Мудрый Экономист

Конституционно-правовой анализ законодательных инициатив в сфере налогообложения в части установления обязательного платежа за использование социальной инфраструктуры (налог на тунеядство)

"Налоги" (газета), 2016, N 19

В последнее время Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации, а также заинтересованные специалисты, да и просто неравнодушные граждане, обсуждают проблемы дефицита бюджета и способы их решения. Предлагаются разные варианты в сфере сокращения расходов или увеличения доходов.

Нам представляется интересным оценить предлагаемые инициативы с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, которая определяет гарантии для человека и гражданина, устанавливает принципы введения обязательных платежей.

Одна из серьезнейших проблем, которую необходимо решить, состоит в том, как обеспечить сбалансированность внебюджетных фондов. В частности, сейчас в СМИ активно обсуждается вопрос выполнения Фондом обязательного медицинского страхования своих обязательств, связанных с индексированием заработных плат медицинских работников. По информации ряда изданий, нехватка средств в ФОМС в 2017 году составит порядка 71 млрд рублей <1>. Таким образом, необходимо найти способ увеличения доходов этого фонда, что возможно сделать через увеличение ставок уже собираемых взносов либо увеличение собираемости взносов по уже действующим ставкам или введение новых видов обязательных платежей, которые будут пополнять бюджет этого фонда. В Правительстве России рассматривают все эти варианты, но для нас интереснее было бы рассмотреть последний, поскольку именно он вызвал самую острую дискуссию в обществе.

<1> Например, такие цифры были озвучены в интернет-издании Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2016/10/14/foms/.

Введение

В мае 2016 года прессе стало известно, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации работает над комплексом мер, которые должны стимулировать население к легальному трудоустройству, одной из предлагаемых мер должна стать разработка проекта закона об обязательном социальном платеже, взимаемом со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и других льготных категорий, за использование социальной инфраструктуры, эта инициатива получила название "налог на тунеядцев".

Однако о мерах по борьбе с неформальной занятостью говорилось и ранее. Так, статс-секретарь, замминистра Андрей Пудов в эфире программы "Утро России" телеканала "Россия-1" 2 июня 2015 года на вопрос ведущего о введении социального сбора с неработающих граждан ответил следующее: "Мы к этому вопросу еще очень издалека подходим. То есть это не предложение, сформулированное в виде законодательной нормы, - такого нет. У нас есть другой пакет - пакет, который предусматривает конкретные меры по созданию на уровне субъекта и вплоть до каждого муниципалитета межведомственных рабочих групп, которые комплексно занимаются темой легализации" <2>.

<2> Статс-секретарь, замминистра Андрей Пудов в эфире программы "Утро России" телеканала "Россия 1" рассказал о борьбе с неформальной занятостью [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/videobank/589 (дата обращения: 01.10.2016).

Заместитель главы Роструда Михаил Иванков в эфире программы "Персона грата" на "Радио России" отметил, что термин "налог на тунеядство" - это не совсем верный термин, поскольку тунеядство - это в большей степени пережиток советского прошлого, в котором существовала обязанность трудиться, в наше же время это не обязанность, а право, и идеи изменения Конституции в целях возвращения обязанности не рассматриваются. Однако, по мнению Михаила Иванкова, у человека, который платит взносы, есть право требовать от государства, чтобы за его счет другие не пользовались благами. Также он отметил, что эта идея не является придумкой Российской Федерации, поскольку она уже успешно применяется в некоторых странах, например в Греции и Белоруссии. "Это некий платеж, который платят все граждане, чтобы пополнять общественный фонд" - дал определение этому платежу заместитель главы Роструда. При этом он отметил, что вырабатывается целый комплекс мер, которые не могут рассматриваться обособленно друг от друга, среди которых были названы следующие:

<3> Заместитель главы Роструда Михаил Иванков в эфире программы "Персона грата" на "Радио России" рассказал о мерах по легализации трудовых отношений [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/audio/448 (дата обращения: 01.10.2016).

