Мудрый Экономист

Моделирование процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе

"Вестник Российской таможенной академии", 2016, N 3

В статье представлена имитационная модель процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе на базе "агрегатного" подхода. Предложены варианты ее использования для исследования таможенных операций в пунктах пропуска на таможенной границе, а также в качестве имитационных тренажеров в системе подготовки специалистов таможенных органов.

Таможенные операции в пунктах пропуска на таможенной границе представляют собой процесс таможенного и иных видов (фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного) контроля товаров и транспортных средств с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства при их перемещении через таможенную границу. При таком контроле осуществляется взаимодействие таможенных и иных контролирующих органов, а также участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для повышения качества и эффективности таможенного контроля, сокращения издержек участников ВЭД при пересечении таможенной границы в настоящее время используется прогрессивная технология "единого окна" [1].

Система "единого окна" представляет собой совокупность организованных элементов (процессов, операций), логически и алгоритмически связанных между собой и с внешней средой. Такая система отличается функциональной целостностью, сложными структурой, содержанием информационных потоков, механизмами и правовыми нормами использования информации для достижения целей функционирования "единого окна" в пунктах пропуска на таможенной границе.

Следует отметить, что для пунктов пропуска на таможенной границе характерны большие объемы обрабатываемой информации, широкий спектр контролируемых и регулируемых параметров и, как следствие, сложная система функционирования "единого окна". Для исследования возможностей обучения и получения практических навыков работы специалистов таможенных органов в такой системе эффективным методом является имитационное моделирование. Имитационное моделирование позволяет решать довольно широкий круг задач, обеспечивает практически без ограничений и допущений исследование любого сложного процесса, в том числе процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе [2]. На имитационной модели обеспечивается возможность приобретения необходимых знаний и навыков в применении новой техники и технологии таможенного контроля с использованием "единого окна". Однако построение имитационной модели и ее исследование являются трудоемкими и сложными задачами ввиду сложности формализации самого процесса и построения его модели как компьютерной программной среды.

В статье рассматриваются вопросы построения имитационной модели процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе и ее использования для исследования таможенных операций в пунктах пропуска и подготовки специалистов таможенных органов для работы на таможенной границе в системе "единого окна".

Исходными условиями для построения имитационной модели процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе Азербайджанской Республики являются следующие:

Обобщенная схема таможенных операций таможенного контроля товаров и транспортных средств на таможенной границе представлена на рис. 1.

Обобщенная схема таможенных операций таможенного контроля товаров и транспортных средств на таможенной границе

------------------------¬  ----------------------¬  ---------------------¬
¦ Сканирование и ввод ¦ ¦ Регистрация в ЕАИС ¦ ¦ Присвоение товарам ¦
¦данных сопроводительных+->¦ данных с введенных +->¦ и транспортным +¬
¦ документов ¦ ¦ документов ¦ ¦ средствам не менее ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦четырехзначных кодо⦦
L------------------------ L---------------------- L---------------------¦
---------------------------------------------------------------
¦/
------------+-----------¬ --------------------¬ -------------------¬
¦ Автоматизированная ¦ ¦ Система управления¦ ¦ Проверка товаров ¦
¦ проверка документов, ¦<-->¦ рисками ¦<-->¦ (грузов) ¦
¦ введенных в ЕАИС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------T------------ L-------------------- L-------------------
¦/
------------+-----------¬ ----------------------¬ ----------------------¬
¦ ¦ ¦ Присвоение товарам ¦ ¦ Проставление ¦
¦Утверждение регистрации¦ ¦регистрационных кодов¦ ¦на документах печатей¦
¦ товаров (груза) +->¦ и наклеивание их +->¦ (штампов) ¦
¦ ¦ ¦ на документы ¦ ¦ и возвращение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их перевозчику ¦
L------------------------ L---------------------- L----------------------

Рис. 1

Перевозчик представляет в "единое окно" таможенного органа следующие документы: неполные импортные/экспортные декларации; книжки МДП или транзитные декларации; товарно-транспортные накладные; инвойсы и, при необходимости, другие документы.

