Мудрый Экономист

Санкционирование расходов автономного учреждения с учетом изменений

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 4

Операциям по санкционированию расходов в Инструкции N 157н <1> посвящен отдельный разд. VI с одноименным названием. Он содержит значительное количество бухгалтерских счетов, открываемых к счету 50 000 "Санкционирование расходов". Однако не все счета, предусмотренные названным разделом, следует применять автономным учреждениям. Стоит отметить, что порядок ведения счетов по санкционированию расходов был скорректирован с учетом изменений, внесенных в Инструкцию N 157н Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее - Приказ N 89н). В данной статье рассмотрим, какие счета применяются автономными учреждениями и что на них отражается согласно новой редакции Инструкции N 157н, а также с учетом изменений Инструкции N 183н <2>, подготовленных проектом (далее - проект Инструкции N 183н).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Общие положения

Счета по санкционированию расходов предназначены для ведения автономными учреждениями учета сумм утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - план) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - плановые назначения), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год (п. 308 Инструкции N 157н).

Напомним, что под обязательствами учреждения понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства. Денежными обязательствами признаются обязанности учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства согласно выполненным условиям гражданско-правовой сделки, заключенной в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Аналитика счетов по санкционированию расходов в разрезе финансового периода

В силу п. 309 Инструкции N 157н, п. 2.74 проекта Инструкции N 183н к счету 500 00 "Санкционирование расходов" открываются следующие аналитические счета в зависимости от финансовых периодов, в отношении которых осуществляется санкционирование:

Стоит отметить, что счет 0 500 90 000 введен в Инструкцию N 157 Приказом N 89н.

Операции по санкционированию обязательств автономного учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции N 157н, п. 2.74 проекта Инструкции N 183н).

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов (п. 312 Инструкции N 157н):

При этом перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов второго года, следующего за очередным, содержащие в 22-м разряде номера счета код аналитического учета "4", обнуляются.

Аналитика счетов по санкционированию расходов в разрезе объектов учета

Согласно Инструкции N 157н, проекту Инструкции N 183н к счету 500 00 "Санкционирование расходов" открываются следующие аналитические счета в зависимости от вида объекта учета:

Номер счета

Название счета

Назначение счета

0 502 00 000

Принятые обязательства

Предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).

Учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом

0 502 01 000

Принятые обязательства

Предназначен для учета учреждениями сумм обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему плановых назначений по расходам (выплатам), а также сумм изменений, внесенных в показатели принятых в течение текущего финансового года обязательств

0 502 02 000

Принятые денежные обязательства

Предназначен для учета учреждениями сумм денежных обязательств, принятых учреждением в пределах плановых назначений по расходам (выплатам) и подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году

0 502 07 000

Принимаемые обязательства

Предназначен для учета учреждениями сумм обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений)

0 502 09 000

Отложенные обязательства

Предназначен для учета учреждениями сумм отложенных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д.), расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек). На данном счете учитываются обязательства, принятые при создании резервов предстоящих расходов

0 504 00 000

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Предназначен для учета учреждениями сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), сумм изменений, внесенных в показатели сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных в установленном порядке

0 506 00 000

Право на принятие обязательств

Предназначен для обобщения информации об объеме права учреждения на принятие в пределах утвержденных планом на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год обязательств (денежных обязательств) учреждения

0 507 00 000

Утвержденный объем финансового обеспечения

Предназначен для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом, к поступлению в соответствующем финансовом году

0 508 00 000

Получено финансового обеспечения

Предназначен для обобщения информации о суммах полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений)) и сумм возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)) учреждения

Счета 0 502 07 000, 0 502 09 000 являются новыми (введены в Инструкцию N 157н Приказом N 89н).

