Мудрый Экономист

Порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе мчс

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5

С 23.11.2014 вступил в силу Приказ МЧС России от 22.08.2014 N 444 "О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России" (далее - Приказ N 444). В статье рассмотрим подробно порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе МЧС.

В начале отметим, что в основу Приказа N 444 легли положения законодательства, а именно Постановления Правительства РФ N 193 <1>. Главой III данного Постановления установлен порядок осуществления внутреннего финансового аудита.

<1> Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

Каковы цели внутреннего финансового аудита? Целями аудита являются:

Кто вправе проводить такой контроль? Данный контроль осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Какими правами наделены лица, осуществляющие аудит? В ходе проверки они имеют право:

Кроме того, согласно п. 32 Постановления Правительства РФ N 193 лица, проводящие аудит, вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, направляемых в Минфин в целях составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Какие обязанности возложены на лиц, осуществляющих аудит? Указанные лица обязаны:

Как планируется внутренний финансовый аудит? В соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ N 193 плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. В Приложении 1 к Приказу N 444 сказано, что план внутреннего финансового аудита составляется на очередной финансовый год и ведется соответствующим подразделением (должностным лицом) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС, наделенным соответствующими полномочиями. Такой план утверждается до начала очередного финансового года.

Что необходимо учитывать при составлении плана аудиторских проверок? Согласно п. 40 Постановления Правительства РФ N 193 необходимо учитывать следующее:

Кроме вышеперечисленных факторов лица, осуществляющие аудит, обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

Данный анализ проводится на основе запрашиваемых документов. Согласно п. 6 Приложения 1 к Приказу N 444 такой запрос направляется объекту аудита не менее чем за три рабочих дня до начала аудиторской проверки. Запрашиваемые документы должны быть представлены в подлиннике или копиях, заверенных объектом аудита, в сроки, указанные в запросе. Если же в запросе не установлен срок, то документы должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса.

Каковы сроки проведения аудиторской проверки? В п. 50 Постановления Правительства РФ N 193 сказано, что предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета. Для учреждений в системе МЧС эти сроки определены в Приложении 2 к Приказу N 444, предельный срок не должен превышать 40 календарных дней.

Каковы основания для приостановления аудиторской проверки? Пунктом 3 Приложения 2 к Приказу N 444 установлено, что основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:

Обращаем ваше внимание, что аудиторская проверка приостанавливается должностным лицом, утвердившим план, на основании мотивированного обращения руководителя подразделения (должностного лица) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. О приостановлении должностное лицо, осуществляющее аудит, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения должно письменно известить объект аудита об этом с указанием причин.

К сведению. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается (п. 4 Приложения 2 к Приказу N 444).

Далее после получения информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки, аудитор в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита (п. 7 Приложения 2 к Приказу N 444).

Каковы основания для продления аудиторской проверки? В п. 9 Приложения 2 к Приказу N 444 сказано, что основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

При этом нужно отметить, что срок проведения аудиторской проверки может продлеваться должностным лицом, назначившим ее проведение, но не более чем на 20 календарных дней на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (п. 8 Приложения 2 к Приказу N 444).

Какие исследования проводятся в ходе аудиторской проверки? Итак, согласно п. 46 Постановления Правительства РФ N 193 в ходе аудиторской проверки проводятся исследования:

Каким образом проводятся исследования в ходе аудиторской проверки? Данные исследования проводятся путем:

Какой документ должен быть оформлен по результатам проведения аудиторской проверки? Согласно п. 51 Постановления Правительства РФ N 193 результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки. Отметим, что форма этого акта и порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета (п. 52 Постановления Правительства РФ N 193). Для учреждений в системе МЧС форма акта утверждена Приложением 3 к Приказу N 444.

Что должно быть указано в акте? Вначале отметим, что данный акт составляется руководителем аудиторской группы на основании справок, составленных участниками аудиторской группы.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения и недостатки, то они обязательно должны быть в акте, а именно необходимо указать:

При этом в акт не должны быть включены различного рода предположения и сведения, не подтвержденные документами.

На основании каких документов составляется акт проверки? Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ N 193 в ходе аудиторской проверки заполняется рабочая документация. Данная документация содержит:

На основании рабочих документов и составляется акт аудиторской проверки.

Порядок направления и сроки рассмотрения акта в системе МЧС установлены Приложением 4 к Приказу N 444. В этом Приложении сказано, что акт направляется объекту аудита по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа. Если проверяющие и объект аудита находятся в одном населенном пункте, то акт аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита либо представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.

Рассмотрение объектом аудита акта осуществляется в срок не более двух рабочих дней со дня его поступления. Далее объект аудита имеет право представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение трех рабочих дней со дня его поступления. В случае поступления от объекта аудита письменных возражений руководитель аудиторской группы в течение семи рабочих дней со дня их поступления готовит заключение на представленные возражения, которое направляется объекту аудита. Все письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.

Что такое годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита? В соответствии с п. 56 Постановления Правительства РФ N 193 данная отчетность содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

При этом порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета (п. 57 Постановления Правительства РФ N 193). Отметим, что для учреждений системы МЧС порядок представления такой отчетности определен Приложением 5 к Приказу N 444. В Приложении сказано, что данная отчетность составляется нарастающим итогом с начала текущего года на основе обобщения и анализа результатов внутреннего финансового аудита и представляется с сопроводительным письмом на бумажных носителях или в виде электронного документа. При этом:

Заключение

В заключение отметим, что проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.

М.Волкова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"