Мудрый Экономист

Новые регламенты проверок росздравнадзора

"Руководитель бюджетной организации", 2015, N 5

Минздрав подготовил четыре Приказа, регламентирующих порядок проведения проверок Росздравнадзором. Рассмотрим особенности таких проверок.

Обновлен порядок осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности <1>, регламентированы порядки проведения проверок органов власти и медицинских организаций в части ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности <2>, соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками и руководителями ограничений <3>, установленных законодательством РФ, контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья <4>.

<1> Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России от 23.01.2015 N 12н.
<2> Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России от 23.01.2015 N 13н.
<3> Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности, утв. Приказом Минздрава России от 23.01.2015 N 14н.
<4> Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья, утв. Приказом Минздрава России от 26.01.2015 N 19н.

Утвержденные Приказами Регламенты определяют сроки и последовательность административных процедур, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росздравнадзора и его территориальными органами.

Права должностных лиц

Должностные лица Росздравнадзора (его территориальных органов), осуществляющие государственный контроль (далее - инспекторы), имеют право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора. Они могут беспрепятственно проходить на территорию проверяемых организаций, в помещения, осматривать оборудование, подобные объекты и транспорт. Если такой доступ невозможен, инспекторы составляют соответствующий акт.

Следует обратить внимание, что инспекторы вправе получить доступ только к объектам, используемым при осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности.

Проверяющие могут брать пробы и образцы материалов и организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи с оформлением соответствующих протоколов, производить фото- и видеосъемку объектов контроля. Однако в административном перечне отсутствует право инспекторов брать пробы и образцы, если предмет контроля - соблюдение ограничений, применяемых при осуществлении профессиональной деятельности <5>.

<5> См. Приказ Минздрава России N 14н.

Инспектор может снимать копии с документов. Но нужно помнить, что данное право применимо не ко всем документам, а только к тем, которые необходимы для проведения контроля.

Административный регламент оговаривает право инспекторов применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения обязательных требований. Дача проверяемым лицам разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции Росздравнадзора, тоже является правом, а не обязанностью инспекторов.

Обязанности должностных лиц

Соблюдение законодательства РФ, прав и законных интересов проверяемых лиц - одна из главных обязанностей инспекторов.

Проверка должна проводиться только согласно ее назначению и на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора.

Проводить проверку инспектор может только во время исполнения служебных обязанностей. Провести выездную проверку он вправе лишь при наличии служебного удостоверения, копии соответствующего приказа. Для проверки в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан или возникновения такой угрозы нужна, кроме прочего, копия документа о согласовании проведения проверки <6>.

<6> Часть 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите предпринимателей).

Инспектор не должен препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица (далее - уполномоченный представитель) присутствовать при проверке и обязан давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предоставлять проверяемому лицу необходимую информацию и документы, знакомить с ее результатами.

При определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, инспектор обязан учитывать соразмерность указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых лиц. Если действия инспектора будут обжалованы, он обязан доказывать их обоснованность.

Инспектор не вправе нарушать сроки проведения плановых и внеплановых проверок, установленные Законом о защите предпринимателей, и может требовать от проверяемого лица только те документы или сведения, представление которых предусмотрено законодательством РФ.

По просьбе уполномоченного представителя перед началом выездной проверки инспектор обязан ознакомить его с положениями Административного регламента, по которому проводятся контрольные мероприятия. Запись о проведенной проверке вносится в журнал учета проверок, который ведет проверяемое лицо <7>.

<7> Типовая форма журнала учета проверок утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.

Права проверяемых лиц

Уполномоченный представитель имеет право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от Росздравнадзора и его сотрудников информацию по предмету проверки, предоставление которой предусмотрено Законом о защите предпринимателей, а также привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Уполномоченный представитель вправе ознакомиться с результатами проверки и указать в акте проверки о своем несогласии с этими результатами и (или) с отдельными действиями инспекторов, в административном и (или) судебном порядке обжаловать действия инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица, потребовать возмещения вреда, причиненного при осуществлении контроля.

Обязанности проверяемых лиц

При проведении документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса проверяемое лицо обязано направить в Росздравнадзор необходимые документы.

Проверяемое лицо обязано предоставить инспекторам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки. При контроле соблюдения законодательных ограничений, а также прав граждан данная обязанность наступает, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной.

Проверяемое лицо не должно препятствовать доступу участвующих в проверке инспекторов, экспертов на свою территорию и в помещения, к оборудованию, транспорту и грузам и должно обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверки.

Документарная и выездная проверки

При выявлении в ходе документарной проверки ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо несоответствия содержащихся в них сведений обязательным требованиям информация об этих фактах направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

После рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росздравнадзор может установить признаки нарушения обязательных требований или ограничений. Тогда инспекторы вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка проводится, если при документарной проверке не представляется возможным:

  1. удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах проверяемого лица;
  2. оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Сроки и периодичность проведения проверок

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении сложных и (или) длительных исследований, испытаний и т.д. срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней (в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов) соответствующим распоряжением руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора.

В случае когда проверяемое лицо осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, сроки проверок устанавливаются отдельно по каждому его структурному подразделению, причем общий срок не может превышать 60 рабочих дней.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Основанием для включения проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

  1. государственной регистрации проверяемого лица;
  2. окончания последней плановой проверки указанного лица.

В отношении видов деятельности, Перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944, плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще.

Утвержденный руководителем Росздравнадзора ежегодный план проверок размещается на официальном сайте Росздравнадзора - www.roszdravnadzor.ru.

Внеплановые проверки

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  1. истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения;
  2. приказ руководителя Росздравнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  3. поступившие в Росздравнадзор обращения о фактах причинения вреда (возникновения угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан (если обращение анонимно или не содержит указанных фактов, оно не может служить таким основанием).

Внеплановая выездная проверка при поступлении обращений может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту деятельности проверяемых лиц.

Приказ о проведении проверки

Основанием для проведения плановой и (или) внеплановой документарной или выездной проверок является приказ руководителя (заместителя руководителя) Росздравнадзора.

В приказе, в частности, указываются:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора);
  2. фамилии, имена, отчества инспекторов, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов (проведение проверки вправе осуществлять только те инспекторы, которые поименованы в приказе о проведении проверки. Все эксперты должны быть аттестованы, экспертные организации - аккредитованы; они должны не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, не являться его аффилированным лицом);
  3. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  4. правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке установленные требования или ограничения;
  5. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
  6. перечень административных регламентов по проведению проверки;
  7. перечень документов, которые необходимо представить для проверки (инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ);
  8. даты начала и окончания проверки.

Уведомление о проведении проверки

Если проверка выездная, то ответственный инспектор обязан направить проверяемому лицу копию приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом:

  1. не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки;
  2. не позднее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки, однако в случае причинения вреда жизни или здоровью или возникновения угрозы его причинения предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспекторами, обязательного ознакомления уполномоченного представителя с приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих ее лиц, а также с ее целями, задачами, основаниями, видами и объемом мероприятий по контролю, составом привлекаемых экспертов, сроками и условиями ее проведения.

Результат проверки

По результатам проверки составляется акт, который вручается (направляется) уполномоченному представителю. Если нарушения выявлены, уполномоченному представителю выдается предписание об их устранении.

Если нарушения содержат признаки преступлений, соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, правоохранительные органы.

Оформление результатов проверки

Инспекторы, проводящие проверку, составляют акт по ее результатам независимо от того, выявлены нарушения или нет. В акте должны содержаться в том числе сведения о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, их допустивших, об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченных представителей, о наличии подписей или об отказе от совершения подписей, о внесении в журнал учета проверок записи или о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лица указанного журнала.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Если уполномоченный представитель отсутствует или отказывается дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, документ направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росздравнадзора.

Примечание. Проверяемое лицо может отразить в акте проверки несогласие с ее результатами, с действиями инспекторов.

К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения нарушителей обязательных требований и (или) ограничений, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При выявлении нарушений обязательных требований и (или) ограничений инспекторы, проводившие проверку, обязаны:

  1. выдать проверяемому лицу предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
  2. принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
  3. при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренных КоАП РФ, составить протокол об административном правонарушении.

В случае нарушения обязательных требований и (или) ограничений, содержащего признаки преступления, Росздравнадзор должен направить материалы проверки в органы прокуратуры, правоохранительные органы.

По результатам проверки Росздравнадзор размещает на своем официальном сайте решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.

Обжалование результатов проверки

Заинтересованное лицо имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и действий Росздравнадзора, его инспектора.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в Росздравнадзоре.

Жалоба должна содержать:

  1. наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, фамилию, имя, отчество (при его наличии) должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
  2. наименование, сведения о месте нахождения организации, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
  3. сведения об обжалуемых решениях, действиях (бездействии) Росздравнадзора (его территориального органа), должностных лиц;
  4. доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действиями (бездействием) органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица этого органа.

По итогам рассмотрения заявителю в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется ответ, в том числе с указанием мер дисциплинарного воздействия, принятых в отношении инспекторов, допустивших нарушения Административных регламентов (если нарушения подтвердились, а меры были приняты).

Алгоритм проведения проверки

--------------------¬      --------------------¬      --------------------¬
¦ Угроза ¦ ¦ Сигнал ¦ ¦ План ¦
L---------T---------- L-------------------+ +--------------------
¦/ ¦/ ¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Приказ ¦
L---------T------------------------------------T------T--------------------
¦ За 24 часа ¦ ¦ За 3 рабочих дня
¦ ¦/ ¦/
¦ -----------------------------------------------¬
¦ ¦ Уведомление ¦
¦ L---------T--------------------------T----------
¦/ ¦/ ¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Проверка (до 20 рабочих дней) ¦
L--------------------------T-------------------T---------------------------
¦/ ¦/
---------------------------¬ ---------------------------¬
¦ Нет нарушений ¦ ¦ Нарушения ¦
L--------------------------+ +----------------T----------
¦/ ¦/ ¦/
--------------------¬ --------------------¬
¦ Акт ¦ ¦ Предписание ¦
L---------T---------- +--------------------
¦/ ¦/ /¦
------------------------------------------------------¬ ¦
¦ Информация на сайт ¦ ¦
L------------------------------------------------------ ¦
/¦ ¦
¦ ¦
+---------+---------¬
¦ Контроль ¦
L--------------------

Я.Ю.Королева

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"