Мудрый Экономист

Ввоз "промышленных" товаров на территорию РФ

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8

Может показаться, что эта операция интересна лишь торговым организациям - импортерам, ввозящим товары в Россию для последующей реализации. Между тем производители продукции нередко закупают оборудование, сырье и различные комплектующие для производимых изделий за границей, а значит, им также стоит вспомнить, чем примечательна данная операция для целей налогообложения. В статье под товарами автор будет понимать сырье и комплектующие для выпускаемой продукции, производственное оборудование.

Базовые нормы

В силу норм пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию РФ - операция, облагаемая НДС по отдельному основанию. Плательщиком НДС является любое лицо, даже если оно освобождено от уплаты налога в отношении реализации товаров на территории России (включая организации, применяющие спецрежимы).

Освобождаются от косвенного налогообложения (ст. 150 НК РФ) различные социально значимые товары, а также технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, и расходные материалы для научных исследований, не имеющие аналогов в нашей стране. Правительством РФ утверждены соответствующие перечни всех названных товаров.

Ввоз иных товаров облагается НДС. Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ применяются налоговые ставки в размере 10 и 18% в зависимости от вида товара. Взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам (пп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса ТС <1>).

<1> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17.

К сведению. Выпуск товаров на территорию РФ осуществляется таможенными органами при условии уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставления обеспечения их уплаты (Постановление АС ДВО от 21.07.2015 N Ф03-1841/2015).

Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов, сроки и порядок их уплаты, а также возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов регулируются разд. 2 "Таможенные платежи" Таможенного кодекса ТС. Учитывая изложенное, за разъяснениями по вопросам порядка исчисления, уплаты и возврата сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, следует обратиться в таможенные органы. Таковы рекомендации в Письме ФНС России от 11.04.2016 N СД-4-3/6286@.

На заметку. "Ввозная" таможенная пошлина и НДС должны быть уплачены декларантом одновременно с подачей таможенной декларации и списаны таможенным органом до принятия решения о выпуске товаров для внутреннего потребления (Постановление АС УО от 30.04.2015 N Ф09-2300/15).

На схеме ниже указано, под чьим контролем находятся облагаемые НДС операции.

                ------------------------------------------¬
¦ Объект обложения ¦
L------T---------------------------T-------
------ L----¬
------------------+----------------¬ ------------------+-----------------¬
¦ Ввоз товаров на территорию РФ ¦ ¦Реализация товаров на территории РФ¦
L-----------------T----------------- L-----------------T------------------
------------------+----------------¬ ------------------+-----------------¬
¦ Администрируют налоговые платежи ¦ ¦ Контролируют косвенное ¦
¦ таможенные органы ¦ ¦ налогообложение налоговые органы ¦
L----------------------------------- L------------------------------------

Между тем вопросы исчисления НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию поясняют больше не таможенники, а финансовое ведомство и судебные инстанции, в которые обращаются импортеры и иные организации за защитой своих прав и интересов.

"Ввозной" НДС на сырье для легкой и текстильной промышленности

В Письме Минфина России от 16.06.2016 N 03-07-03/35033 чиновники напомнили о том, что ставки НДС, в том числе применяемые в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, установлены ст. 164 НК РФ. Основная ставка налога - 18%. Пониженная ставка налога 10% применяется при ввозе и реализации социально значимых товаров (продовольственных, медицинских, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции).

В силу п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, облагаемых НДС. Таким образом, суммы налога, уплаченные российскими налогоплательщиками в отношении сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства товаров текстильной и легкой промышленности, не производимых на территории Евразийского экономического союза или производимых в недостаточных объемах, ввозимых на территорию РФ, принимаются к вычету при исчислении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет.

Принятие решения об установлении пониженной ставки НДС в размере 10% на данные товары приведет к потерям доходов федерального бюджета и может негативно отразиться на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы. Учитывая изложенное, чиновники считают нецелесообразным снижать ставку налога на вышеуказанные товары.