Министр М.А. Топилин 29 февраля 2016 года в интервью телеканалу "НТВ" отметил, что в министерстве не готовят закона о тунеядстве. Министр указал, что в настоящее время порядка 15 миллионов человек работают "всерую", за них не уплачиваются налоги, страховые взносы... "Если считать (не поступивший в бюджет) подоходный налог, мне трудно оценивать. Если считать (непоступившие) страховые взносы, то это около 500 миллиардов рублей страховых взносов. Мы ищем варианты. Еще раз скажу, что у меня рецептов нет, но это огромные, огромные резервы для того, чтобы пополнить страховые системы, налоговые системы. Несправедливо, когда кто-то работает нелегально, за него ничего не платится, он ничего не платит. А что потом происходит? Бюджет субъекта Российской Федерации должен заплатить за него в обязательное медицинское страхование как за неработающего", - сказал министр <4>. Также он отметил: "В прошлом году мы легализовали порядка двух миллионов человек в качестве трудовых отношений. Это нам дало порядка пяти миллиардов дополнительных доходов в бюджет Пенсионного фонда".

<4> Министр Максим Топилин - о доходах россиян, материнском капитале, рынке труда и неформальной занятости в интервью телеканалу "НТВ" [электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/videobank/634 (дата обращения: 01.10.2016).

Данная инициатива была озвучена и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, которая выступила с инициативой прекратить государственную поддержку неработающих граждан за счет региональных бюджетов: "Бюджеты регионов платят не пойми за кого. 40 млрд бюджеты переплачивают за неработающее население" <5>.

<5> Матвиенко предложила лишить безработных граждан господдержки [Электронный ресурс]. URL: https://ruposters.ru/news/06-09-2016/matvienko-lishit-bezrabotnyh-gospodderzhki (дата обращения: 01.10.2016).

28 сентября 2016 года Ольга Голодец заявила: "На сегодняшний день есть проект закона, который инициативно предлагает уплату определенного платежа... именно в бюджет субъекта Российской Федерации от трудоспособного населения, которое не относится к льготным категориям" <6>.

<6> Голодец заявила о подготовке законопроекта о "налоге на тунеядство" [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9253366 (дата обращения: 01.10.2016).

Таким образом, несмотря на заверение министра М.А. Топилина, можно утверждать, что определенная деятельность в направлении разработки подобного обязательного платежа ведется, а значит, можно немного пофантазировать о формах этого платежа, основываясь на опыте зарубежных стран.

Зарубежный опыт

Обратимся к опыту Белоруссии, который приводится чаще всего как пример работоспособности подобного механизма.

Этот опыт достаточно молодой. Нормативный правовой акт о тунеядстве был подписан 2 апреля 2015 г. Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко. Официальное название данного законодательного акта - Декрет N 3 "О предупреждении социального иждивенчества" <7>. Этот документ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

<7> URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-3-ot-2-aprelja-2015-g-11135/.

Согласно преамбуле данного документа его издание преследовало следующие цели:

Данный обязательный платеж устанавливается в форме сбора.

Плательщиками сбора признаются: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

Установлено три группы лиц, не уплачивающих данный сбор.

Во-первых, от уплаты сбора за соответствующий период освобождаются граждане, которые:

Ко второй группе относятся лица, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог на индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

К третьей группе относятся лица, которые в следующем за налоговым периодом были признаны инвалидами и недееспособными.

Размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

В акте содержится определение (перечень) участия гражданина в финансировании государственных расходов в налоговый период.

К этому перечню, например, относятся следующие виды деятельности: осуществление адвокатской или нотариальной деятельности, прохождение военной службы и военных сборов, регистрация в качестве безработного либо гражданина, который проходит профессиональную переподготовку, воспитание в семье ребенка до 7 лет либо ребенка-инвалида до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей и т.д. Для некоторых видов деятельности требуется подтверждение и необходимость уплаты налогов с доходов от такой деятельности. Например, при осуществлении ремесленной деятельности устанавливается условие обязательной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора, за каждый последующий календарный год.

Подпункт 3.2 Декрета освобождает граждан от уплаты сбора, если они имели доходы и заплатили налоги, например подоходный налог с физических лиц, в размере 20 базовых величин и более (единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения).

При уплате налогов в размере менее 20 базовых величин сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.

Размер сбора установлен в размере 20 базовых величин, установленных на первое января соответствующего налогового периода <8>. Если пересчитать в российские рубли, то получится, что примерно 13 762 рубля предстоит заплатить в 2016 году за налоговый период 2015 года <9>.

