Мудрый Экономист

Учет материального имущества для целей осуществления гражданской обороны

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 5

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В статье мы поговорим о создании таких материальных резервов и их учете в отдельных структурах силовых министерств и ведомств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 28-ФЗ <1> гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На организации и учреждения в рамках мероприятий по гражданской обороне возлагаются обязанности по созданию и содержанию в целях осуществления гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ).

<1> Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Порядок накопления, хранения и использования в целях осуществления гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определен Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379).

Пунктом 3 Положения N 379 предусмотрены виды запасов, создаваемых для целей осуществления гражданской обороны. В соответствии с нормами данного пункта они подразделяются на следующие виды:

Вид запасов

Состав запасов

Материально-технические средства

Специальная и автотранспортная техника, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС

Продовольственные средства

Крупы, мука, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты

Медицинские средства

Лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения

Иные средства

Вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства

Пунктом 6 Положения N 379 установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и учреждения:

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС исходя (п. 4 Положения N 379):

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством РФ (п. 9 Положения N 379).

Контроль за накоплением, хранением и использованием запасов, а также организационно-методическое руководство осуществляются МЧС в соответствии с Административным регламентом N 359 <2>.

<2> Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359.

Номенклатура и объемы запасов имущества и СИЗ

Как уже было сказано выше, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их организациями. С этой целью используются Методические рекомендации, утвержденные Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14.

Отдельные структуры силовых министерств и ведомств разрабатывают внутриведомственные документы, регламентирующие создание материальных запасов в целях исполнения законодательства о гражданской обороне. В качестве примера приведем Приказ ФТС России от 23.05.2006 N 461 "Об определении номенклатуры и объемов (запасов) имущества гражданской обороны, создаваемых в таможенных органах и организациях, находящихся в ведении ФТС России" (далее - Приказ ФТС России N 461).

Так, п. 1 Приказа ФТС России N 461 утверждены Нормы:

В соответствии с Приложением 1 для должностных лиц и работников таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС, создаются следующие резервы средств индивидуальной защиты (СИЗ), медикаментов и перевязочных средств:

Наименование имущества

Норма обеспечения на каждого человека

Рекомендуемые сроки хранения (лет)

Противогазы фильтрующие ГП-7 (ГП-5, ГП-7В, ГП-7ВМ) <*>

1

25

Респираторы Р-2 (У-2К, У-2КС) <*> и др.

1

5

Дополнительные патроны ДПГ-3, ПЗУ-ПК <*>

1

25

Аптечка индивидуальная АИ-2, АИ-4 <**>

1

В соответствии с маркировкой на упаковке

Индивидуальный противохимический ИПП-11 (ИПП-8, ИПП-8а) <**>

1

25

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1, ППИ АВ-3 <**>

1

В соответствии с маркировкой на упаковке

<*> При отсутствии в таможенных органах материально-технических средств, указанных в нормах, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
<**> Взамен приобретенного ранее имущества осуществляется закладка Комплекса индивидуального медицинского гражданской защиты КИМГЗ "Юнита".

Согласно нормам Приложения 1 к Приказу ФТС России N 461 размер накопления в запас таможенного органа противогазов для должностных лиц таможенного органа определяется исходя из необходимости обеспечения ими 100% личного состава, работающего в мирное время. При этом количество противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки, замены неисправных противогазов.

Кроме перечисленного имущества в соответствии с Приложением 2 приобретаются:

Созданные запасы хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.). Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, освежения, использования и восполнения запасов определяются в соответствии с законодательством РФ.

За всем имуществом учреждением должен осуществляться контроль. Списание запасов СИЗ и приборов радиационной, химической и биологической разведки и контроля производится при:

По истечении сроков годности отдельные виды имущества должны списываться с учета, а взамен выбывшего имущества должно приобретаться новое.

Отработанные СИЗ и их элементы должны подлежать утилизации в соответствии с требованиями стандартов для групп изделий, инструкциями по эксплуатации. При невозможности утилизации отработанные СИЗ и их элементы подлежат сбору в специально отведенные емкости и вывозу в места хранения и (или) захоронения промышленных отходов в соответствии с действующими правилами.

