Мудрый Экономист

Налогообложение и учет материальной помощи в бюджетных учреждениях

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2015, N 9

В статье рассмотрены основания для начисления материальной помощи сотрудникам бюджетных учреждений, а также порядок ее бухгалтерского учета.

Подробно анализируется механизм обложения сумм материальной помощи налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), а также целесообразность обложения материальной помощи страховыми взносами и включение ее в состав расходов организации при расчете налога на прибыль организаций.

В статье приводится актуальная арбитражная практика, а также позиция контролирующих органов, связанная с обложением материальной помощи страховыми взносами и НДФЛ.

В хозяйственной деятельности учреждений часто возникает необходимость оказания материальной помощи своим сотрудникам. Предоставление материальной помощи может быть связано с необходимостью оплаты лечения сотрудника или членов его семьи или в связи с рождением ребенка, либо для ликвидации чрезвычайных последствий (пожара, наводнения и т.д.). Также материальная помощь может предоставляться в связи со сложной финансовой ситуацией у сотрудника либо его юбилеем, выходом на пенсию. При этом налогообложение материальной помощи имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в данной статье.

Независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации), однако НДФЛ не удерживается:

Отметим, что единовременной материальной помощью считается такая помощь, которая предоставляется человеку на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию (Письмо ФНС России от 18.08.2011 N АС-4-3/13508@). Она освобождается от НДФЛ независимо от того, как ее выплатили - сразу всей суммой или частями в течение года (Письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03-04-05/6-1006). Главное, чтобы основанием для этого был один документ, а именно приказ или распоряжение руководителя.

Если же сотрудник получает материальную помощь от работодателя по двум и более приказам (распоряжениям), то считать ее единовременной нельзя. В этом случае с выплат по второму и последующим приказам (распоряжениям) необходимо удерживать НДФЛ (Письма Минфина России от 22.08.2013 N 03-04-06/34374, от 16.08.2013 N 03-04-06/33543).

При освобождении от НДФЛ материальной помощи в связи с рождением ребенка ограничение в 50 000 руб. распространяется на всю сумму материальной помощи независимо от того, кому она выплачивается: матери, отцу или каждому из родителей. Поэтому при выплате такой материальной помощи учреждение вправе потребовать у сотрудника справку по форме 2-НДФЛ с места работы второго родителя, подтверждающую факт получения (неполучения) им материальной помощи и ее размер. Если сотрудник не представит сведения о получении (неполучении) материальной помощи другим родителем, являющимся сотрудником иной организации, то учреждение вправе самостоятельно запросить у работодателя второго родителя необходимые сведения. При невозможности представить такие сведения, в частности справку 2-НДФЛ, например, если второй родитель не работает, документом, подтверждающим неполучение материальной помощи другим родителем, может быть заявление последнего, подкрепленное копией его трудовой книжки и соответствующими справками, выданными органами службы занятости (Письма Минфина России от 01.07.2013 N 03-04-06/24978, от 26.12.2012 N 03-04-06/6-367, от 07.12.2012 N 03-04-06/8-346 и ФНС России от 02.04.2013 N ЕД-17-3/36@).

При освобождении от НДФЛ материальной помощи в связи со смертью члена семьи сотрудника подтверждающим документом для выдачи такой материальной помощи является свидетельство о смерти. Также для подтверждения родства граждан (например, при разных фамилиях у супругов) могут потребоваться свидетельства о браке или рождении. Не нужно удерживать НДФЛ и в случае смерти близкого родственника сотрудника (например, брата или сестры), который формально не признается членом его семьи. Налог не удерживается при условии, что умерший проживал совместно с сотрудником (Письмо Минфина России от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318).

Во всех остальных случаях НДФЛ с суммы материальной помощи нужно удержать, при этом формируется проводка: Д-т сч. 30211830 К-т сч. 30301730 - удержан НДФЛ с суммы материальной помощи сотруднику (п. п. 129, 131 Инструкции N 174н, Инструкция, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (сч. 30200, 30300).

Отметим, что если сумма единовременной материальной помощи, выплаченная сотруднику в течение первого года при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, превышает 50 000 руб., то при расчете не облагаемой НДФЛ величины материальной помощи нельзя суммировать 4000 руб. предусмотренные п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Связано это с тем, что данные лимиты (4000 руб. и 50 000 руб.) установлены для различных видов материальной помощи. Материальная помощь, которую выплачивают в течение первого года при рождении ребенка, является единовременной выплатой, которая связана с определенным событием. Она освобождается от НДФЛ в сумме не более 50 000 руб. (абз. 7 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). Помимо этой единовременной выплаты учреждение может выдать сотруднику материальную помощь по любому другому основанию, такая материальная помощь не облагается НДФЛ в пределах 4000 руб. (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). В Налоговом кодексе Российской Федерации эти выплаты рассматриваются как различные виды материальной помощи, поэтому нельзя одновременно применить правила абз. 7 п. 8 и п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если с точки зрения НДФЛ материальная помощь однозначно является налогооблагаемой базой, за исключением случаев, предусмотренных ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, то в отношении страховых взносов возникает более сложная ситуация. С точки зрения контролируемых органов независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования") и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). При этом освобождается от обложения взносами:

Во всех остальных случаях страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на материальную помощь, оказанную сотруднику, по мнению контролирующих органов, начислить нужно (Письмо Минтруда России от 21.01.2015 N 17-3/В-18).

Однако существуют аргументы, позволяющие не начислять страховые взносы с любой материальной помощи, которая не связана с результатами труда. Они заключаются в том, что страховые взносы (взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) начисляются на выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Материальная помощь, не связанная с результатами труда, не является стимулирующей выплатой, не зависит от квалификации сотрудника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и сотрудником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются последнему, представляют собой оплату труда. Таким образом, материальная помощь, не связанная с результатами труда (например, к юбилею, празднику, в связи с бракосочетанием и т.д.), выплачивается за рамками трудовых отношений. Следовательно, она не облагается страховыми взносами и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, поскольку не подпадает под нормы ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Существуют многочисленные примеры судебных решений, подтверждающих такой подход, в том числе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2012 N ВАС-17279/12, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2013 N А45-24613/2012, от 07.03.2013 N А27-11388/2012, от 23.05.2012 N А27-10596/2011, Поволжского округа от 11.10.2012 N А65-6438/2012, Уральского округа от 03.05.2011 N А07-14014/2010.

Одним из последних судебных решений, принятых в пользу организации, было Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2014 по делу N А56-29412/2013. Суть судебного разбирательства заключалась в том, что управление пенсионного фонда в Выборгском районе Ленинградской области подало жалобу в ФАС на решения нижестоящих судов. Управление пенсионного фонда ссылалось на неправильное применение судебными инстанциями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которой объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки организации управлением пенсионного фонда было выявлено нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а именно невключение в базу для исчисления страховых взносов следующих видов выплат, произведенных в пользу работников:

В ходе судебного разбирательства ФАС Северо-Западного округа определил, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует сам по себе о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, по мнению суда, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В целом если учреждение не начислит страховых взносов (взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) с материальной помощи, не поименованной в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", то отстаивать свою точку зрения ему, скорее всего, придется в суде. При этом есть примеры судебных решений по данному вопросу, принятые в пользу проверяющих (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.05.2011 N 17950/10, Постановления ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А40-106722/11-47-902, Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N А19-8178/2011).

Однако более позднее Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 принято в пользу плательщиков взносов и содержит указание на возможность пересмотра ранее принятых судебных решений со схожими фактическими обстоятельствами, поэтому учреждение может рассчитывать на положительный исход дела.

В бухгалтерском учете начисление сумм материальной помощи отражается следующей проводкой: Д-т сч. 40120211 К-т сч. 30211730 - начислена материальная помощь.

В случае налогообложения материальной помощи НДФЛ формируется запись:

Д-т сч. 30211830 К-т сч. 30301730 - удержан НДФЛ с суммы материальной помощи.

Начисление страховых взносов с суммы материальной помощи отражается проводками:

Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30310730 - начислены взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии - 22% от облагаемой страховыми взносами суммы матпомощи;

Д-т сч. 40120213 К-т сч. 3030230 - начислены взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% от суммы матпомощи;

Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30307730 - начислены взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС - 5,1% от облагаемой суммы материальной помощи;

Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30306730 - начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,2% от размера материальной помощи.

Выплата материальной помощи из кассы учреждения оформляется бухгалтерской записью: Д-т сч. 30211830 К-т сч. 20134610 - выдана из кассы материальная помощь, за минусом удержанной суммы НДФЛ. Одновременно увеличивается забалансовый сч. 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по коду КОСГУ 211 - отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения.

Отметим, что согласно пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и п. 3 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы не начисляются на единовременную материальную помощь, если ее выплатили в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка его родителям (усыновителям, опекунам) в течение первого года. При этом взносами не облагается сумма не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Названные нормы не предусматривают, что ограничение в размере 50 000 руб. применяется в расчете на обоих родителей, т.е. освобождение от уплаты страховых взносов с материальной помощи одному родителю не зависит от того, получил ли такую же выплату второй. Лимит в 50 000 руб. применяется к каждому из родителей отдельно. Поэтому даже если, например, отец ребенка уже получил необлагаемую материальную помощь в размере не больше 50 000 руб., то на сумму аналогичной материальной помощи, выплаченной матери, страховые взносы начислять также не нужно (Письмо Минтруда России от 20.11.2013 N 17-3/1926). При этом в отношении НДФЛ специалисты финансового ведомства придерживаются противоположной позиции, они считают, что ограничение в 50 000 руб. распространяется на всю сумму материальной помощи в расчете на обоих родителей. То есть если супруг сотрудника уже получил материальную помощь в размере 50 000 руб. в связи с рождением ребенка, то при выплате такой же материальной помощи сотруднику придется удержать НДФЛ независимо от ее размера.

В бюджетных учреждениях при расчете налога на прибыль организаций материальная помощь, оказанная сотрудникам (членам семьи сотрудника, бывшего сотрудника), не учитывается в расходах (п. 1 ст. 252, п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом материальной помощью по смыслу ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации признаются выплаты (в том числе и в натуральной форме), которые не связаны с выполнением сотрудником его трудовой функции. Это, в частности, выплаты, направленные на удовлетворение социальных потребностей человека, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события, например стихийного бедствия (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2010 N 4350/10).

В целом материальная помощь прямо поименована в списке расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль (п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). А значит, ее нельзя рассматривать как расходы на оплату труда, даже если условия выплаты материальной помощи прописаны в трудовом (коллективном) договоре (Письма Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/1/549, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504, от 07.05.2009 N 03-03-06/1/309). Аналогичного мнения придерживается ФНС России в отношении материальной помощи, выплачиваемой при увольнении сотрудника в связи с выходом на пенсию. В Письме от 27.04.2010 N ШС-37-3/698@ ФНС России указала, что материальная помощь выдается сотруднику для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Такая выплата носит социальный характер и не включается в состав налоговых расходов на основании п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако при соблюдении ряда условий контролирующие ведомства признают возможность учесть материальную помощь в расходах на оплату труда, а именно: в трудовом (коллективном) договоре прописано, что учреждение оказывает сотрудникам материальную помощь, а также материальная помощь связана с выполнением сотрудником его трудовой функции и направлена на повышение заинтересованности в результатах производственной деятельности. Например, в трудовом (коллективном) договоре указано, что материальная помощь к отпуску зависит от размера заработной платы и не выплачивается сотрудникам, у которых имеются дисциплинарные проступки.

По мнению специалистов контролирующих ведомств, такая выплата не признается материальной помощью по смыслу ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации. То есть под действие нормы п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяющей учитывать материальную помощь в составе налоговых расходов, она не подпадает. Следовательно, поскольку перечень расходов на оплату труда открыт, данную выплату можно учесть в составе расходов на оплату труда на основании ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-03-10/47, которое доведено до сведения налоговых инспекций Письмом ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10421@). Подтверждает такую позицию и арбитражная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2010 N 4350/10, Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.2008 N 13946/08, от 22.09.2008 N 12092/08, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 N А39-2814/2009).

При этом, если выплату материальной помощи учреждение будет связывать с результативностью трудовой деятельности сотрудника и включать в расходы в целях расчета налога на прибыль, то такую материальную помощь однозначно необходимо облагать страховыми взносами.

В целом выплата материальной помощи сотрудникам связана с начислением НДФЛ, страховых взносов и расчетом налога на прибыль организаций. И если с НДФЛ налоговая база и льготы, связанные с материальной помощью, практически не вызывают споров, то в отношении страховых взносов позиции контролирующих органов и арбитражных судов часто расходятся. Также есть различные трактовки понятия материальной помощи при расчете налога на прибыль. На практике, облагать страховыми взносами суммы материальной помощи или нет, принимает главный бухгалтер, основываясь на собственном опыте, обоснованности ее начисления и целесообразности арбитражных споров с ПФР.

Список литературы

  1. Беспалов М.В. Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г. // Юрист. 2009. N 12. С. 55 - 61.
  2. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 6. С. 10 - 13.
  3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 - 9.
  4. Беспалов М.В. Анализ изменений в системе оплаты труда работников бюджетных учреждений в 2014 г. // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 2. С. 8 - 11.
  5. Беспалов М.В. Порядок и особенности бухгалтерского учета и налогообложения сумм материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам компании // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. N 5. С. 14 - 18.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  10. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  11. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
  12. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

доцент,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

им. Г.Р.Державина

Тамбов, Российская Федерация