Корреспонденция счетов по санкционированию расходов

В соответствии с проектом Инструкции N 183н автономные учреждения отражают операции по санкционированию расходов следующими бухгалтерскими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты учреждением суммы бюджетных обязательств на соответствующий финансовый период:

0 502 01 000 <*>

согласно контракту (договору), заключенному по итогам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

0 502 07 000 <*>

в силу иного договора (соглашения), а также закона, иного нормативного правового акта

0 506 00 200

0 506 00 300

0 506 00 500

0 506 00 800

при использовании созданных ранее резервов предстоящих расходов

0 502 09 000 <*>

Приняты обязательства, по которым возникла необходимость уплатить в соответствующем финансовом году денежные средства юридическому лицу, бюджету, физическому лицу (приняты денежные обязательства)

0 502 01 000 <*>

0 502 02 000 <*>

Отражены суммы расходов (выплат) учреждения, утвержденные планом на соответствующий финансовый год

0 504 00 200

0 504 00 300

0 504 00 500

0 504 00 800

0 506 00 200

0 506 00 300

0 506 00 500

0 506 00 800

Отражены суммы доходов (поступлений) учреждения, утвержденные планом на соответствующий финансовый год

0 507 00 000 <**>

0 504 00 100

0 504 00 600

0 504 00 700

Отражены суммы обязательств, принимаемых учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

0 506 00 000 <*>

0 502 07 000 <*>

Отражена сумма принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов

0 506 00 000 <*>

0 502 09 000 <*>

Отражена сумма доходов (поступлений), поступивших учреждению

0 508 00 100

0 508 00 600

0 508 00 700

0 507 00 100

0 507 00 600



0 507 00 700

Отражена сумма возвратов полученных ранее доходов (поступлений) учреждения, произведенных в текущем году (методом "красное сторно")

0 508 00 100

0 508 00 600

0 508 00 700

0 507 00 100

0 507 00 600



0 507 00 700

<*> В разрезе расходов учреждения по соответствующим кодам КОСГУ.
<**> В разрезе доходов (поступлений) по соответствующим кодам КОСГУ.

Изменения в показателях обязательств учреждения, плановых назначений по доходам и расходам, утвержденные (принятые) в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов учреждения (п. 311 Инструкции N 157н):

Пример. В соответствии с соглашением, заключенным с учредителем, государственному автономному учреждению на 2015 г. предоставляется субсидия на выполнение государственного задания в сумме 5 000 000 руб. На основании графика к данному соглашению в I квартале 2015 г. объем субсидии, планируемой к поступлению, составит 25% от ее годовой суммы.

Планом утверждены виды планируемых в 2015 г. расходов (выплат) за счет указанной субсидии, в том числе:

На основании платежно-расчетной ведомости за январь 2015 г.:

Сумма начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды, согласно карточкам учета страховых взносов, за январь 2015 г. равна 45 300 руб.

В этом же месяце учреждение заключило договор на ремонт здания в сумме 122 000 руб. с исполнителем, победившим по результатам проведенного электронного аукциона. В соответствии с договором оплата ремонтных работ осуществляется по факту его исполнения, после подписания обеими сторонами акта выполненных работ.



Цифры приведены условные.

В силу учетной политики учреждения в целях бухгалтерского учета обязательства по выплате заработной платы принимаются в объеме утвержденных планом расходов на выплату заработной платы, денежные обязательства по выплате заработной платы принимаются в объеме фактически начисленных сумм на основании платежно-расчетной ведомости. Принятие в бухгалтерском учете обязательств по уплате страховых взносов осуществляется в объеме утвержденных планом расходов на уплату страховых взносов. Денежные обязательства по уплате страховых взносов принимаются на основании сумм, начисляемых ежемесячно в карточках учета страховых взносов.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по санкционированию расходов отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Отражена сумма доходов в виде субсидии на выполнение государственного задания, утвержденная планом на 2015 г.

4 507 10 180

4 504 10 180



5 000 000

Соглашение о предоставлении субсидии

Отражена сумма расходов на выплату заработной платы сотрудникам за счет субсидии на выполнение государственного задания, утвержденная планом на 2015 г.

