Мудрый Экономист

Платежи в бюджет не должны быть невыясненными

"Бюджет", 2015, N 4

Одним из основных инструментов реализации бюджетной политики в нашей стране является Федеральное казначейство. В связи с возрастающей ролью Казначейства России, расширением выполняемых функций необходимо постоянно совершенствовать применяемые технологии, искать новые подходы к решению поставленных задач, отвечающие требованиям времени.

В связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" произошли многочисленные изменения в платежной банковской системе. Были скорректированы отдельные законодательные акты РФ, что послужило предпосылкой для подготовки и утверждения Министерством финансов РФ Приказа от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Администраторы доходов бюджетов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса, поскольку от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех бюджетов бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, а также за принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, штрафов и пеней по ним. Кроме того, задачей администраторов доходов бюджетов является своевременное и правильное доведение до плательщиков реквизитов для оформления платежных документов по уплате денежных средств в бюджеты. Устанавливает это положение разд. 1 Порядка, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 18 декабря 2013 г. N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Порядок N 125н), в котором говорится, что сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов РФ и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты, до плательщиков доводят администраторы поступлений в бюджет. Поэтому поступающие в Управление Федерального казначейства по Смоленской области правильно оформленные платежные поручения говорят о хорошо проведенной администраторами доходов бюджета работе с плательщиками.

Возможность уточнения

Порядок N 125н дает возможность уточнения невыясненных поступлений, ошибочно зачисленных на счет одного органа Федерального казначейства и предназначенных для зачисления на счет другого органа казначейства, путем передачи данных по ним через Реестр платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства. Управлением в рамках реализации данной нормы подготовлено и направлено в адрес главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов, а также размещено на сайте ведомства письмо, разъясняющее порядок уточнения платежей, ошибочно перечисленных плательщиками на счет N 40101 другого органа Федерального казначейства и подлежащих зачислению на счет N 40101 УФК по Смоленской области. В рамках исполнения Порядка N 125н управление направило в территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ информацию по 130 ошибочно зачисленным на счет управления платежам, предназначенным для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства. По состоянию на 1 ноября 2014 г. уточнены платежи на сумму чуть более 100,4 тыс. руб.

В свою очередь, управлением получена информация о невыясненных поступлениях, ошибочно зачисленных на счета N 40101 УФК по субъектам РФ. Данная информация доведена до соответствующих администраторов доходов бюджета Смоленской области для дальнейшего формирования в установленном порядке уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа. На 1 ноября 2014 г. исполнено 358 уведомлений на сумму 257,8 тыс. руб.

Приказом N 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Соблюдение требований Приказа N 107н позволит снизить количество невыясненных поступлений, основную массу которых формируют платежи физических лиц. Правилами установлено, что указание в распоряжении о переводе денежных средств не только ИНН, но и КПП плательщика и получателя является обязательным. Чем точнее плательщики и кредитные организации будут указывать необходимую информацию в распоряжениях о переводе денежных средств, тем ниже вероятность, что нам придется разбирать невыясненные поступления в ручном режиме.

Одним из показателей качественного исполнения доходной части бюджета является объем невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы РФ. Несмотря на то что нормативными документами не закреплена ответственность органов Федерального казначейства за рост объемов невыясненных поступлений, этому показателю уделяется пристальное внимание и со стороны Федерального казначейства, и со стороны Министерства финансов РФ. Ежегодно при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 29 июня 2012 г. N 264 "О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого территориальными органами Федерального казначейства", оценивается изменение остатка невыясненных поступлений по состоянию на 1 января отчетного финансового года относительно предшествующего финансового года. Объем невыясненных поступлений позволяет судить о правильном оформлении платежных документов на перечисление и своевременном зачислении доходов в бюджеты. Тенденция к увеличению остатка невыясненных поступлений снижает оценку работы управления. Следовательно, каждый территориальный орган Федерального казначейства стремится сократить объем невыясненных поступлений и увеличить объем уточненных платежей.

За период с 1 января 2014 г. по 31 октября 2014 г. на счет N 40101 по коду невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, учтено платежей на сумму 1,468 млрд руб., что составляет 1,8% от суммы поступления доходов бюджетов на территории Смоленской области (80,1 млрд руб.). Уточнено 1,471 млрд руб., что составляет 100,2% от суммы учтенных невыясненных поступлений, с учетом уточнения невыясненных поступлений прошлых лет. На 1 ноября 2014 г. остаток невыясненных поступлений - 3,3 млн руб., что составляет 0,004% от суммы поступления доходов бюджетов на территории Смоленской области.