Кроме того, запасы, утратившие свои защитные и эксплуатационные свойства, могут направляться для использования в учебных целях.

Бухгалтерский учет имущества, приобретаемого в целях осуществления гражданской обороны

Казенное учреждение при заключении договора на приобретение СИЗ руководствуется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и гл. 30 ГК РФ.

Отражение расходов казенного учреждения осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ <3>. Так, создание резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций следует отражать по коду вида расходов 232 "Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов". Возмещение расходов на приобретение материально-технических ресурсов отражается в зависимости от экономического содержания затрат на соответствующих статьях группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ (Приложение 5).

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ относятся расходы на оплату договоров на приобретение объектов, являющихся материальными запасами. Такими объектами, в частности, считаются мягкий инвентарь, имущество, функционально ориентированное на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону, например противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды.

На статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение техники, приборов (дозиметров, универсальных приборов газового контроля, приборов химической разведки), средств связи (радиостанций, электромегафонов, радиоприемников) и т.д.

При отражении операций по приобретению и списанию имущества казенное учреждение руководствуется Инструкциями N N 157н <4>, 162н <5>.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Рассмотрим несколько примеров по отражению в учете операций по приобретению СИЗ и приборов в целях осуществления гражданской обороны.

Пример 1. Казенным учреждением ФТС приобретены противогазы для пополнения материальных резервов для целей осуществления гражданской обороны в количестве 15 шт. по цене 1200 руб. (включая НДС).

В соответствии с п. п. 99, 118 Инструкции N 157н противогаз входит в состав специальной одежды. Следовательно, учет противогазов ведется на счете 0 105 35 000 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения" (п. 21 Инструкции N 162н).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету противогазы в составе материальных запасов

(15 шт. x 1200 руб.)

1 105 35 340

1 302 34 730

18 000

Произведена оплата поставщику

1 302 34 830

1 304 05 340

18 000

Пример 2. Казенное учреждение ФТС приобрело рацию стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС (18%) - 1800 руб.) для целей осуществления гражданской обороны.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, в третью амортизационную группу <6> с кодом 14 3221000 входят средства:

<6> Основные средства со сроком полезного использования имущества от трех до пяти лет включительно.

Таким образом, приобретенная рация будет учитываться в составе имущества как основное средство.

В бухгалтерском учете данная операция будет отражаться таким образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получена от поставщика рация для автомобиля

1 101 34 310

1 302 31 730

11 800

Перечислена поставщику оплата рации

1 302 31 830

1 304 05 310

11 800

Пример 3. Казенным учреждением произведена инвентаризация материального резерва имущества, приобретенного для целей осуществления гражданской обороны. В ходе проверки выявлены медицинские аптечки с истекшим сроком хранения на сумму 8000 руб. Принято решение о списании медикаментов, входящих в их состав. Взамен приобретены аптечки на общую сумму 10 000 руб.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" производитель лекарственных препаратов устанавливает срок годности товара, по истечении которого этот товар считается непригодным для использования по назначению. Данная норма подкреплена п. 1 ст. 59 Закона об обращении лекарственных средств <7>, которым определено, что недоброкачественные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674. Исходя из Правил основанием для уничтожения лекарственных средств является решение их владельца, Росздравнадзора или суда.

<7> Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Медицинские аптечки с истекшим сроком годности списываются с учета на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.



Списана стоимость медикаментов

1 401 20 272

1 105 31 440

8000

Приобретены медикаменты взамен испорченных лекарственных препаратов

1 105 31 340

1 301 34 730



10 000

Перечислена поставщику оплата аптечек

1 302 34 830

1 304 05 340

10 000

Заключение

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. В целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций создаются и используются соответствующие материальные резервы.
  2. Создавшие данные резервы организации:
  1. Приобретение (пополнение) материально-технических ресурсов отражается в учете в зависимости от экономического содержания затрат по статьям 310 или 340 КОСГУ.

С.Валова



Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"