Мудрый Экономист

Нужно ли принимать локальные акты по результатам спецоценки

"Главная книга", 2016, N 21

Многие из тех, кто до 01.01.2014 провел аттестацию рабочих мест, сейчас проводят спецоценку. Ее результаты отменяют результаты аттестации. Причем принимать новые локальные акты или изменять старые, касающиеся льгот и компенсаций работникам, в общем случае необязательно. Но есть случаи, когда без утверждения нового ЛНА не обойтись.

Что нужно сделать по результатам спецоценки

Работодатель после утверждения отчета о спецоценке обязан сделать следующее.

Что сделать

В какой срок

Уведомить оценивающую организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления, и направить в ее адрес копию утвержденного отчета заказным письмом с уведомлением либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью <1>

В течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета оценивающей организации <1>

Разместить сводные данные о результатах спецоценки на сайте организации (при его наличии) <2>

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета оценивающей организации <3>

В письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки под роспись <4>

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета оценивающей организации, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска работников <4>

Заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с теми работниками, у которых по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте изменились <5>

К сведению

Как заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору по итогам спецоценки, читайте: журнал "Главная книга", 2014, N 19, с. 62.

<1> Часть 5.1 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон N 426-ФЗ).
<2> Часть 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ.
<3> Приложение N 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
<4> Пункт 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ.
<5> Статья 57 ТК РФ.

Что можно сделать по итогам спецоценки Уведомляем трудинспекцию

Прежде всего работодатель может направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это нужно для того, чтобы обезопасить себя на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Тогда данные введет трудинспекция <6>.

<6> Часть 4 ст. 18 Закона N 426-ФЗ.

Принимаем локальные акты

Работодатель может внести изменения в уже действующие или принять новые локальные нормативные акты, прописав в них гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Обязанность предоставлять "вредникам" гарантии и компенсации обусловлена результатами спецоценки. В зависимости от этих результатов возможны следующие три варианта <7>.

К сведению

Как предоставлять работникам компенсации "за вредность" по результатам спецоценки, читайте: журнал "Главная книга", 2014, N 7, с. 70.

Вариант 1. Спецоценка подтвердила тот же или установила более высокий класс (подкласс) вредности, и вы хотите увеличить гарантии по сравнению с минимальными <8>. Минимальные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях мы приводим в таблице.

Условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда <9>

Повышение оплаты труда <10>

Дополнительный отпуск <11>

Сокращенное рабочее время <12>

Предоставление спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты <13>

Выдача молока или заменяющих его продуктов <14>

Оптимальные (класс 1)

Не производится

Не предоставляется

Не сокращается

По Типовым нормам, которые предусмотрены для вида деятельности компании <15>, а при их отсутствии - по нормам для сквозных профессий (должностей) всех отраслей экономики <16>

При наличии предусмотренных Перечнем производственных факторов <17>, уровни которых превышают установленные нормативы

Допустимые (класс 2)

Вредные (класс 3): подкласс 3.1

Повышается не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда

подкласс 3.2

Не менее 7 календарных дней

подкласс 3.3

Не более 36 часов в неделю и 8 часов в день

подкласс 3.4

Опасные (класс 4)

Если вы хотите предоставить более высокий уровень гарантий, то их нужно прописать в трудовом договоре, а также можно закрепить в локальном нормативном акте. Если в компании есть профсоюз, то нужно учесть его мнение при принятии локального акта <8>.

Предупреждаем руководителя

Год с небольшим остается до окончания переходного периода, в течение которого все работодатели обязаны провести спецоценку <18>.

Вариант 2. Спецоценка не подтвердила вредность, и вы не хотите оставлять гарантии <8>.

Со дня утверждения работодателем отчета о спецоценке работодатель больше не обязан предоставлять "вредникам" гарантии и компенсации <7>. Поэтому недостаточно исключить условия о них из трудовых договоров, а нужно еще отменить локальные акты по ним с этой же даты. Если в организации есть профсоюз, то при отмене нужно учесть его мнение <19>. Если профсоюз будет возражать, локальные акты все равно можно будет отменить <21>. Правда, он может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки и обжаловать отмену в трудинспекцию или суд <22>.

Внимание! Гарантии и компенсации "за вредность" не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014 по результатам аттестации при условии сохранения соответствующих условий труда <20>.

Вариант 3. Спецоценка не подтвердила тот же и не установила более высокий класс (подкласс) вредности, но вы хотите оставить гарантии <23>.

Хотя обязанности предоставлять гарантии нет, но можно все оставить как есть. Прежние гарантии и компенсации будут предоставляться только на основании локального акта. В локальном нормативном акте нужно подробно определить, каким категориям работников предоставляются гарантии, виды гарантий и их объем <23>.

* * *

Если спецоценка подтвердила условия труда, ранее установленные аттестацией, то затраты на сохраненные в прежнем объеме или увеличенные гарантии и компенсации работникам (вариант 1) можно учесть в "прибыльных" расходах <24>. В противном случае их учесть нельзя как экономически необоснованные (вариант 3) <25>.

<7> Статьи 92, 117, 147, 212, 222 ТК РФ; п. 6 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н; п. 13 Приложения N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н).
<8> Статья 8 ТК РФ.
<9> Статья 14 Закона N 426-ФЗ.
<10> Статья 147 ТК РФ.
<11> Статья 117 ТК РФ.
<12> Статья 92 ТК РФ.
<13> Статья 212 ТК РФ.
<14> Статья 222 ТК РФ.
<15> Пункты 5, 14 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.
<16> Утверждены Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н.
<17> Приложение N 3 к Приказу N 45н.
<18> Часть 5 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
<19> Статьи 8, 372 ТК РФ; п. 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н.
<20> Часть 3 ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
<21> Статья 372 ТК РФ.
<22> Статья 372 ТК РФ; п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ.
<23> Статья 8 ТК РФ.
<24> Статья 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 255 НК РФ; Письмо Минфина России от 25.11.2014 N 03-03-06/1/59763.
<25> Пункт 49 ст. 270 НК РФ.

Е.А.Шаповал

Юрист,

к. ю. н.