Примечание. Причины отнесения платежей к невыясненным

Основными причинами отнесения поступивших сумм к невыясненным поступлениям являются:

-----------------T--------------------------------------------------------¬
¦ ¦ СБЕРБАНК РОССИИ Форма N ПД-4сб (налог) ¦
¦ ¦----------------- ¦
¦ ¦Основан в 1841 году ¦
¦ ¦ Статус плательщика ___ ¦
¦ ¦ УФК по Ростовской области ¦
¦ ¦ (УФМС России по РО) 616401001 ¦
¦ Извещение ¦----------------------------------------- КПП ----------¦
¦ ¦ (наименование получателя платежа) ¦
¦ ¦ 6164242352 60401000000¦
¦ ¦------------------------- __________________ -----------¦
¦ ¦ИНН налогового органа <*> и его сокращенное (Код ОКАТО)¦
¦ ¦ наименование ¦
¦ ¦ 40101810400000010002 ¦
¦ ¦--------------------------------- в ____________________¦
¦ ¦(номер счета получателя платежа) (наименование банка)¦
¦ ¦ 046015001 ¦
¦ ¦БИК: --------------- Кор./сч.: _________________________¦
¦ ¦ Госпошлина ¦
¦ ¦за заграничный паспорт 19210806000051000110 ¦
¦ ¦---------------------- ---------------------------------¦
¦ ¦(наименование платежа) (код бюджетной классификации КБК)¦
¦ ¦Плательщик (Ф.И.О.) ____________________________________¦
¦ ¦Адрес плательщика: _____________________________________¦
¦ ¦ИНН плательщика ______________ N л/с плательщика _______¦
¦ Кассир ¦Сумма: _________ руб. ____ коп. Статус _______ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Плательщик (подпись): __________ Дата: __ ______ 200_ г.¦
¦ ¦<*> или иной государственный орган исполнительной власти¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦ ¦ УФК по Ростовской области ¦
¦ ¦ (УФМС России по РО) 616401001 ¦
¦ ¦----------------------------------------- КПП ----------¦
¦ ¦ (наименование получателя платежа) ¦
¦ ¦ 6164242352 60401000000¦
¦ ¦------------------------- __________________ -----------¦
¦ ¦ИНН налогового органа <*> и его сокращенное (Код ОКАТО) ¦
¦ ¦ наименование ¦
¦ ¦ 40101810400000010002 ¦
¦ ¦--------------------------------- в ____________________¦
¦ ¦(номер счета получателя платежа) (наименование банка)¦
¦ ¦ 046015001 ¦
¦ ¦БИК: --------------- Кор./сч.: _________________________¦
¦ ¦ Госпошлина ¦
¦ ¦за заграничный паспорт 19210806000051000110 ¦
¦ ¦---------------------- ---------------------------------¦
¦ ¦(наименование платежа) (код бюджетной классификации КБК)¦
¦ ¦Плательщик (Ф.И.О.) ____________________________________¦
¦ ¦Адрес плательщика: _____________________________________¦
¦ Квитанция ¦ИНН плательщика ___________ N л/с плательщика __________¦
¦ ¦Сумма: __________ руб. ____ коп. Статус ________ ¦
¦ Кассир ¦ ¦
¦ ¦Плательщик (подпись): _________ Дата: __ _______ 200_ г.¦
¦ ¦<*> или иной государственный орган исполнительной власти¦
L----------------+---------------------------------------------------------

Работа с администраторами доходов

Необходимо отметить, что введение нормы, регламентирующей сроки проведения зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм, могло бы привести к резкому сокращению объема невыясненных поступлений. Если по налоговым платежам данный вопрос урегулирован Налоговым кодексом, то по неналоговым доходам сроки рассмотрения заявления плательщика на уточнение и возврат платежа не определены. Это приводит к тому, что не всеми администраторами доходов бюджетов своевременно проводятся уточнения, и этот вопрос требует решения на законодательном уровне. С целью минимизации невыясненных поступлений в управлении сложилась практика направления писем администраторам доходов бюджетов с напоминанием о необходимости своевременного уточнения платежей. В данном случае вручную производится выборка неуточненных платежей по конкретному администратору доходов бюджетов.

Кроме этого, управлением ведется устная работа с администраторами доходов бюджетов по разъяснению того, как правильно заполнять расчетные документы и применять бюджетную классификацию. На сайте управления в разделе "Информация для клиентов/Администраторам доходов" размещаются:

Также предоставляется информация администраторам доходов бюджетов, которые обращаются в управление с письменным запросом о представлении им информации о количестве и суммах неуточненных платежей (неотработанных запросов) за определенный период. Это связано с невозможностью своевременного уточнения платежей в начале финансового года в связи с отсутствием правовых актов главных администраторов доходов бюджетов.

За период с 1 января 2014 г. по 31 октября 2014 г. исполнено более 151,3 тыс. операций по уточнению вида и принадлежности поступлений, в том числе 84 тыс. операций по уточнению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

Перспективы

Каковы перспективы в решении данного вопроса? Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденная Приказом Министерства финансов РФ от 29 августа 2013 г. N 227, предусматривает формирование реестра доходных источников бюджетов, что позволит обеспечить контроль значений реквизитов платежа и исключить невыясненные платежи в бюджет.

В 2015 г. управлением продолжена работа по реализации задачи формирования эффективной системы взаимодействия с администраторами поступлений в бюджеты РФ. Управление оперативно и в полном объеме обеспечивает администраторов информацией по установленной действующими нормативными правовыми актами форме, а также организует прием, контроль и своевременное исполнение поступивших от них документов. Эффективное функционирование данной системы в процессе кассового обслуживания органами Федерального казначейства исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в конечном итоге позволит обеспечить своевременное зачисление поступлений в бюджеты и сократить объем невыясненных поступлений.

Т.П.Гырлина

Начальник отдела доходов

УФК по Смоленской области