Мудрый Экономист

Крым и севастополь: налоговые льготы для участников сэз

"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 4

Территории Крыма и Севастополя признаны ст. 8 Закона N 377-ФЗ <1> свободными экономическими зонами (далее - СЭЗ). Участникам СЭЗ налоговое законодательство предоставляет ощутимые преференции. На данный момент в реестре таких участников присутствуют всего несколько санаторно-курортных организаций. Как попасть в этот реестр и получить льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу?

<1> Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Статус участника СЭЗ: получение и утрата

Участником СЭЗ признается лицо, включенное в единый реестр таких участников, с момента совершения записи в реестре (ч. 19 ст. 13 Закона N 377-ФЗ).

Получение статуса

Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно обратиться в органы власти с заявлением о заключении с ним договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также представить целый пакет документов, куда входят (ч. 2 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

Если говорить кратко, то налоговые преференции даются участнику СЭЗ взамен на капитальные вложения в регион, объемы которых как раз и вносятся в соответствующую инвестиционную декларацию вместе с целью инвестиционного проекта, видами деятельности, осуществляемыми в рамках его реализации, с указанием кодов ОКВЭД.

Капитальные вложения. Для целей Закона N 377-ФЗ таковыми являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (ч. 4 ст. 14 Закона N 377-ФЗ).

По итогам рассмотрения данных документов органы власти принимают решение: заключать или нет с заявителем договор об условиях деятельности в СЭЗ. Если решение положительное, то только после подписания договора заявитель получает свидетельство о его включении в единый реестр участников СЭЗ. Однако по факту дата заключения договора и дата внесения записи об участнике СЭЗ в реестр могут приходиться на разные дни и даже отчетные (налоговые) периоды. Это важно для налогообложения, поскольку пользоваться преференциями могут только лица, поименованные в реестре. До того, как в нем появится соответствующая запись, использование льгот по налогам неправомерно.

Утрата статуса

Право участника СЭЗ осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима налогообложения прекращается со дня внесения в реестр записи об исключении из него участника СЭЗ.

Участник СЭЗ подлежит исключению из реестра в случаях (ч. 23 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

Лишиться статуса участника СЭЗ против своей воли можно по решению суда. Так, расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности или нарушение других условий).

Налоговые преференции

Налоговым кодексом для организаций - участников СЭЗ установлены:

Налог на прибыль

Согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ пониженные ставки налога на прибыль применяются участниками СЭЗ только в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

Если дата заключения договора и дата внесения записи в реестр приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды по налогу на прибыль, то участник СЭЗ вправе применить к налоговой базе пониженные ставки только по факту внесения записи о нем в реестр, так как просто ведения деятельности в соответствии с договором недостаточно для использования налоговой преференции (см. Письмо ФНС России от 06.05.2016 N СД-4-3/8133).

Участник СЭЗ вправе вести сразу несколько видов деятельности, льготируемых и не только (ч. 21, 22 ст. 13 Закона N 377-ФЗ). В этом случае пониженные ставки по налогу на прибыль применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Такое положение дел не раз подтверждалось чиновниками.

Реквизиты документа

Выводы

Письмо ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@

Льготные ставки по налогу на прибыль применяются участниками СЭЗ только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ.

Условиями применения пониженных налоговых ставок являются:

  • наличие у организации соответствующего статуса;
  • осуществление деятельности согласно договору;
  • ведение раздельного учета доходов (расходов)

Письмо Минфина России от 05.04.2016 N 03-03-06/1/19091

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-03-06/56962

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50228

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50235

Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-10/15503 (направлено Письмом ФНС России от 23.04.2015 N ГД-4-3/6993@ для использования в работе)

Налог на имущество

В силу п. 26 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество предоставляется организации, имеющей статус участника СЭЗ, начиная со дня ее включения в единый реестр участников СЭЗ. Данное положение полностью распространяется на имущество, учтенное на балансе организации и приобретенное до получения статуса участника СЭЗ. Это имущество также освобождается от налогообложения в течение 10 лет начиная со дня включения юрлица в реестр при условии, что имущество используется в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ (см. Письма ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@, от 16.09.2015 N БС-4-11/16292@, Минфина России от 31.07.2015 N 03-05-05-01/44406). А потому можно утверждать, что средства размещения, принадлежавшие курортным организациям еще до их вступления в реестр участников СЭЗ, освобождаются от налога на имущество, если, конечно, именно на деятельность этих объектов оформлен соответствующий инвестиционный договор.

Земельный налог

Формулировки п. 12 ст. 395 НК РФ крайне неудачны, поскольку буквальное прочтение нормы означает невозможность использования некоторыми налогоплательщиками льготы в полном объеме. Льготный период налогообложения начинается с момента возникновения права собственности на земельные участки без привязки к другим условиям использования данной льготы (например, внесение соответствующей записи в реестр участников СЭЗ). Кроме того, п. 12 ст. 395 не позволяет однозначно определить срок окончания действия освобождения от уплаты налога на землю, например в ситуации, когда до истечения трехлетнего срока с момента начала использования льготы организация исключается из числа участников СЭЗ.

В Письме от 19.01.2016 N СД-4-3/487@ ФНС указала на то, что поддерживает необходимость внесения изменений в п. 12 ст. 395 НК РФ в части установления льготы по налогу на землю сроком на три года на каждый земельный участок при наличии права собственности на него. Не исключено, что налоговики уже сейчас толкуют данную норму именно в этом ключе, что, безусловно, было бы на руку участникам СЭЗ, которые уже владеют земельными участками на момент получения соответствующего статуса.

Утрата статуса участника СЭЗ и пересчет налогов

Наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ является условием применения перечисленных выше налоговых преференций. С утратой данного статуса прекращается применение пониженных налоговых ставок или освобождение от налогообложения. Причем НК РФ не предусматривает обязанности восстановления и уплаты налогов, исчисленных без учета статуса организации, в случае исключения ее из реестра. Этот факт констатирует ФНС в Письме от 23.06.2016 N СД-4-3/11243@, выражая мнение о целесообразности внесения в законодательство дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен данный статус.

Минфин, осуществляющий как федеральный орган исполнительной власти функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, комментирует ситуацию следующим образом (см. Письмо от 27.06.2016 N 03-05-04-01/37316, направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 08.07.2016 N БС-4-11/12244@): "...гл. 30 "Налог на имущество организаций" и 31 "Земельный налог" НК РФ прямо не содержат указания на возмещение (восстановление) налоговых преференций и уплату указанных налогов в случае утраты статуса участника СЭЗ в связи с нарушением договора об условиях деятельности в СЭЗ". Применение льгот по этим налогам прекращается с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника СЭЗ. Полагаем, по налогу на прибыль подход будет аналогичным. Отметим: он чреват тем, что налоговики будут требовать пересчета налогов за отчетные периоды, в которых налогоплательщик еще числился участником СЭЗ, без дополнения НК РФ специальными нормами.

* * *

Для правомерного использования льгот по налогам в Крыму и Севастополе необходимо:

Утрата статуса участника СЭЗ означает отмену налоговых преференций с момента внесения соответствующей записи в реестр участников СЭЗ. Не исключено, что при расчете налогов нарастающим итогом налоговики будут требовать от такого налогоплательщика возврата к общеустановленному расчету налогов с начала налогового периода.

В.В.Алексеев

Эксперт журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"