Практически функции специалистов таможенных органов (таможенных работников) в технологической цепочке по регистрации и определению формы таможенного контроля товаров и транспортных средств в силу высокой степени автоматизации таможенных процедур сводятся к простейшим операциям проверки соответствия таможенных документов требованиям их заполнения и автоматическому выбору форм контроля, предлагаемых СУР. Работа таможенного органа на таможенной границе построена на онлайн-связи с нормативно-справочной базой и СУР, реализованными в ЦТО. По существу, на каждом этапе технологической цепочки таможенник работает в режиме "соответствует или не соответствует", т.е. в режиме "да или нет".

В части определения формы контроля товаров и транспортных средств таможенные работники ориентируются в принципе на четыре формы контроля, предлагаемые СУР. СУР на базе профилей риска и с учетом уровня риска конкретного товара выбирает одну из четырех возможных форм контроля, которую и использует таможенный работник. Форма таможенного контроля, определяемая СУР, должна рассматриваться как управляющее воздействие на всю технологическую цепочку контроля документов, товаров и транспортных средств на таможенной границе.

При построении имитационной модели описанного выше процесса используется "агрегатный" подход [3] ввиду удобной формализации процесса таможенного контроля в пункте пропуска на таможенной границе. В данном случае под "агрегатом" понимаются каждый из этапов технологической цепочки и реализующий этот этап таможенный работник.

Если в процессе регистрации и проверки документов возникают несоответствия между введенными документами и нормативными требованиями, то между таможенным работником или администратором сети "единого окна" и перевозчиком организуется интерактивная связь, в результате которой устраняются возникшие проблемы.

Проблемы могут иметь случайный или систематический характер. Они могут возникать в случайные моменты времени и могут быть противоправными. В таком случае таможенный работник вводит документы в ЕАИС и до момента принятия решения по конкретному факту правонарушения таможенные операции по регистрации и проверке документов приостанавливаются.

Действия таможенного работника в технологической цепочке по регистрации и проверке документов можно представить в виде прямоугольного "импульса" (рис. 2).

Пример представления технологической цепочки этапов регистрации и проверки документов, а также выбора формы контроля товаров в виде последовательности "импульсов"

                                                        
------¬ ----------¬ ------------¬ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
---- L------- L------ ... ---- L--- ... ---- L---
t t t t t t t t
н1 к1 н2 к2 нI кI н8 к8
-------------------------------------------------------------------------->
0 t

Рис. 2

Обозначим:

начало работы i-го этапа - tнi;

конец работы i-го этапа - tкi;

длительность работы или обслуживания - .

Согласно схеме таможенных операций таможенного контроля на таможенной границе (см. рис. 1) .

Необходимо отметить, что в каждый момент времени таможенный работник в технологической цепи обрабатывает или "обслуживает" пакет документов или часть документов. Длительность обслуживания во многом зависит от той формы контроля, которая рекомендуется СУР в зависимости от профиля риска конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу.

Строгая последовательность обслуживания потока документов представляет собой такт работы системы "единого окна", или длительность обслуживания всей цепочки, она равна:

Работу технологической цепочки по проверке пакета документов и выбора формы контроля товара можно рассматривать в виде схемы логического умножения. Условно можно представить работу технологической цепочки в виде:

Tc = 1, если выполнены все необходимые этапы контроля, т.е. если = 1... = 1... = 1;

Tc = 0, если хотя бы один из необходимых этапов не был выполнен, т.е. = 0.

Технологическую цепочку таможенных операций представим в виде уравнения логического умножения:

Tc = x x ... x .

Технологическая цепочка таможенных операций по проверке пакета документов и выбору формы контроля товара представляет собой последовательность непериодических импульсов, причем длительность каждого импульса зависит от ряда случайных факторов и выбранной формы контроля товара. Обнаружение ошибок в представленных перевозчиком документах также является случайным процессом, ошибки или неточности в документах могут или быть, или не быть.