<8> Базовая величина - экономический показатель, определяющий абстрактный номинал покупательной способности денежных средств, который не связан с оценкой каких-нибудь конкретных нематериальных или материальных благ. Согласно Постановлению Совмина Беларуси от 18 декабря 2015 года N 1059 в Беларуси установлен с 1 января 2016 года новый размер базовой величины - 210 тысяч рублей. После деноминации 1 июля 2016 года БВ составит 21 рубль - Постановление Совмина от 27.06.2016 N 496. К 1 января 2017 года в проекте бюджета запланировано повышение БВ на 2 рубля, до 23 рублей [Электронный ресурс]. URL: http://myfin.by/info/bazovaya-velichina (дата обращения 01.10.2016).
<9> По курсу, в соответствии с которым один белорусский рубль равен 32,77 российского рубля. 20 x 21 x 32,77 = 13 761,89.

Порядок взимания сбора следующий.

Гражданин может самостоятельно уплатить сбор. Он должен в период с 1 августа текущего года и не позднее 31 мая следующего года уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, и уплатить сбор на основании уведомления, полученного от налогового органа, не позднее 1 июля следующего года. В этом случае сумма сбора уменьшается на 10%.

Если плательщик сбора не представил указанного выше уведомления, то сбор должен быть уплачен до 15 ноября следующего налогового периода, подобные извещения должны быть направлены налогоплательщикам до 1 октября следующего года.

Сбор будет зачисляться в местные бюджеты базового уровня и бюджет г. Минска (это позволит увеличить ресурсную базу на местном уровне и направить дополнительные средства на решение актуальных социальных задач, стоящих перед такими органами).

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора в соответствии с нормами Декрета.

Декретом предусматривается разработка механизма взаимодействия (в том числе и информационного) государственных органов и организаций для выявления плательщиков сбора и формирования их списков.

Акт предусматривает ограничения режима защиты личной информации. Так, в п. 13 акта установлено, что не требуется согласие граждан на обработку, хранение и использование их персональных данных.

Эти списки будут переданы МНС в территориальные налоговые органы.

Декрет предусматривает весьма интересный механизм контроля.

В п. 15 определено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе или иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе - контроль за соответствием расходов граждан доходам.

Порядок осуществления этого вида контроля устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Если налоговым органом при осуществлении контроля за соответствием расходов гражданина доходам установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения доходов не подтверждается, то этот налоговый орган направляет гражданину письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Пояснения в письменной форме должны быть направлены гражданином в налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня вручения указанного требования. Письменные пояснения, представленные гражданином по истечении указанного срока, налоговым органом не учитываются.

Также гражданин вправе приложить к своим пояснениям документы, которые в том числе могут подтверждать данные им пояснения или свидетельствовать об иной сумме расходов.

Если гражданином не представлены пояснения об источниках доходов или представленные пояснения не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы гражданина, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с законодательными актами.

Ответственность. Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест.

Административно арестованные, привлеченные к административной ответственности за совершение административных правонарушений в период отбывания административного ареста обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ, под которыми в этом Декрете понимаются работы без оплаты, для выполнения которых не требуется наличие определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющие социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Перечень объектов и виды общественно полезных работ для таких лиц утверждаются решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, признается исполнившим обязанность по уплате сбора.

Таким образом, данным нормативным правовым актом не только вводится новый вид сбора, но и определяется порядок его уплаты и контроля за его уплатой.

Теоретические аспекты

В данном случае непонятна форма обязательного платежа. В России и Белоруссии в Налоговых кодексах содержатся определения как налога, так и сбора. Данные определения очень похожи.

Таблица 1. Сравнение определений налога и сбора по налоговому законодательству России и Белоруссии

Россия, ст. 8 НК РФ

Белоруссия, ст. 6 НК РБ

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь

Пункт 3 ст. 6 НК РБ отмечает, что не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Однако этот платеж имеет сущность налога, поскольку он обладает признаком индивидуальной безвозмездности, а называется сбором. При этом в Декрете предусматривается возможность его уплаты неденежными средствами, что противоречит определению сбора. Согласно рассмотренному выше п. 3 отмечено, что штрафы не являются налогами и сборами, тем не менее характер у этого сбора "штрафной".

