Мудрый Экономист

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В свою очередь, загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают на нее негативное воздействие. За негативное воздействие на окружающую среду взимается плата. В статье мы рассмотрим порядок определения указанной платы, а также отражения ее в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

Кто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ. В отношении определения плательщика приоритетным является вопрос установления собственника отходов.

Статьей 4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Необходимо отметить, что конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов. Такие договоры предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за бюджетным учреждением.

Обратите внимание! Согласно Определению ВС РФ от 04.02.2015 N 301-КГ14-1670, А79-4567/2013 заключение гражданско-правового договора со специализированной организацией на оказание услуг по размещению отходов не означает автоматического перехода к указанной организации обязанности по уплате рассматриваемого платежа. Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к расходам на содержание имущества, которые по общему правилу несет его собственник. При передаче специализированной организации отходов для размещения право собственности на эти отходы к ней не переходит. Следовательно, у организации не возникает обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако в договоре, которым определены отношения сторон, связанные с размещением отходов, можно предусмотреть, например, переход права собственности на них. Обязанность по уплате рассматриваемого платежа может быть возложена на специализированную организацию, осуществляющую их размещение. Исходя из вида заключенного договора, она может учесть данный платеж в стоимости размещения отходов, чтобы не действовать себе в убыток (п. 3.2 Постановления КС РФ от 05.03.2013 N 5-П).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в Росприроднадзоре или уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет производится по заявке юридического лица или индивидуального предпринимателя, которую необходимо направить в течение шести месяцев с начала эксплуатации объекта.

Кроме того, отметим, что с 01.08.2014 учреждения, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.

Должны ли вносить плату учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность?

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ.

В силу п. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163, а также СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 N 144.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и (или) фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Наряду с этим законодательством РФ требования к получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов медицинских отходов, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении медицинских отходов не установлены.

Вместе с тем, по мнению Минприроды России, высказанному в Письме от 12.02.2015 N 12-50/1025-ОГ, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то в отношении таких отходов возможно применение норм Федерального закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды.

На основании вышеизложенного в настоящее время действие норм Федерального закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.

За какие виды воздействия на окружающую среду предусмотрена плата?

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  1. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  2. сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  3. загрязнение недр, почв;
  4. размещение отходов производства и потребления;
  5. загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физического воздействия;
  6. иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Необходимо отметить, что начиная с 01.01.2016 плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься за следующие его виды:

Как мы видим, перечень видов негативного воздействия значительно сокращается. В частности, не нужно будет платить за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками. Следовательно, с 2016 г. не нужно платить за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемые автомобильным транспортом бюджетных учреждений.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ.

В каком порядке исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду?

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее предельных размеров регламентируется Постановлениями N N 344 <1> и 632 <2>.

<1> Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
<2> Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Согласно п. 2 Постановления N 632 установлены два вида базовых нормативов платы:

Базовые нормативы платы определяются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются путем умножения базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут предусматриваться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Определение лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов (в пределах предусмотренных лимитов (временно согласованных нормативов)) вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Постановления N 632).

Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение допустимых лимитов - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (п. 7 Постановления N 632).

В какие сроки необходимо осуществить уплату взносов?

Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода установлен Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом в соответствии с названным Приказом признается квартал.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает учреждения от проведения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством РФ.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Обязанность по внесению платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - расчет) и Порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Расчет состоит из:

Какова ответственность за нарушение сроков уплаты взносов?

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., а на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Как отразить в бухгалтерском учете уплату взносов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы бюджетных учреждений по перечислению взносов за загрязнение окружающей среды относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

В соответствии с п. 259 Инструкции N 157н <3> учет расчетов по платежам в бюджет, начисленным согласно законодательству РФ, осуществляется на соответствующих аналитических счетах счета 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты". Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке (ф. 0504054) или карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе бюджетов и зачисляемых видов платежей.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Учет операций по счету ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции: в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) - в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты; в журнале операций по прочим операциям (ф. 0504071) - в части иных операций (п. 265 Инструкции N 157н).

В силу п. 131 Инструкции N 174н <4> начисленные суммы платы за загрязнение окружающей среды отражаются по дебету счета 0 401 20 290 "Прочие расходы" и кредиту счета 0 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".

<4> Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды учитываются по дебету счета 0 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств с лицевых счетов казначейства". Одновременно сумма перечисляемых взносов отражается на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" (п. 367 Инструкции N 157н).

А.Репин

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"