Здесь следует отметить: начислив налог и поставив его к вычету, налогоплательщик практически ничего не теряет, если данные операции приходятся на один налоговый период (сумма налога к начислению - налог к вычету = ноль). НДС при ввозе товаров является таможенным платежом, в то время как к вычету он принимается в рамках налоговых правоотношений. Если применять освобождение от НДС, налоговых обязательств тоже не возникнет, однако может потребоваться вести раздельный учет по необлагаемым и облагаемым операциям, а это, согласитесь, лишние трудозатраты. Возможно, чиновники и правы, не вводя налоговые преференции в отношении операций, которые и так не обременительны для организаций.

Ввоз товаров из Белоруссии

Данное государство является одним из членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого действует специальное законодательство, в том числе по налогообложению. А именно порядок исчисления НДС в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС определяется ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18 к Договору).

Согласно данным документам, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС и налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена союза, комиссионером, поверенным или агентом.

Национальным законодательством возложение обязанности по уплате НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС на комиссионера, поверенного или агента не предусмотрено. Таким образом, налог в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь, уплачивается собственником, приобретающим товары, как обычно.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Таковой является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).

Что касается вычета сумм НДС, уплаченных в отношении товаров, импортируемых в Россию из Республики Беларусь, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары. В силу п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг).

Исходя из изложенного суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в отношении импортируемых в Российскую Федерацию из Республики Беларусь товаров, принимаются к вычету при соблюдении условий, предусмотренных ст. ст. 171 и 172 НК РФ. На это указано в Письме Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-08/10882. Фактически чиновники констатировали, что взимание НДС при ввозе товаров в РФ с территории ЕАЭС производится по тем же правилам, что и при ввозе из иных государств. Налоговые преференции предусматриваются в отношении отдельных видов товаров, а не в отношении юрисдикций, с которых они ввозятся на территорию РФ.

Ввоз технологического оборудования

В силу п. 7 ст. 150 НК РФ ввоз оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, не облагается НДС. В Кодексе названо несколько десятков оснований для освобождения от косвенного налогообложения, но именно указанная ситуация наиболее близка предприятиям промышленности, обновляющим свои производственные фонды.

Из-под косвенного налогообложения выводится не любое технологическое оборудование, а только включенное в специальный Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372. По порядку его применения у налогоплательщиков и ревизоров возникают разногласия, решать которые приходится в суде. Перечислим оборудование, по которому пришлось уплатить налог:

Чаще всего таможенники предъявляют претензии по поводу того, что описание ввозимого товара не соответствует его фактическому наличию и комплектности. Однако есть судебные решения, в которых формальные претензии такого плана признаны необоснованными. Например, как следует из Постановления ФАС УО от 27.01.2014 N Ф09-13900/13, ввоз на территорию РФ электродуговой сталеплавильной печи для выплавки трубных марок стали не в той комплектности вспомогательного оборудования не основание для отмены таможенниками преференции и доначисления НДС.

Смыслом введения законодателем льготы по освобождению от уплаты НДС технологического оборудования является поощрение государством тех хозяйствующих субъектов, которые вкладывают денежные средства в высокотехнологичное, инновационное производство на территории РФ, невозможное без применения соответствующего льготируемого оборудования.

Освобождение от НДС может быть предоставлено лишь в том случае, если запчасти и комплектующие к основному оборудованию наличествуют в поставленном товаре именно в том количестве, соотношении и формальном наименовании, которые указаны в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 372. Иное толкование норм права обяжет хозяйствующих субъектов независимо от необходимости ввозить все перечисленные в подходящей позиции запчасти, комплектующие и вспомогательное оборудование и, соответственно, без нужды возлагать на бюджет необходимость предоставления налоговой льготы с учетом их стоимости.

В итоге таможенникам было отказано во взыскании НДС при ввозе льготируемого технологического оборудования с недостаточно точным описанием (оборудование электродуговой сталеплавильной печи для выплавки трубных марок стали, оснащенной установкой сушки скрапа, устройствами для вдувания порошковой извести и пыли, фильтрами газоочистки, предназначенной для выплавки стали из металлического лома).

Отметим: если организация ввезла технологическое оборудование, подпадающее под освобождение, а затем его модернизировала, это не может создавать для налогоплательщика обязанности по уплате НДС в отношении того товара, который был ввезен на территорию РФ (Постановление АС СЗО от 08.04.2016 N А56-10738/2015).

