Мудрый Экономист

Госфинконтроль: текущее состояние и направления совершенствования

"Бюджет", 2015, N 3

Анализ организации финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, проведенный компанией "Р.О.С.Т.У." на основании информации, представленной регионами по запросу Минфина России, выявил ряд дискуссионных и проблемных вопросов. Итоги анализа были рассмотрены и обсуждены на шестом заседании Рабочей группы Министерства финансов РФ по вопросам совершенствования государственного и муниципального финансового контроля.

Организация финансового контроля

Ключевыми принципами финансового контроля, определяющими его эффективность, являются объективность и независимость. В связи с этим экспертным сообществом неоднократно рассматривался вопрос о возможности реализации указанных принципов при наделении полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом на муниципальном уровне угроза возникновения конфликта интересов повышается в силу небольшой численности органов финансового контроля и недостаточной квалификации в сфере финансового контроля муниципальных служащих.

Проведенный анализ показал, что в 50% субъектов РФ и в большинстве муниципальных образований (из числа представивших информацию) осуществление внутреннего финансового контроля возложено на финансовые органы (рисунок 1). В связи со сложившейся на сегодняшний день достаточно распространенной практикой наделения финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, на наш взгляд, на уровне субъектов РФ наиболее целесообразным является создание обособленного органа внутреннего государственного финансового контроля. Решение данного вопроса на уровне муниципальных образований должно учитывать структуру, численность и квалификацию муниципальных служащих.

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Рисунок 1

Немало дискуссионных вопросов связано с разграничением полномочий внутреннего и внешнего финансового контроля. В настоящее время Бюджетный кодекс не дает четкого разграничения предмета внутреннего и внешнего финансового контроля. При этом сама формулировка "контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ" является обширной и многозначной, что в итоге приводит к дублированию полномочий органов внутреннего и внешнего финансового контроля в части контроля за использованием средств бюджета, за деятельностью учреждений и контроля в сфере закупок. Примечательным является тот факт, что на уровне муниципальных образований в ходе анализа нередко выявлялись случаи осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля. По нашему мнению, четкое разграничение полномочий и предметов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами будет способствовать совершенствованию организации внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Помимо этого, ряд проблемных вопросов связан с формированием классификатора нарушений. Обширность бюджетного законодательства приводит к большому количеству возможных правонарушений, которые для удобства использования целесообразно группировать. Мы рекомендуем использовать следующие группы нарушений:

Нами допускается наличие группы иных нарушений, которые могут быть связаны с особенностями бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных образований, однако доля таких нарушений не должна превышать 5%.

В целях обеспечения единого подхода к классификации нарушений на федеральном уровне целесообразно разработать единый классификатор нарушений, что неоднократно обсуждалось экспертным сообществом на информационном портале по вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля (252fz.ru).

Контроль в сфере закупок

Анализ осуществления субъектами РФ контроля в сфере закупок также свидетельствует о практике наделения данными контрольными функциями финансовых органов. Так в 15 субъектах РФ из числа представивших информацию контроль в сфере закупок возложен на финансовые органы (рисунок 2).

Контроль в сфере закупок Рисунок 2

На уровне муниципальных образований полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок на финансовые органы возложили около 80% анализируемых муниципальных образований. При этом нередко встречаются муниципальные образования (из числа муниципальных районов и городских округов), в которых не определен орган, осуществляющий полномочия по контролю в сфере закупок, или они возложены на органы внешнего муниципального контроля (рисунок 3).

Контроль в сфере закупок на уровне муниципальных образований Рисунок 3

Проведенный анализ также свидетельствовал о том, что в субъектах РФ значительно разнится штатная численность контрольных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок. Так, например, количество контролеров, осуществляющих контроль в сфере закупок, в Челябинской области составляет 22 человека, в Республике Татарстан - 4 человек, в Брянской области - 13 человек. В то же время в Калужской области, Республике Адыгея, Калининградской области, Забайкальском крае, Чувашской Республике аналогичная работа проводится силами трех сотрудников (рисунок 4). Таким образом, не прослеживается зависимость штатной численности контрольных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, от каких-либо объективных факторов (например, от размера субъекта РФ, объема контрольных мероприятий).

Численность сотрудников органов, осуществляющих контроль в сфере закупок Рисунок 4 Иные направления совершенствования финансового контроля

Отдельное внимание сегодня необходимо уделить квалификации сотрудников контрольных органов. Проведенный анализ показал, что за последние три года переподготовку и повышение квалификации прошли 35% сотрудников органов внутреннего государственного финансового контроля (из числа представивших информацию). В связи с изменениями нормативно-правовой базы в части организации финансового контроля данный показатель, по нашему мнению, является недостаточным. В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что совершенствованию системы внутреннего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований будет способствовать уточнение видов бюджетных нарушений и мер ответственности, уточнение порядка принятия решений о применении бюджетных мер принуждения, а также разработка и внедрение системы оценки эффективности контрольной деятельности.

Не менее важным элементом обеспечения деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) является внедрение и использование информационных технологий. Автоматизация деятельности контрольных органов способна облегчить и ускорить работу по формированию аналитических срезов данных, необходимых отчетных форм и, как следствие, является действенным средством повышения результативности и эффективности государственного (муниципального) финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Д.В.Горохова

Заместитель начальника

отдела методологии ООО "Р.О.С.Т.У.",

кандидат экономических наук