Впрочем, в Конституции Республики Беларусь допускается финансирование государственных расходов путем уплаты не только государственных налогов и пошлин, но и иных платежей, в России система фискальных сборов тоже получила поддержку со стороны некоторых ученых и Конституционного Суда Российской Федерации.

Как отмечает И.И. Кучеров, "не стоит думать, что все обязательные платежи, называемые "сборами", имеют налоговую природу и относятся к источникам налоговых доходов бюджета. Это объясняется тем, что в их числе также присутствуют и так называемые фискальные и иные сборы, которые к налоговым платежам отнесены не могут быть" <10>.

<10> См.: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. М.: ЗАО "ЮрИнфор", с. 42.

Автор предлагает именовать неналоговыми платежами (квазиналогами) такие правовые формы возложения обязанностей на физических лиц и организации по участию в формировании финансовых фондов, которые отличаются от налогов и налоговых сборов тем, что у них отсутствуют отдельные юридические признаки, характерные для налоговых платежей, в том числе публичность, обязательность, обеспеченность государственным принуждением, установленность законом, абстрактность и т.д. <11>.

<11> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 75.

При этом указанный автор отмечает, что "...факт использования в наименованиях тех или иных обязательных платежей терминов "сбор" или "пошлина" существенного юридического значения не имеет, поэтому не должен приниматься во внимание" <12>.

<12> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 66.

Рассматривая разные виды обязательных сборов, действующих в Российской Федерации, автор выделяет несколько особенностей фискальных сборов, отличающих их от налоговых сборов <13>. Остановимся на некоторых из них, чтобы понять возможную правовую природу данного платежа, если подобная идея все же найдет свое законодательное оформление.

<13> Кучеров И.И. Указ. соч. С. 71 - 75.
  1. Принуждение. Основное отличие принуждения при уплате сбора заключается в том, что при уплате сборов все принуждение сводится к тому, что такие действия фактически не совершаются в отношении плательщика. Однако в рассмотренном акте нет упоминания о том, что лицу будет отказано в предоставлении ему услуг, напротив, сила принуждения заключается в соответствующих санкциях, вплоть до административного ареста и общественно полезных работ, которые фактически являются способом уплаты этого платежа. То есть возможно исполнение обязанности не в денежной форме.
  2. Компенсационный характер платежа. Этот признак можно было бы назвать основным из присущих этому платежу, если бы платеж носил индивидуально-возмездный и компенсационный характер. Однако о наличии признака индивидуальной возмездности можно поспорить. Так, например, в Постановлении КС РФ от 24 февраля 1998 года N 7-П отмечено: "Целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретными работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер" <14>. На основании этого можно предположить, что для России этот платеж тоже будет иметь именно индивидуально-безвозмездную форму изъятия, так как объем получаемых услуг социальной инфраструктуры для конкретного плательщика в налоговый период не оговаривается.
<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" // СПС "КонсультантПлюс".

Можно предположить, что закрепление этого платежа в Налоговом кодексе Российской Федерации невозможно, поскольку этот платеж по своей природе является налоговым платежом, но попытка закрепить его обязательные элементы обречена на провал, так как будет отсутствовать такой важный элемент, как объект налога, а значит, невозможно определить и налоговую базу. Сбором он не может быть из-за его невыраженной индивидуально-возмездной природы.

С 1 января 2017 года в российском Налоговом кодексе появится еще один обязательный платеж - страховой взнос. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Судя по его определению, он больше подходит к подобному виду платежа. Однако обязательным элементом страхового взноса признается объект обложения страховым взносом, к которому с 1 января 2017 года на основании ст. 420 будут относиться выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Таким образом, проблемы с выделением объекта налогообложения возникнут и в этом случае.

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В п. 3 ст. 3 НК РФ отмечается, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Эти принципы также будут препятствовать введению подобного платежа в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь подобных принципов нет, тем не менее определенная возможность учесть фактическую способность лица к уплате есть; так, согласно абз. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

Конституция и сбор

См. табл. 2.