Как отмечалось выше (см. рис. 1), форма контроля товаров определяется в автоматизированном режиме СУР на основе профилей риска и введенной информации в ЕАИС таможенной службы. СУР, как правило, выбирает четыре формы контроля:

Конкретная форма контроля существенно влияет на длительность этапов регистрации товара и транспортных средств на границе. Если выбрана форма контроля, при которой документы и груз не проверяются, то значительная часть этапов не реализуются. При этом документы вводятся в ЕАИС и регистрация утверждается. При принятии формы контроля "проверка документов и груза" все этапы технологической цепочки контроля на границе выполняются в полном объеме.

Длительность каждого этапа технологической цепочки зависит от двух факторов: некоторого случайного фактора и выбранной формы контроля груза Ui:

Случайность фактора предопределяется обнаружением ошибок в документах, представленных в таможенный орган. Ошибки можно классифицировать на устранимые и неустранимые.

Если ошибки устранимые, то в технологической цепочке за счет обратной связи организуется интерактивный процесс до момента устранения ошибки в документе. Следует отметить, что за время интерактивного процесса длительность этапа, на котором обнаружена эта ошибка, и всей цепочки увеличивается.

Учитывая вышеизложенное, распределение вероятностей случайной величины можно представить следующим образом:

где - текущее время.

Предполагается, что влияние случайного фактора на Tc всегда направлено на увеличение Tc с некоторым коэффициентом пропорциональности.

Неустранимые ошибки наблюдаются в представленных таможенных декларациях и, как правило, могут быть связаны с правонарушениями. Если ошибка неустранимая, то процесс останавливается и в случае необходимости документы передаются в соответствующие структуры по организации борьбы с правонарушениями.

Влияние фактора Ui на процесс проверки введенных в ЕАИС документов можно описать следующим образом. СУР на базе профилей рисков, определив форму контроля, выставляет некие признаки - "зеленый коридор" (ЗК), "желтый коридор" (ЖК), "красный коридор" (КК) и "синий коридор" (СК).

Представим влияние фактора Ui на длительность этапов технологической цепочки некоторой матрицей (табл. 1), столбцами которой являются указанные выше признаки установленной СУР формы таможенного контроля, а строками - этапы проверки документов и выбор форм таможенного контроля (см. рис. 1). В таблице 1 (+) и (-) обозначены этапы технологической цепочки проверки документов и досмотра товаров (грузов) в зависимости от выбранной формы контроля, какие выполняются и какие не выполняются соответственно.

Таблица 1

Влияние выбранной формы контроля груза на длительность этапов технологической цепочки

Этап

ЗК

ЖК

КК

СК

Сканирование и ввод документов

Присвоение товарам кодов

Регистрация документов в ЕАИС

Автоматизированная проверка документов

Проверка товаров (грузов)

Утверждение регистрации товаров и документов

Присвоение регистрационных кодов документам

Возврат документов перевозчику

Для конкретизации функции (1) внесем ряд предположений. Длительность обслуживания всегда положительная величина, и случайная величина при ее появлении характеризует отклонение процесса обслуживания от предпочтительного процесса обслуживания. Здесь приняты следующие предположения: предпочтительный процесс - это процесс обслуживания, реализуемый при "зеленом коридоре" контроля документов и товаров (груза), а непредпочтительные процессы - все остальные формы контроля (желтый, красный и синий).

Так, на длительность работы "единого окна" Tc влияют два фактора: случайный характер ошибок в документах и выбранная форма контроля товара Ui. Зависимость Tc от этих факторов всегда направлена на увеличение длительности обслуживания пакета документов и контроля груза. Tc представим как:

Если товары и транспортные средства не представляют риск для страны назначения, то все этапы технологической цепочки соответствуют первому столбцу матрицы (см. табл. 1) и Tc равен минимальному значению k1U1 (процесс предпочтительный), где k1 - коэффициент перевода U1 в фактор времени.