4 504 10 211

4 506 10 211

2 000 000

Соглашение о предоставлении субсидии, план



Отражена сумма расходов на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды за счет субсидии на выполнение государственного задания, утвержденная планом на 2015 г.

4 504 10 213

4 506 10 213

604 000

Соглашение о предоставлении субсидии, план

Отражена сумма расходов на содержание имущества учреждения за счет субсидии на выполнение государственного задания, утвержденная планом на 2015 г.

4 504 10 225

4 506 10 225

700 000

Соглашение о предоставлении субсидии, план

Приняты обязательства по выплате заработной платы сотрудникам, предусмотренные к исполнению в 2015 г.

4 506 10 211

4 502 11 211

2 000 000

Соглашение о предоставлении субсидии, план, трудовой договор

Приняты обязательства по уплате страховых взносов, предусмотренные к исполнению в 2015 г.

4 506 10 213

4 502 11 213

604 000

Соглашение о предоставлении субсидии, план, трудовой договор

Отражены обязательства, принимаемые при размещении на официальном сайте госзакупки извещения об определении исполнителя по выполнению ремонтных работ путем проведения электронного аукциона

4 506 10 225

4 502 17 225

122 000

Аукционная документация, извещение

Отражены обязательства, принятые согласно договору, заключенному с победителем электронного аукциона

4 502 17 225

4 502 11 225

122 000

Договор на проведение ремонтных работ

Отражена сумма доходов в виде субсидии на выполнение государственного задания, поступивших учреждению в I квартале 2015 г.

(5 000 000 руб. x 25%)

4 508 10 180

4 507 10 180

1 250 000

График к соглашению о предоставлении субсидии

Начислена заработная плата сотрудникам за январь 2015 г.

4 109 60 211

4 302 11 000

150 000

Платежно-расчетная ведомость

Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы сотрудникам, подлежащие исполнению

4 502 11 211

4 502 12 211

150 000

Платежно-расчетная ведомость, трудовой договор

Отражен НДФЛ, удержанный с заработной платы сотрудников

4 302 11 000

4 303 01 000

25 000

Платежно-расчетная ведомость

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды за январь 2015 г.

4 109 60 213

4 303 xx 000 <*>

45 300

Карточки учета страховых взносов

Приняты денежные обязательства по уплате страховых взносов, подлежащие исполнению

4 502 11 213

4 502 12 213

45 300

Карточки учета страховых взносов

Выплачена сотрудникам заработная плата за январь 2015 г. из кассы

(150 000 - 25 000) руб.

4 302 11 000

4 201 34 000

125 000

Платежно-расчетная ведомость, РКО

Уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды с лицевого счета учреждения

4 303 xx 000 <*>

4 201 11 000

45 300

Выписка с лицевого счета

Начислены расходы на оплату ремонтных работ на основании подписанного акта выполненных работ

4 401 20 225

4 302 25 000

122 000

Акт выполненных работ

Приняты учреждением денежные обязательства по оплате договора по ремонту здания, подлежащие исполнению

4 502 11 225

4 502 12 225

122 000

Акт выполненных работ

Оплачены ремонтные работы с лицевого счета учреждения

4 302 25 000

4 201 11 000

122 000

Выписка с лицевого счета

<*> Вместо символа "xx" проставляется соответствующий код аналитического учета счета, предназначенного для уплаты конкретного вида страхового взноса.

Заключение

В заключение отметим вот что. К ранее применявшимся автономными учреждениями счетам по санкционированию расходов (например, 0 502 01 000, 0 502 02 000, 0 504 00 000, 0 506 00 000, 0 507 00 000, 0 508 00 000) положениями Приказа N 89н добавлены новые счета:

Кроме того, Приказом N 89н введен счет 0 500 90 000, позволяющий отражать операции по санкционированию расходов на иные очередные годы (за пределами планового периода).

Материал, изложенный в данной статье, поможет разобраться вам с применением как старых, так и новых счетов по санкционированию расходов.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"