Таблица 2. Сравнение положений Конституций России и Белоруссии, положения которых могут быть затронуты или затрагиваются рассмотренной формой обязательного платежа, направленного на борьбу с социальным иждивенчеством

Россия

Беларусь

Статья 7

  1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39

  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства

Статья 40

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием

Статья 55

  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону

Статья 37

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.



Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха

Статья 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом

Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.



Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда

Статья 55

  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав

Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют



Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей

Порядок установления сбора

В России в силу п. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

В Белоруссии ст. 101 Конституции предусматривает возможность издания декретов Президента, имеющих силу закона, в двух видах: делегированные Палатой представителей и Советом Республики и временные декреты.

Однако запрещается делегирование полномочий на принятие декретов, предусматривающих ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Таким образом, процедура принятия декрета законом не соблюдена.



Интересным является то, что в соответствии со ст. 56 Конституции РБ именно граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов, в то время как сбор распространяется и на иностранных граждан, и на лиц без гражданства, на которых Конституция обязанность в финансировании государственных расходов не возлагала.

Право на труд

Самым спорным является ограничение в сфере трудовых отношений. В России и в Белоруссии труд свободен и принудительный труд запрещен, однако по сути данный сбор исходит из обратного посыла: работай или плати сбор; поэтому сбор в таком виде является штрафом и наказанием, а не просто платежом для "софинансирования государственных расходов", поскольку тогда должен был бы быть определен объект, с возникновением которого возникала бы обязанность софинансирования, в противном случае это нарушает принципы социального государства.

Государственная поддержка детства и инвалидов

Сбор может не платить один из родителей, которые воспитывают ребенка до 7 лет. Однако 7 лет - это еще не возраст самостоятельности ребенка, когда он может сам себя обеспечивать, это возраст нового этапа жизни - первый класс, когда ему очень нужна поддержка родителей, а в такой ситуации получается, что семье необходимо выбирать: продолжать поддерживать ребенка силами одного из родителей и уменьшать бюджет семьи на сумму сбора или выходить на работу обоим родителям, предоставляя ребенка самому себе в столь ответственный период.

Некоторые категории групп инвалидности предполагают постоянную заботу со стороны членов семьи, которая должна быть продолжена и после 18 лет, а в рассматриваемом нами Декрете родителям опять предстоит сделать выбор. Нетрудоспособными инвалидами могут выступать и родители, а это уже конституционная обязанность - о них заботиться, на реализацию которой посягает в том числе и данный Декрет.

Выводы

Опыт Белоруссии назвать успешным нельзя. Он вызывает очень много вопросов и посягает на слишком серьезные конституционные гарантии и права, чтобы всерьез можно было его рассматривать как успешный зарубежный опыт. В противном случае можно утратить статус социального государства.

Проблемы легализации трудоустройства лежат в плоскости эффективности контроля. Самым интересным в данном Декрете N 3 нам представляется именно механизм контроля за расходами граждан и возможность в случае недоказанности их соответствия доходам доначислять налог, думается, что всю эту историю со сбором можно было бы и не городить, если бы налоговые органы просто получили такую возможность. В России налоговые органы в одном субъекте Российской Федерации уже пробовали осуществить подобную практику исходя из действующего законодательства, но это не было поддержано Верховным Судом Российской Федерации, который указал, что факт расходования денежных средств в налоговом периоде сам по себе не подтверждает получение в этом же периоде дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, в сумме, равной израсходованным средствам (Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2015 N 57-КГ15-8, включено в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015; схожая позиция содержится также в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 57-КГ15-12, Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2015 N 57-КГ15-11) <15>.

<15> Подробнее об этом деле см.: газета "Налоги". 2016. N 3.

Если не решить проблемы контроля, то и введение нового сбора не решит проблемы, поскольку придется устанавливать большой перечень лиц, которые будут освобождены от его уплаты, а как проконтролировать обоснованность использования ими соответствующих льгот, если уже сейчас на просторах Интернета можно встретить заметки с описанием способов "оптимизации уплаты сбора" в Белоруссии?



А.А. Копина

Доцент

кафедры финансового права

Российского государственного

университета правосудия,

кандидат юридических наук

Д.В. Копин

Преподаватель

кафедры конституционного права

имени Н.В. Витрука

Российского государственного

университета правосудия