В случаях, когда товары и транспортные средства представляют риск (установлены формы контроля - желтый, красный и синий), этапы проверки соответствуют столбцам 2, 3 и 4 матрицы (см. табл. 1), и суммарное время обслуживания Tc увеличивается соответственно на k2U2, k3U3 и k4U4, где k2, k3 и k4 - коэффициенты перевода.

Если предположить, что в данном случае возможно применение "принципа сложения" факторов [4; 5] (ошибки в документах и выбранная форма контроля), воздействующих на результирующий показатель Tc, то выражение (4) можно записать в следующем виде:

где i принимает значения 1 - 8 (согласно технологической цепочке);

j принимает значения 1 - 4 (согласно числу принятых форм контроля);

- случайная функция распределения ошибок в представленных документах с математическим ожиданием, не равным нулю ;

ki - коэффициент перевода влияния ошибок в представленных документах на увеличение длительности обслуживания пакета документов на этапе технологической цепочки;

kj - коэффициент перевода влияния формы контроля груза Uj на длительность обслуживания .

Областью определения функции Tc является интервал , при этом:

- минимальное суммарное время обслуживания при нерисковых товарах и транспортных средствах, когда груз и документы не проверяются (см. первый столбец табл. 1);

- максимальное суммарное время обслуживания при рисковых товарах и транспортных средствах, когда груз и документы проверяются (см. четвертый столбец табл. 1).

Предполагается, что влияние случайной функции на длительность обслуживания базируется на знании математического ожидания .

Статистическое наблюдение за ошибками в представленных документах на всех этапах технологической цепочки и построение статистических рядов позволят вычислить .

Статистическому наблюдению подлежат и длительности каждого этапа обслуживания . В модели (5) при вычислениях будут использованы средние значения для каждой формы таможенного контроля товара: Uj(j = 1 - 4).

Моделирование работы "единого окна" преследует две цели: повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств путем совершенствования таможенных процедур и обучение таможенников работе в пунктах пропуска на таможенной границе в условиях "единого окна".

Использование модели (5) при моделировании функционирования системы "единого окна" связано с некоторыми трудностями: во-первых, отсутствие информации о случайной функции ; во-вторых, необходимость вычисления коэффициентов перевода kj и ki. Наличие неопределенности в самой модели диктует необходимость создания имитационной модели, отображающей технологическую цепочку таможенного контроля документов и проверки товаров (грузов).

В имитационной модели должны быть предусмотрены сбор статистической информации о параметрах реальной технологической цепочки "единого окна", вычисление математического ожидания случайной функции и коэффициентов kj и ki. Наблюдению подлежат такие параметры реального процесса, как , Uj и .

Вычисление коэффициентов kj и ki осуществляется при предположении, что суммарная длительность обработки пакета документов и таможенный контроль товаров - положительная функция и ее минимальное значение достигается в том случае, когда документы и товар не проверяются, т.е. выбрана форма контроля "зеленый коридор", и поскольку документы не проверяются, то случайная функция тождественно равна нулю.

Составим матрицу (табл. 2), где строками являются этапы технологической цепочки, а столбцами - формы контроля товаров и транспортных средств Uj, j = 1 - 4.

Таблица 2

Этапы технологической цепочки и формы таможенного контроля

U1

U2

U3

U4

Этап 1



Этап 2

Этап 3



Этап 4



Этап 5



Этап 6

Этап 7



Этап 8

Элементы матрицы (см. табл. 2) - это наблюдаемые (измеряемые) величины длительности обслуживания и проверки пакета документов для каждого этапа технологической цепочки и для каждой выбранной формы контроля товаров и транспортных средств на этапе идентификации реального объекта. Важно отметить, что после формы контроля U1 все последующие формы контроля приводят к увеличению суммарного времени проверки документов и груза. В связи с этим коэффициенты kj(j = 2 - 4), переводящие форму контроля Uj в фактор времени, представляются в виде:

где i изменяется для каждого i от 1 до 8;

- минимальное время обслуживания на таможенной границе в случае, когда обслуживание проходит в рамках "зеленого коридора", т.е. когда контроль груза не осуществляется (U1 = 0) и документы не проверяются. Эта величина служит базой для оценки других форм таможенного контроля товара (груза) и вычисляется по формуле (1).

