Мудрый Экономист

Безопасность-2015: каковы основные задачи?

"Руководитель бюджетной организации", 2015, N 5

Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и принятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций входят в обязанности всех руководителей бюджетных учреждений. На какие задачи нужно обращать особое внимание в 2015 г.? Приоритетные направления деятельности при решении задач обеспечения безопасности обсуждались на Всероссийском сборе представителей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Среди основных направлений деятельности РСЧС на 2015 г. названы, в частности, работа по формированию нормативной правовой базы в области пожарной безопасности (ПБ), гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также организация взаимодействия всех органов власти при решении задач по обеспечению безопасности.

Пожарная безопасность

Госдума приняла в первом чтении законопроект N 507518-6, вносящий изменения в Закон о пожарной безопасности <1> и разработанный для устранения правовой неопределенности в данной сфере, а именно для отнесения координации деятельности других видов пожарной охраны к полномочиям ФПС ГПС <2> и законодательного закрепления понятия "координация в области пожарной безопасности".

<1> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
<2> Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы МЧС России.

В рамках исполнения поручения Президента РФ разработан и направлен в Госдуму проект федерального закона N 719981-6, предполагающий изменения в ст. 28.3 КоАП РФ. Заместитель главы МЧС В.С. Артамонов отметил, что на сегодняшний день возникла необходимость наделить правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), руководителей подразделений ФПС. Указанные руководители имеют возможность непосредственно принимать участие в ликвидации последствий пожаров и фиксировать наличие административных правонарушений, находящихся в причинно-следственной связи с возникновением ЧС или пожаров. Действующей редакцией КоАП РФ такое право предоставлено только должностным лицам органов, осуществляющих государственные надзорные функции. Названные лица вынуждены принимать решение о возбуждении административного дела в условиях неочевидности, то есть последствия ЧС либо пожаров на момент принятия этого решения могут быть изменены заинтересованными лицами с целью ухода от ответственности.

Планируется сократить количество составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Административная ответственность, которая предусмотрена за нарушение требований ПБ и размеры которой достигали 600 тыс. руб., может быть снижена более чем в три раза.

Для устранения пробелов в области правового регулирования и дальнейшего развития институтов негосударственного контроля за соблюдением требований ПБ разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Им вводится понятие "независимая оценка пожарного риска", устанавливаются административная ответственность за нарушение порядка независимой оценки пожарного риска, а также фальсификацию ее результатов и уголовная ответственность за заведомо ложное заключение эксперта. Вносимые изменения позволят разграничить полномочия федеральных органов государственной власти в области осуществления пожарного надзора.

Для ведения базовых государственных информационных ресурсов уже разработан электронный сервис предоставления сведений из реестра заключений по независимой оценке пожарного риска.

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" направлен на снятие избыточных административных барьеров на пути осуществления предпринимательской деятельности. В частности, определяются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Предлагается установить добровольный формат декларирования, причем регистрация декларации будет основанием для освобождения объекта защиты от проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора.

Разработан проект технического регламента Таможенного союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", который обеспечит осуществление единой технической политики в области пожарной безопасности.

Гражданская оборона

Врио директора Департамента гражданской обороны и защиты населения О.Л. Мануйло сообщил, что на основании Поручения Президента РФ от 25.12.2014 N Пр-2994 организована деятельность по разработке основ единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 г. и внесению изменений в законодательство РФ в части совершенствования системы управления, актуализации задач ГО, внедрения систем категоризации территорий и объектов.

Подготовлены изменения Закона о гражданской обороне <3>, обеспечивающие, в частности, наделение субъектов РФ полномочиями по принятию законодательных и иных нормативных правовых актов в данной области.

<3> Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ.

Законопроект поясняет не определенные до настоящего времени законодательством РФ понятия "управление гражданской обороной" и "система управления гражданской обороной", уточняет задачи ГО, которых и в новой редакции остается 15, и приводит их в соответствие с новыми подходами к организации и ведению ГО, закрепляет нормативные правовые акты субъектов РФ как источники правового регулирования в области ГО.

