Мудрый Экономист

Об отдельных вопросах осуществления закупок

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2015, N 5

Вот уже второй год бюджетные, казенные (а в некоторых случаях и автономные) учреждения осуществляют свои закупки по правилам, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ <1>. Напомним, что указанный Закон направлен на регулирование отношений, связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. В статье мы приведем разъяснения компетентных органов по отдельным вопросам применения названного Закона.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

О сроках принятия решений о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, если окончание срока приходится на нерабочий праздничный день. В силу ч. 2 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 000 000 руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 6 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ установлено право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе принять решение о внесении изменений в документацию о данном аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.

В случае если последний день принятия решений о внесении изменений в положения аукционной документации приходится на нерабочий день, заказчик вправе принять названное решение в ближайший следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-2). То есть, если, например, днем принятия решения о внесении изменений в положения аукционной документации будет являться 11 мая 2015 г., обозначенные изменения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее 12 мая 2015 г.

О порядке согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при несостоявшемся электронном аукционе. В силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ согласование заключения контракта с единственным поставщиком при несостоявшемся электронном аукционе исходя из ч. 1 - 3.1 ст. 71 Федерального закона N 44-ФЗ проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с ФАС, или органом исполнительной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления муниципального района, или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 (далее - Порядок N 537).

На основании п. 3 Порядка N 537 для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет согласно требованиям Порядка N 537 письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения):

В соответствии с п. 12 Порядка N 537 по результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

О лицах, которым заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторгнутого заказчиком в одностороннем порядке. Согласно ч. 3 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествовавших проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий обозначенных контрактов в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.

В случае проведения запроса предложений согласно п. 6 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.

Получается, что при проведении запроса предложений согласно п. 6 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ у заказчика отсутствуют ограничения на направление приглашения принять участие в такой закупке лицу, с которым был расторгнут контракт.

Вместе с тем приглашение принять участие в проведении запроса предложений может не направляться лицу, с которым заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке, поскольку при проведении запроса предложений заказчик, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ, вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2863).

Напомним, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).

Об изменении размера и способа обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта в ходе его исполнения, а также о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В соответствии с ч. 7 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Расчет предоставляемого обеспечения исполнения контракта нужно осуществлять от суммы неисполненных обязательств пропорционально (поставщик исполнил контракт на 10%, значит, размер предоставляемого обеспечения следует уменьшать на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставляемого исполнителем при его заключении).

На основании изложенного ч. 7 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ подлежит применению в случае установления в контракте поэтапной приемки работ, подтверждаемой соответствующими актами.

Кроме того, в силу ч. 27 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Необходимо отметить, что обязательства исполнения контракта распространяются исключительно на срок действия контракта. Гарантийные обязательства по предмету исполненного контракта регулируются гражданским законодательством и не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных контрактом.

Таким образом, если контрактом не предусмотрено, что денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) после окончания срока гарантийных обязательств, заказчик обязан вернуть указанные денежные средства после исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2865).

Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нежилого здания. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или производят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исходя из п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, заказчик вправе приобрести нежилое здание, определенное решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения данного объекта недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2873).

О процедурах получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации N 567).

Данные Рекомендации разъясняют возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, с применением методов, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.

В соответствии с п. 3.7 Рекомендаций N 567 в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заказчику рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

С учетом изложенного заказчик вправе для определения НМЦК использовать одну из процедур согласно п. 3.7 Рекомендаций N 567 (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2902). Необходимо отметить, что данные Рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цен контрактов.

О методах, применяемых для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на проведение монтажа охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации. В соответствии с нормами ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и (в предусмотренных обозначенным Законом случаях) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

При этом ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, оговоренных в ч. 7 - 11 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ.

На основании ч. 9 и 9.1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК:

Таким образом, проектно-сметный метод не может быть применен заказчиком при определении и обосновании НМЦК на проведение монтажа охранно-пожарной и (или) тревожной сигнализации.

Вместе с тем в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, или в дополнение к иным методам заказчик вправе для определения и обоснования НМЦК применить затратный метод.

Указанный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения и обоснования НМЦК методов, поименованных в ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2899).

Об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ, путем:

В силу п. 16 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с названным Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Исходя из ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном обозначенным Законом, заказчик вправе отменить поименованное в ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями и сведения о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом данные закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

На основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, или органом исполнительной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления муниципального района, или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом согласно ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случаях, если конкурс, электронный аукцион, запрос котировок признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям обозначенного Закона и документации о конкурсе, электронном аукционе или извещению о проведении запроса котировок.

Получается, что в указанных случаях установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

При этом контрольный орган не вправе отказать в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12).

А.Павелин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"