Коэффициенты, вычисляемые по формуле (6) для , будут больше единицы, так как для указанных j за счет дополнительных операций (контроля груза и проверки документов) суммарное время реализации этапов технологической цепочки увеличивается относительно случая, когда документы и груз не проверяются .

В результате имеем следующие условия моделирования:

а) U1 = 0, , - минимальное время обслуживания;

б) , , , , , и - соответственно суммарное время обслуживания при , , .

Случайная функция , отображающая факт влияния ошибок или отсутствие в представленных документах необходимых сведений на суммарное время обслуживания Tc, должна быть изучена на этапе идентификации реальной технологической цепочки проверки документов и контроля товара (груза). Достаточный статистический материал позволит вычислить математическое ожидание функции , а построение соответствующей гистограммы - установить наиболее вероятные случайные события и время их прохождения .

Статистическое наблюдение за реальным процессом по технологической цепочке таможенного контроля обеспечит сбор следующих данных:

а) U1 = 0, , и ;

б) , и ;

в) , и ;

г) , и ,

где , , - периоды времени, затрачиваемые при реализации форм таможенного контроля U2, U3, U4 и вычисляемые по формуле (1).

Необходимо отметить, что если выбран "желтый коридор" таможенного контроля, т.е. U2, то во время проверки документов может появиться необходимость физического контроля (досмотра) груза, следовательно, может возникнуть необходимость реализации "красного коридора" таможенного контроля, т.е. U3. Возможен также переход из U2 в U4.

Исходя из предположения о недостаточности выборки статистического материала об ошибках , допускаемых в представленных документах, будем основываться на гистограммах. В зависимости от характера ошибок время их обнаружения и устранения будет существенно разниться. Если устранение ошибки в документе связано с изменением кодов в декларации, то это потребует небольшого количества времени. Но если необходимы "разрешительные" документы, то на это потребуется сравнительно большее время. Очевидно, что наиболее достоверную информацию об устранении ошибок можно получить у таможенных работников, занимающихся таможенным контролем на границе. Базисом для оценки времени устранения ошибок в документах для таможенных работников (экспертов) являются их опыт и построенные гистограммы. Такие гистограммы представляются в прямоугольной системе координат. По оси абсцисс откладываются периоды времени, в течение которого устраняются выявленные ошибки в документах, а по оси ординат - частота появления некоторых видов ошибок для каждого периода наблюдения. Таможенные работники должны ориентироваться на максимальную частоту появления ошибок и соответствующий интервал наблюдения.

Весь период наблюдения разделяется на четыре интервала по числу форм контроля U1, U2, U3, U4. Интервал при j = 1 равен нулю, поскольку форма контроля U1 при отсутствии рисковых товаров предполагает не проводить проверку. Эксперт (как правило, это таможенный работник), основываясь на опыте и степени уровня риска товара, оценивает вероятность попадания случайной величины (ошибки) в каждый интервал. По результатам таких оценок составляется табл. 3, в которой Pij - оценка i-м экспертом вероятности попадания случайной ошибки в j-й интервал.

Таблица 3

Проверка экспертом вероятностей случайной ошибки

Эксперты

P11

P12

...

P14

P21

P22

...

P24

P31

P32

...

P34

...

...

...

...

...

PN1

PN2

...

PN4

На основе данных табл. 3 вычисляется вероятностная оценка времени устранения ошибок в представленных документах с учетом мнений экспертов (таможенных работников):

где - "вес" экспертов, ;

N - количество экспертов.