В течение шести месяцев после принятия законопроекта планируется внести изменения в Положение о гражданской обороне в РФ <4> в части актуализации мероприятий по ГО, а также установления дифференцированных требований (норм), предъявляемых к мероприятиям по ГО. Предполагается разделить мероприятия, выполняемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

<4> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804.

На 2015 г. запланированы возложение на субъекты РФ обязанностей по развертыванию системы-112 <5> и передача им функций заказчиков. Предусмотрена корректировка комплексного плана создания системы-112 субъекта РФ в части выделения финансовых средств бюджетам субъекта РФ, местным бюджетам, организациям для создания указанной системы до 2018 г. на всей территории субъекта РФ. Будет обеспечена возможность приема вызова экстренных оперативных служб с мобильных телефонов по номеру "112" диспетчерами единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также операторами системы-112.

<5> Федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N 223.

Изменения в порядке создания нештатных аварийно-спасательных формирований (которые создаются только крупными предприятиями, эксплуатирующими опасные производственные объекты) вызвали необходимость проведения масштабных учений и тренировок, проверок готовности органов управления, сил и средств ГО и населения к действиям при возникновении кризисных ситуаций.

Издан и направлен на регистрацию в Минюст Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701, утверждающий Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне <6> (НФГО).

<6> На момент подготовки статьи (30.03.2015) документ находился на регистрации в Минюсте.

НФГО создаются организациями, отнесенными к категориям по ГО, и не подлежат аттестации. Приказ определяет алгоритм привлечения НФГО к спасательным работам при возникновении ЧС. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать НФГО и организовывать их деятельность на своих территориях согласно планам ГО и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО, а также контроль в этой области осуществляют МЧС и его территориальные органы.

Чрезвычайные ситуации

В перечень основных направлений работы РСЧС вошли принятие и реализация региональных целевых программ в области предупреждения ЧС. По вопросам принятия программ и финансирования соответствующих мероприятий запланирован ряд совещаний. Субъекты РФ, где региональных программ еще нет, должны ускорить их разработку.

На федеральном уровне реализация комплекса защитных мер в основном осуществляется в рамках госпрограммы, целью которой является минимизация социального, экономического и экологического ущерба от различных ЧС. В большинстве субъектов РФ структура региональных программ идентична структуре государственной программы. Органам исполнительной власти субъектов РФ в 2015 г. предложено, в частности, следующее:

В составе региональных госпрограмм нужно предусмотреть создание комплексных систем безопасности с учетом уже наработанного опыта. Данные системы должны включать в себя комплекс "Безопасный город" <7> и систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

<7> Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р.

Продолжается совершенствование нормативной правовой базы в области ГО и защиты от ЧС. Принят Закон N 38-ФЗ <8>: в перечень основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС включено прогнозирование угрозы их возникновения. Закон регламентирует вопросы защиты при возникновении ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах и определяет механизм совершенствования нормативно-правового регулирования в области защиты названных объектов от атак террористов. Также вводятся понятия "критически важный объект" и "потенциально опасный объект", термин "территория, подверженная повышенному риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов", уточняющий и дополняющий термин "зона экстренного оповещения населения".

<8> Федеральный закон от 08.03.2015 N 38-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В Законе отсутствует определение понятия "органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", не утверждены уровни, на которых данные органы создаются. Для этого подготовлен проект федерального закона N 507496-6, который содержит необходимое определение, устанавливает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГС ПЛЧС), законодательно разграничивает понятия "постоянно действующие органы управления" и "органы повседневного управления" на всех уровнях функционирования ЕГС ПЛЧС.

В рамках конкретизации полномочий руководителей территориальных органов МЧС планируется наделение указанных лиц контрольными (а после изменений в законодательстве и надзорными) функциями.

Одно из направлений работы по предупреждению ЧС на 2015 г. - создание и формирование территориальных центров мониторинга и прогнозирования (ТЦ МиП). Для этого МЧС совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ должно подготовить план мероприятий по созданию ТЦ МиП, в котором будут предусмотрены штатная численность и выделение финансовых средств на создание, оснащение и дальнейшее содержание центров, позаботиться о программном обеспечении данных центров, а также заключить соглашения с территориальными органами исполнительной власти РФ, вузами и другими организациями для использования их потенциала в формировании прогнозной информации по своим направлениям.

Руководители МЧС отметили важность профилактической работы, в том числе обучения детей действиям в случае ЧС, получения ими навыков оказания помощи пострадавшим, профориентации, пропаганды здорового образа жизни.

В Госдуме на рассмотрении находится проект федерального закона N 300326-6 "О добровольчестве (волонтерстве)", в котором к основным видам добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено в том числе "участие в оказании помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, оказание содействия уполномоченным органам в информировании населения о ЧС, пожарах, авариях и катастрофах и об угрозе их возникновения". Однако возможность участия добровольцев в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС непосредственно, их права и обязанности в таких ситуациях не установлены. В связи с этим в настоящее время ведется работа по подготовке проекта федерального закона "Об участии граждан в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Надзорная деятельность

Руководители РСЧС отметили, что привлечение представителей общественных организаций для участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях дало хорошие результаты; следовательно, оно будет продолжаться. Оправдало себя и смягчение отношения к несущественным проступкам, когда в случаях выявления правонарушений, не связанных с угрозой причинения вреда людям и совершенных впервые, назначаются наказания исключительно в виде предупреждения либо объявляется устное замечание, что не противоречит действующему законодательству. В обязательном порядке будет учитываться реальная возможность ответственных лиц устранить выявленные нарушения. "Этим мы полностью исключаем так называемую гонку за показателями, когда зачастую работу надзорных органов оценивали по количеству проведенных проверок и составленных протоколов", - отметил в своем выступлении главный госинспектор по пожарному надзору Б.А. Борзов.

Первый замминистра МЧС С.А. Шляков подчеркнул важность внедрения альтернативных государственному надзору форм оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям: декларирования, независимой оценки рисков, страхования ответственности. Замминистра подчеркнул, что основные усилия надзорных органов должны быть направлены на повышение эффективности профилактики, проведение организационно-методической, адресной работы с учетом особенностей регионов и каждого объекта защиты.

Регионам будут переданы полномочия по федеральному надзору в отношении садовых и дачных некоммерческих объединений, жилых домов, органов местного самоуправления и других объектов.

Разработан проект концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС, который прошел процедуру согласования с надзорными органами МЧС, подразделениями центрального аппарата МЧС, учебными и научными подразделениями МЧС и общественными организациями. Основная идея названного документа - создание правовой основы для формирования единой системы надзорных органов МЧС, обеспечивающей их организацию и эффективное функционирование, с возможностью дальнейшего интегрирования с единой системой государственного и муниципального контроля (надзора).

Рассмотрим подробнее основные направления работы по совершенствованию деятельности надзорных органов МЧС, предлагаемые данной концепцией. Целями внедрения дифференцированного подхода к проведению надзорных мероприятий по ПБ в зависимости от степени риска причинения вреда (ущерба) являются сокращение количества подконтрольных объектов и переход к проверкам в зависимости от степени пожарной опасности объекта с передачей подконтрольных объектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и деятельности уведомительного характера. Для каждой классификационной группы объектов защиты будет применяться свой режим регулирования в зависимости от класса опасности объекта защиты, в том числе дифференциация периодичности проведения плановых проверок в соответствии со степенью риска причинения вреда жизни, здоровью людей.

С целью снижения нагрузки на должностных лиц федерального государственного пожарного надзора и лиц, осуществляющих надзор в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, прорабатывается вопрос о сокращении количества форм отчетности по результатам такой деятельности.

Кроме того, будет оптимизирован механизм проверок соблюдения требований ПБ при возведении объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе.

С.П.Фролов

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"