Мудрый Экономист

Об ответственности за неисполнение представления и предписания

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2015, N 5

В редакцию журнала поступил вопрос нашего подписчика с просьбой разъяснить следующую ситуацию. Федеральное казенное учреждение своевременно не представило в территориальное управление Росфиннадзора информацию об исполнении представления и предписания, вынесенных по результатам проверки учреждения. Может ли учреждение быть привлечено к административной либо иной ответственности за данное нарушение?

В соответствии с п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Полномочия территориальных органов Росфиннадзора определены Приказом Минфина России от 26.08.2014 N 80н "Об утверждении Типового положения о территориальном (межрегиональном территориальном) управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъекте Российской Федерации (субъектах Российской Федерации, находящихся в границах федерального округа)".

Контрольные мероприятия осуществляются Росфиннадзором в соответствии с Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н, которым утвержден новый Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент). Данный Регламент определяет порядок осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение ч. 3 ст. 269.2 БК РФ, ст. 186 ЖК РФ, ст. 99 Закона о контрактной системе <1> и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет (п. 99 Административного регламента):

  1. Уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Под таким уведомлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

Необходимо отметить, что принятие в отношении участника бюджетного процесса, совершившего бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Порядок исполнения решения о принятии бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом.

  1. Представления. Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки (или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения) информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий данных нарушений.
  2. Предписания. Предписанием является документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию. Неисполнение предписания о возмещении причиненного данным нарушением Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию указанным нарушением.

Представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

Формы указанных документов установлены Приказом Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437 "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".

Отмена представлений и предписаний осуществляется в судебном порядке. Отмена представлений и предписаний территориальных органов Росфиннадзора также осуществляется ее руководителем (заместителем руководителя) по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Росфиннадзора.

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Необходимо отметить, что в силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как мы видим, КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение учреждением исключительно предписаний. Необходимо отметить, что направляемое предписание содержит несколько требований:

С учетом вышеизложенного учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ как за неуведомление Росфиннадзора (территориального органа) о результатах исполнения предписания, так и за неустранение выявленных нарушений (невозмещение выявленного ущерба).

Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля КоАП РФ не установлена. Следовательно, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления Росфиннадзор не вправе. Кроме того, у Росфиннадзора отсутствуют полномочия по привлечению учреждения (должностных лиц учреждения) к какой-либо иной ответственности за данные нарушения, кроме как к административной.

Вместе с тем в указанных случаях Росфиннадзор (территориальный орган) вправе обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения. Причем учредитель вправе привлечь руководителя учреждения к дисциплинарной ответственности за неисполнение предписаний и представлений Росфиннадзора.

А.Гусев

К. п. н.,

редактор журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"