работником и работодателем.

Например, был признан незаконным пункт предписания государственной инспекции труда, в котором работодателю ОАО "Примор-нефтепродукт" (далее - ОАО) предписывалось выплатить работнику незаконно удержанную при его увольнении сумму.

При увольнении С. (материально ответственного лица) с него в счет недостачи была удержана определенная сумма. С. обратился в ГИТ с заявлением о нарушении трудового законодательства, на основании чего в ОАО была проведена внеплановая проверка. Инспектор вынес предписание.

Работодатель обратился в суд с заявлением о признании этого предписания незаконным. И суд признал его в данной части незаконным, поскольку инспектор труда разрешил индивидуальный трудовой спор, подлежащий разрешению исключительно судом (Определение Приморского краевого суда от 23.01.2014 по делу N 33-98(33-10881)).

В другом случае государственный инспектор труда вынес предписание об отмене приказа об увольнении работника за прогул по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с чем работодатель был не согласен. Он обратился в суд с иском о признании предписания незаконным, поскольку считал, что увольнение работника было осуществлено в соответствии с законодательством.

Суд первой инстанции работодателю отказал, но апелляционная инстанция с этим не согласилась и признала предписание незаконным. Во-первых, в данной ситуации инспектор разрешил трудовой спор, а не выявил правонарушение в сфере трудового законодательства, а во-вторых, судебной коллегией было установлено, что практически одновременно с вынесением предписания инспекцией труда уволенный работник подал в суд иск о восстановлении его на работе, что, в свою очередь, не позволяет инспектору ГИТ выносить предписания в силу ч. 2 ст. 257 ТК РФ (Апелляционное определение ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 по делу N 33-4078/13).

Недействительность проверки в связи с грубыми нарушениями со стороны инспектора

В ст. 20 Закона N 294-ФЗ перечислены грубые нарушения требований данного Закона при проведении проверки, в связи с которыми результаты проверки могут быть признаны недействительными, то есть будут отменены вышестоящим органом или судом на основании заявления работодателя. К таким нарушениям, в частности, относятся:

  1. проведение плановой проверки при отсутствии оснований. Согласно ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов и не чаще, чем один раз в три года;
  2. нарушение сроков уведомления работодателя о проведении плановой или внеплановой проверки согласно ч. 12 ст. 9 и ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;
  3. привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан в нарушение п. п. 7, 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ;
  4. проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, установленных п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Проверки проводятся на основании заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.

При этом не могут быть основанием для проведения проверки анонимные обращения и заявления;

  1. проведение внеплановой выездной проверки по факту причинения вреда жизни и здоровью граждан без согласования с органами прокуратуры в нарушение пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;
  2. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в нарушение ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ.

В приказе или распоряжении, составленном по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 <2>, обязательно указываются предмет проверки и основания ее проведения, а также должностное лицо, которое должно проводить проверку. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись руководителю, иному должностному или уполномоченному лицу одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 1, 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

  1. затребование во время проверки документов, не относящихся к ее предмету, в нарушение п. п. 1, 3 ст. 15 Закона N 294-ФЗ;
  2. превышение сроков проведения проверок (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
  3. непредоставление работодателю акта проверки. В силу ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ после завершения проверки должен быть оформлен акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному лицу под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  4. привлечение к проведению проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организациями, в отношении которых проводятся проверки, в нарушение ч. 6 ст. 12 Закона N 294-ФЗ.
<2> "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Кроме этого, согласно п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ инспектор не имеет права осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку, если при ее проведении отсутствует руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица (если только основанием для такой проверки не является причинение вреда жизни и здоровью граждан).

Однако здесь следует отметить, что в силу ст. 25 Закона N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Результаты проверки

Итак, по окончании проверки государственный инспектор оформляет акт проверки, копия которого, как уже было сказано, вручается руководителю или иному должностному лицу. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы исследований, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обратите внимание! Если в результате проверки инспектор установил нарушения трудового законодательства, то одновременно с актом работодателю передается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков для этого (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

В случае выявления нарушений трудового законодательства работодатель может быть привлечен инспектором к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме этого, инспекторы труда имеют право подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ. Так, за невыплату заработной платы и неосуществление иных выплат предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ.

А согласно ст. 363 ТК РФ для работодателя предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда:

Уголовная ответственность установлена:

Если работодатель не согласен с решением государственного инспектора, то в силу ст. 361 ТК РФ он может обжаловать его соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Обжаловать работодатель может акт проверки, предписание, протокол или постановление о привлечении к административной ответственности. Кроме этого, на любые действия или бездействие инспектора, противоречащие нормам законодательства, можно подать жалобу руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору.

Так, по заявлению ОАО были признаны незаконными предписание ГИТ и заключение государственного инспектора труда. Т.С., утративший профессиональную трудоспособность из-за несчастного случая, обратился в инспекцию труда с заявлением о несогласии с расследованием несчастного случая. По результатам проверки было выдано предписание об аннулировании приказом работодателя выписки из заседания комиссии по охране труда как не соответствующей нормативным документам.

Однако в результате судебного заседания выяснилось, что предписание, выданное работодателю в целях восстановления и защиты нарушенного права работника, не восстанавливает это право. Требование инспектора отменить выписку комиссии по расследованию несчастных случаев приказом работодателя незаконно, поскольку ст. 22 ТК РФ не предусмотрено право работодателя издавать акты об отмене заключений, сделанных коллегиальным органом, созданным профсоюзной организацией. Кроме этого, акт работодателя об отмене заключения комиссии не является доказательством отсутствия вины самого работника в несчастном случае на производстве.

Обязанность, указанная в предписании, выходит за пределы полномочий работодателя и не направлена на восстановление нарушенного права работника. Таким образом, предписание и заключение не соответствуют закону и нарушают права работодателя (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.10.2014 по делу N 33А-10046).

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные связанные с проверками ГИТ моменты, которые не помешает знать каждому работодателю. В частности, уточнено, на что имеет право инспектор труда и какие ошибки могут стать основанием для признания результатов проверки недействительными. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Но при этом не следует забывать о своих обязанностях и тем более об ответственности, предусмотренной за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Помните, что любое несогласие с действиями инспектора должно быть обоснованным.

Если же по результатам проверки вашу организацию привлекли к административной ответственности и вы решили обжаловать такое постановление, не затягивайте: времени у вас немного, всего 10 дней. Пропущенный срок, конечно, может быть восстановлен по вашему ходатайству судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, но причины пропуска должны быть уважительными.

А если вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, то не забудьте, что штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). За неуплату штрафа в установленный срок вас могут оштрафовать повторно в двукратном размере, но не менее 1000 руб. (ст. 20.25 КоАП РФ).

Л.В.Куревина

Редактор журнала

"Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения"