Мудрый Экономист

Ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5

При осуществлении ведомственного контроля за соблюдением бюджетным учреждением норм законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проверяющими были обнаружены следующие нарушения:

В статье даны комментарии по каждому из перечисленных нарушений.

Отсутствие приказа о назначении контрактного управляющего

Статьи 38, 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) устанавливают необходимость создания заказчиком контрактной службы или назначения контрактного управляющего.

При этом п. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В учреждении должно быть разработано и утверждено положение (регламент) о контрактной службе на основании Типового положения (регламента) о контрактной службе, принятого Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (Письмо Минздрава России от 08.10.2013 N 23-4/10/1-4920).

В соответствии со ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.

Как показали результаты проверки, в тексте положения о Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) некоторых проверяемых учреждений не были учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ <1>. То есть учреждения в качестве конкурсного управляющего назначали своего работника, которым в некоторых случаях являлся экономист. При этом зачастую:

<1> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вывод: при наличии в учреждении конкурсного управляющего, являющегося работником учреждения, необходимо:

Кроме того, следует проверить соответствие текста положения о Единой комиссии по определению поставщиков, применяемого в учреждении, действующей редакции Закона о контрактной системе.

Отсутствие в текстах контрактов (договоров) информации о том, что цена контракта является твердой

Общие требования к контракту установлены ст. 34 Закона о контрактной системе. Из п. 2 данной статьи следует, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, определенные заказчиком в документации о закупке. Случаи, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта, перечислены в тексте Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. К ним относятся:

Вывод: Отсутствие в контракте фразы о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (за исключением случаев, установленных Правительством РФ, поименованных выше), является нарушением ст. 34 Закона о контрактной системе.

Отсутствие мер ответственности, применяемых к поставщику за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта

Пунктом 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Отсутствие такой информации в контракте является нарушением данного пункта.

Недостаточное обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта установлено ст. 22 Закона о контрактной системе. С целью разъяснить возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), с применением методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 были утверждены Методические рекомендации.

Из п. 2.1 Методических рекомендаций следует, что обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети Интернет, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В целях осуществления закупки Минэкономразвития рекомендует выполнить следующую последовательность действий (п. 2.2 Методических рекомендаций):

  1. определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе;
  2. установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  3. провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с п. 2.2.2 Методических рекомендаций;
  4. сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе;
  5. проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

а) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации "Росатом", которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона о контрактной системе;

б) актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

в) правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе;

  1. в соответствии с установленными ст. 22 Закона о контрактной системе требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;
  2. осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом Методических рекомендаций;
  3. сформировать обоснование НМЦК в соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Вывод: несоблюдение заказчиками требований ст. 22 Закона о контрактной системе и Методических рекомендаций классифицируется проверяющими как нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Нарушения в бухгалтерском учете при отражении операций по исполнению контракта

Факт исполнения контракта должен быть документально оформлен и отражен на счетах бухгалтерского учета в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), Инструкций N N 157н <2>, 174н <3>. Как показывают результаты осуществления контроля за соблюдением бюджетным учреждением норм законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, учреждения в отношении бухгалтерского учета допускают следующие нарушения:

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"