А не так давно Приказом Минпромторга России от 04.05.2016 N 1424 утвержден Порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень не облагаемого НДС ввозимого в Россию технологического оборудования. Суть его в следующем.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в Минпромторг копии планов закупочной деятельности технологического оборудования, планируемого к включению в данный Перечень. После этого проверяется информация о наличии на территории РФ производства технологического оборудования, аналогичного иностранному технологическому оборудованию, планируемому к закупке юридическим лицом или предпринимателем. Если аналогов нет, то министерство готовит проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень необлагаемого технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему) и представляет проект в Правительство РФ. А с 1 января 2018 г. предложения о внесении изменений в указанный Перечень будут рассматриваться по прошествии года с даты представления в Минпромторг копий планов закупочной деятельности технологического оборудования, предлагаемого производителями продукции для налоговой преференции.

Если технологическое оборудование не входит в льготный список, при его ввозе предприятию следует уплатить "таможенный" НДС. В этом случае предприятие как налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если:

Ввоз расходных материалов для научных исследований

С такой налоговой преференцией может столкнуться предприятие промышленности, которое имеет свою исследовательскую лабораторию. В силу п. 17 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от него) ввоз на территорию РФ расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России. Точный Перечень необлагаемых "расходников" утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1096.

В Письме Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-08/14454 указывалось на невозможность применения названного Перечня и рассматриваемой преференции, поскольку на момент выхода Письма не был утвержден специальный порядок освобождения от НДС ввоза расходных материалов для научных исследований.

Однако спустя немного времени Постановлением Правительства РФ от 15.05.2015 N 469 был разработан и утвержден требуемый подзаконный документ - Правила применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России.

Правила обязывают представлять ревизорам документ, подтверждающий предназначение ввозимых расходных материалов. Им может быть договор с иностранным лицом, содержащий информацию о цели ввоза расходных материалов, утвержденные планы (программы) научных исследований либо иные документы о хозяйственной деятельности, в которых есть информация о проведении научно-исследовательской и научно-технической деятельности, экспериментальных разработок.

При ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, расходных материалов с территорий государств - членов Евразийского экономического союза именно налоговый, а не таможенный орган проверяет в рамках налогового контроля правомерность применения освобождения от обложения НДС. Налог подлежит уплате в случае нарушения целевого использования расходных материалов, что можно выявить только в рамках мероприятий последующего налогового контроля.

Уплата акциза при ввозе подакцизных товаров

Ввоз товаров является операцией, облагаемой акцизом. Особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров в рамках Евразийского экономического союза установлены ст. 186 НК РФ. В ней даны отсылочные нормы на другую статью: взимание акциза по подакцизным товарам ЕАЭС, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена ЕАЭС, осуществляется таможенными органами в порядке ст. 186.1 НК РФ. Эта статья обязывает налогоплательщика представлять в таможенный орган по маркированным подакцизным товарам, ввозимым из государств - членов ЕАЭС, указанные в п. 5 ст. 186.1 документы. Заявление об уплате акциза по ввезенным товарам подается в таможенный орган по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 27.01.2011 N 150. Поскольку акциз по названным товарам взимают таможенные органы, по вопросам, касающимся уплаты акциза при ввозе, следует обратиться в ФТС.

Такие рекомендации даны в Письме ФНС России от 31.05.2016 N СД-4-3/9651@, в котором налоговики отсылают налогоплательщика к коллегам-таможенникам со всеми вопросами по поводу налогового законодательства, имеющими точки соприкосновения с таможенным правом. Это, конечно, усложняет жизнь налогоплательщиков, которым нередко приходится разрешать разногласия с таможенниками в суде.

* * *

Итак, предприятия промышленности при ввозе на территорию РФ сырья и материалов для производства продукции уплачивают НДС (за исключением расходных материалов для научно-исследовательской деятельности). При использовании сырья и материалов в облагаемой деятельности уплаченный на таможне НДС бухгалтер может поставить к вычету. Все это можно не делать в части определенного технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС, но иногда проще налог начислить, уплатить и принять к вычету, чем доказывать правомерность налоговой преференции.

Л.Г.Лукинова

Эксперт журнала

"Промышленность:

бухгалтерский учет и налогообложение"