В таблице 3 указываются граничные точки интервалов , и , где , а . Здесь - время завершения аудита внешнеэкономической деятельности декларанта, которое может быть достаточно большим. Указанные интервалы также могут быть определены экспертным путем.

В результате статистического наблюдения реального процесса таможенного оформления и контроля товаров (груза) на таможенной границе уточняются коэффициенты kj и ki, учитывающие влияние Uj и . Модель (5) принимает следующий вид:

где ;

kj вычисляются по формуле (6) и всегда больше единицы;

определяется из табл. 3 с использованием формулы (7). Значения kj и изменяются при изменении формы контроля Uj.

При имитационном моделировании технологической цепочки при заданных значениях kj и неизвестными и варьируемыми параметрами являются . Формируя различные сценарии изменения , получим соответствующие значения суммарной длительности проверки документов и контроля товаров (груза) Tc.

В процессе имитационного эксперимента также имеется возможность варьирования значений kj и и его повторения при моделировании.

На базе имитационной модели процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе с использованием "агрегатного" подхода предполагается решение следующих задач [6]: идентификация параметров модели (5); анализ процессов функционирования "единого окна"; организация обучения специалистов таможенных органов.

Обобщенная функциональная схема имитационного моделирования процессов функционирования "единого окна" в пунктах пропуска на таможенной границе представлена на рис. 3 [7].

Функциональная схема имитационного моделирования процессов функционирования "единого окна" в пунктах пропуска на таможенной границе Рис. 3

В соответствии с предлагаемой схемой моделирования процессов функционирования "единого окна" необходимо реализовать следующие этапы: идентификации параметров модели (5), построения имитационной модели и ее исследования путем постановки имитационных экспериментов.

Статистическое наблюдение за параметрами , и Uj позволит построить статистические ряды ошибок в документах, поступающих в "единое окно". Важными вопросами при идентификации параметров модели являются исследование влияния принятых форм таможенного контроля Uj на длительность выполнения этапов технологической цепочки (см. рис. 1), а также вычисление влияния случайной функции на .

На основе результатов этапа идентификации вычисляются и коэффициенты ki и kj (см. рис. 3), что и позволит сделать вывод о завершении формализации процессов функционирования "единого окна".

На этапе моделирования процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе первоначально необходимо проверить адекватность модели (5) реальному процессу [8]. При положительном результате этой проверки блок планирования и управления имитационными экспериментами (см. рис. 3) генерирует сценарии моделирования, которые "проигрываются" на модели, и результаты Tc фиксируются в блоке сбора и анализа статистики - результатов имитационных экспериментов. По результатам анализа делаются соответствующие выводы и принимаются решения относительно функционирования "единого окна" на таможенной границе.

Таким образом, предложенная имитационная модель процессов функционирования "единого окна" на таможенной границе на базе "агрегатного" подхода при соответствующем алгоритмическом и программном обеспечении может быть использована в качестве инструмента исследования технологии таможенного контроля в пунктах пропуска на таможенной границе, а также в качестве имитационных тренажеров при подготовке специалистов таможенных органов для работы на таможенной границе в системе "единого окна".

Использованные источники

  1. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа "единого окна" // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 2. С. 19 - 25.
  2. Липатова Н.Г. Имитационное моделирование процессов таможенного контроля: Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 164 с.
  3. Липатова Н.Г. Инструменты формализации процессов таможенного контроля и механизмов их имитации при моделировании // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 2. С. 58 - 65.
  4. Соколовский Л.Е. Модели оптимального функционирования предприятия. М., 1980.
  5. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М., 1975.
  6. Липатова Н.Г. Методология решения задачи структурной и параметрической оптимизации системы таможенного контроля методом имитационного моделирования // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 4. С. 102 - 111.
  7. Липатова Н.Г. Система имитационного моделирования для исследования процессов таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 3. С. 131 - 139.
  8. Липатова Н.Г. Оценка адекватности и точности имитационных моделей процессов таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 2. С. 136 - 142.

А.Д. оглы Алиев