Мудрый Экономист

Закупка по федеральному закону № 223-ФЗ в бюджетном учреждении

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения в своей деятельности при осуществлении закупок должны руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ <1>. Однако этот документ в отдельных случаях дает возможность проводить закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ <2>. Какие это случаи, как организуется такая закупка, какие требования к ней предъявляются - рассмотрим в данной статье.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Правовая основа закупки по Федеральному закону N 223-ФЗ

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями данного Закона.

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетные учреждения вправе осуществлять в соответствующем году закупки с соблюдением требований Федерального закона N 223-ФЗ. Такие закупки возможны:

Обязательное условие при этом - наличие правового акта (а именно положения о закупках, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупкам, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения), принятого таким бюджетным учреждением в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обратите внимание! Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ, не может быть изменено в текущем году (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).

Положение о закупке

Закупку товаров, работ, услуг по разрешенной деятельности бюджетное учреждение спорта может осуществлять в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ при наличии положения о закупке. При составлении такого положения можно обратиться к Типовому положению о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минспорту России, утвержденному 24.02.2014 (далее - Типовое положение).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать (ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ):

Положение о закупках бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ). Данное положение и изменения, вносимые в него, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

План закупки

Кроме положения о закупках, в обязательном порядке должен формироваться план закупки, который размещается в единой информационной системе на срок не менее года.

Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила). В план включаются сведения о закупках товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика (п. 2 Правил). Заказчик должен учитывать Требования к форме плана закупки, утвержденные Постановлением N 932 (п. 3 Правил).

Согласно п. 4 Правил в план закупки не включаются с учетом ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ.

Кроме этого, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., то в плане могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (п. 5 Правил). План должен иметь помесячную или поквартальную разбивку (п. 7 Правил).

Корректировка плана закупки может осуществляться в случае (п. 8 Правил):

Если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся не позднее размещения на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил). Неисполнение данного пункта содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (Решение ФАС РФ от 22.12.2014 по делу N 223ФЗ-157/14).

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются им самостоятельно с учетом требований, предусмотренных Правилами (п. 10 Правил).

Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки:

Примерный алгоритм действий заказчика при осуществлении закупки (после утверждения и размещения положения о закупке) предложен в п. 10 Письма ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12.

В нем предусмотрены такие действия.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, ¦
¦ работ, услуг не менее чем на один год, за исключением закупки ¦
¦ инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, ¦
¦ высокотехнологичной продукции и лекарственных средств ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), ¦
¦ предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении ¦
¦ порядка закупки указанным способом ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и ¦
¦ документации о проведении закупки, включающих в себя сведения, ¦
¦ определенные ч. 5, 9, 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, ¦
¦ документацию о закупке, разъяснений документации о закупке ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Предоставление документации о закупке всем заинтересованным лицам ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Разъяснение положений документации о закупке ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Прием заявок на участие в закупке ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Подписание договора с победителем закупки ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Данный алгоритм не вполне применим к закупке у единственного поставщика.

Закупка у единственного поставщика

До сих пор у учреждений возникает немало вопросов о порядке осуществления такой закупки. Этот способ учреждения считают наиболее удобным и стараются использовать чаще всего.

Под закупкой у единственного поставщика понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупках. В нем автономное учреждение должно самостоятельно определить порядок осуществления закупки данным способом, основания для его использования, а также верхний ценовой предел.

Перечень закупок у единственного поставщика должен быть указан в положении о закупках. В Типовом положении представлен достаточно внушительный список случаев, когда производятся такие закупки (п. 28). Приведем некоторые из них:

Получается, что чем больше список закупок у единственного поставщика в положении о закупках учреждения, тем больше у него возможностей для осуществления такого рода закупок.

Сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки, исключение составляют закупки до 100 тыс. руб. (п. п. 2, 4 Правил).

Отметим также, что Федеральный закон N 223-ФЗ не регламентирует ни максимальную цену закупки у единственного поставщика, ни период, в течение которого могут проводиться такие закупки. Эти условия целесообразно закрепить в положении о закупках.

Довольно часто задают вопрос о том, регулируется ли законодательством о закупках приобретение товаров, работ, услуг через подотчетных лиц. Да, регулируется. Закупка товаров (работ, услуг) путем выдачи работнику подотчетных сумм является закупкой, на которую распространяются требования Федерального закона N 223-ФЗ. В соответствии с Гражданским кодексом это тоже одна из форм сделок.

Как правило, осуществляемая таким способом закупка предполагает выдачу сотруднику учреждения наличных денег. В этот момент вступает в действие законодательство о наличных денежных расчетах.

В соответствии с п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Закупка через подотчетных лиц будет закупкой у единственного поставщика до 100 тыс. руб. Бюджетное учреждение может проводить такие закупки без специальных процедур.

Как мы уже сказали выше, закупки до 100 тыс. руб. могут не включаться в план закупки (п. 4 Правил). Информацию о них можно не размещать в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru (ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). Это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС России от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Заключение

Бюджетное учреждение по отдельным видам деятельности при осуществлении закупок может руководствоваться не только Федеральным законом N 44-ФЗ, но и Федеральным законом N 223-ФЗ, если своевременно составит и разместит на сайте положение о закупках. В первую очередь, оно даст возможность осуществлять наиболее привлекательную для заказчиков закупку у единственного поставщика.

Закупкой у единственного поставщика будет считаться и закупка через подотчетных лиц. Она может не включаться в план закупки, а информация о ней может не размещаться на сайте в Интернете.

О.Лунина

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"