Мудрый Экономист

Показатели оценки качества образовательной деятельности

"Руководитель автономного учреждения", 2015, N 4

Как известно, Закон об образовании <1> был дополнен ст. 95.2 "Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которая вступила в силу с 21 октября 2014 г. <2>. Как и в случае с автономными учреждениями здравоохранения <3>, в отношении АУ образования такую оценку должны организовывать их учредители не реже одного раза в три года. В то же время при ее проведении нужно применять показатели, характеризующие общие критерии оценки, определенные указанным Законом: эти показатели установило Минобрнауки.

<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<2> См. Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования".
<3> Подробнее об этом см. статью К.Г. Чагина "Показатели оценки качества услуг медицинских организаций", N 3, 2015.

Напомним, что к общим критериям Закон об образовании относит четыре пункта:

  1. открытость и доступность информации об организации;
  2. комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  3. доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  4. удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации.

Сами же показатели определены Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Приказ N 1547). Рассмотрим эти индикаторы в разрезе упомянутых четырех общих критериев оценки.

Открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Информационная открытость образовательных учреждений должна оцениваться по четырем показателям.

1.1. Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности, размещенной на ее официальном сайте (для государственных и муниципальных организаций - информации, размещенной в том числе на официальном сайте bus.gov.ru). Данный показатель оценивается в диапазоне от 0 до 10 баллов. Чем более полной и актуальной исполнитель, на которого возложено проведение оценки, сочтет представленную на сайте информацию, тем больший балл заработает учреждение. Ноль баллов, вероятно, учреждение должно получить, если на указанных сайтах сведений о нем нет вообще.

В этих условиях, которые можно охарактеризовать фразой "чем больше информации, тем лучше", учреждению рекомендуется по меньшей мере внимательно следить за тем, чтобы на официальном сайте bus.gov.ru находилась исчерпывающая и актуальная информация об этом АУ, которую требуется публиковать в силу федерального законодательства о некоммерческих организациях (сведения об учредительных документах, плане финансово-хозяйственной деятельности, государственном или муниципальном задании и т.д.) <4>. Также целесообразно дублировать указанную информацию на собственном сайте учреждения.

<4> Части 3.3 - 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

1.2. Наличие на официальном сайте организации сведений о ее педагогических работниках. Данный показатель оценивается в диапазоне от 0 до 10 баллов. К сожалению, по используемой в Приказе N 1547 формулировке не ясно, какие именно сведения о педагогических работниках должны раскрываться на сайте. Однако здесь можно ориентироваться на требования такого документа, как Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582. Согласно данным Правилам на сайте должны быть отражены сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе:

1.3. Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации. Этот показатель также оценивается в диапазоне от 0 до 10 баллов. Формулировка весьма туманная: кому должно быть доступно взаимодействие с получателями услуг, что считать такой доступностью, как определять ее степень, что считать возможностью внести предложения по улучшению работы организации?

1.4. Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации). Оценка данного параметра осуществляется в диапазоне от 0 до 10 баллов. Как и в предыдущих случаях, из его формулировки многое не ясно: для кого должны быть доступны сведения, какими они должны быть, как определять степень этой доступности?

Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Все показатели второй группы оцениваются в диапазоне от 0 до 10 баллов и включают в себя следующие позиции:

Как указано в рассматриваемом документе, перечисленные показатели должны применяться "с учетом особенностей осуществляемой образовательной деятельности организации". При этом очевидно, что их формулировки допускают крайне широкую субъективную трактовку.

Доброжелательность, вежливость, компетентность работников

В третью группу входят два показателя:

Показатели данной группы измеряются в процентах - от 0 до 100. Для оценки необходимо провести опрос или анкетирование получателей образовательных услуг или их законных представителей, если сами потребители не могут адекватно оценить работу сотрудников учреждения в силу своего возраста или состояния здоровья.

Отметим, что компетентность работников оценивается отдельно от их доброжелательности и вежливости, поскольку на практике эти составляющие качества работы специалистов учреждения могут не зависеть друг от друга.

Недостатком является то, что за 100% здесь принимается просто общее число опрошенных получателей образовательных услуг без каких-либо установок по репрезентативности получаемых данных. Это формально позволяет опросить из большого количества несколько потребителей без соблюдения репрезентативности и на этой основе определить значения показателей.

Удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций

Наконец, четвертая группа состоит из следующих индикаторов:

Как и параметры предыдущей группы, приведенные показатели измеряются в процентах - от 0 до 100. Для их измерения также необходимо провести опрос или анкетирование. Характерна для этих показателей и проблема отсутствия требований к репрезентативности.

Заключение

При анализе показателей, утвержденных Приказом N 1547, становится очевидным, что их формулировки весьма расплывчаты. Вкупе с сильно дифференцированной системой присвоения баллов это однозначно приведет к тому, что при независимой оценке крайне большую роль станет играть субъективный фактор как в работе оператора по проведению оценки, так и в работе членов общественных советов <5>. "Сырость" рассматриваемой системы показателей становится особенно заметной по сравнению с аналогичными индикаторами, разработанными в других отраслях, например показателями оценки качества услуг медицинских организаций, о которых мы писали в мартовском номере журнала.

<5> Часть 8 и п. 4 ч. 7 ст. 95.2 Закона об образовании.

К.Г.Чагин

Консультант

по социальной политике

Института экономики города