Мудрый Экономист

Компактизация производства: учет затрат при передислокации оборудования

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2

Иногда некоторые производственные помещения предприятия используются не на все 100%, а частично. А ведь предприятие тратит немалые средства на их содержание (например, отопление и ремонт)! Так зачем выбрасывать деньги на ветер? Выходом из данной ситуации является осуществление мероприятий по компактизации производства. Таковой признается передислокация производственного оборудования (как по территории предприятия, например из одного цеха в другой, так и между разными регионами). Подобные мероприятия зачастую являются эффективным механизмом сокращения издержек производства и, как следствие, снижения себестоимости выпускаемой продукции, что в конечном итоге приводит к повышению конкурентоспособности данной продукции на рынке. Но возникает вопрос: как правильно отразить в учете затраты, которые предприятие понесет в связи с проведением мероприятий по компактизации производства? В поисках ответа на него обратимся к рекомендациям экспертов из Фонда "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (далее - Фонд БМЦ).

Расходы, связанные с компактизацией производства (в частности, с передислокацией производственного оборудования), как правило, носят существенный характер и могут включать в себя следующие группы расходов:

Однако исходя из действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету порядок отражения поименованных расходов не может быть определен однозначно. К такому выводу пришли методологи бухучета из Фонда БМЦ в Рекомендациях Р-52/2014 "Учет затрат по передислокации оборудования, проводимой в рамках компактизации производства". На что именно обратили внимание авторы названных Рекомендаций?

Действующие правила признания расходов в бухгалтерском учете Расходы на демонтаж оборудования и разборку фундаментов

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 "Основные средства" <1> изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях:

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

При этом п. 29 ПБУ 6/01 обязывает списать объект основных средств с бухгалтерского учета, если он выбывает или не способен принести организации экономические выгоды (доход) в будущем. Здесь же отмечено, что выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, а также в иных случаях.

По мнению специалистов Фонда БМЦ, разборку старого фундамента следует рассматривать как случай частичной ликвидации объекта. Поэтому на стоимость выбывающего фундамента должна быть уменьшена стоимость перемещаемого оборудования.

Что касается затрат, связанных с непосредственным демонтажем оборудования, они должны отражаться в составе прочих расходов в качестве расходов, сопряженных с частичным выбытием оборудования (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" <2>).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Расходы на перевозку оборудования, подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования

Затраты, связанные с перемещением объекта основных средств (транспортных передвижных средств, экскаваторов, канавокопателей, подъемных кранов, строительных механизмов и др.) внутри организации, относятся на затраты на производство (или расходы на продажу). Это сказано в п. 74 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <3>.

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Специалисты Фонда БМЦ считают, что действие названной нормы распространено лишь на затраты, связанные с перемещением передвижных устройств и механизмов, необходимость которого обусловлена характером эксплуатации указанных объектов, тогда как в ходе мероприятий по компактизации происходит перемещение оборудования, которое устанавливается в производственных помещениях стационарно.

Между тем прямых указаний относительно порядка отражения расходов по перемещению стационарного объекта основных средств в ПБУ 6/01 не содержится. Данным Стандартом также не определены подходы к отражению расходов, не связанных с приобретением объекта за плату, но необходимых для доведения его до состояния, в котором он пригоден для использования.

Как быть? Обратить взор на МСФО. Напомним, в п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <4> сказано: если по конкретному вопросу в нормативных актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также международных стандартов финансовой отчетности.

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В поисках решения относительно порядка признания расходов на передислокацию объекта основных средств

В профильном Стандарте МСФО (IAS) 16 "Основные средства" <5> сказано (п. 16), что себестоимость объекта основных средств включает, в частности, любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации, в соответствии с намерениями руководства предприятия.

<5> Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

В то же время п. 20 данного Стандарта гласит о том, что включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта.

К примеру, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на частичную или полную передислокацию или реорганизацию деятельности предприятия.

Из приведенных норм МСФО (IAS) 16 "Основные средства" не ясно, можно ли анализируемые затраты (связанные с доставкой объекта, подготовкой фундамента, сборкой и монтажом оборудования на новом фундаменте) квалифицировать в качестве затрат на доставку и приведение актива в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с планами руководства по компактизации производственного процесса, и, соответственно, отнести их на удорожание объекта. Иными словами, существует коллизия в отношении затрат на передислокацию оборудования.

Чтобы ее разрешить, специалисты Фонда БМЦ рекомендуют прежде разграничить затраты на передислокацию оборудования (например, связанную с изменением регионов деятельности экономического субъекта или его реорганизацией) и затраты на реконструкцию и (или) усовершенствование характеристик производственного комплекса и (или) оборудования. Почему? Все просто. Первые не должны приводить к увеличению стоимости объекта основных средств, а последние, напротив, ее увеличивают.

Примером затрат, не увеличивающих стоимость перемещаемых объектов основных средств, могут служить затраты на передислокацию оборудования, которые осуществляются для того, чтобы:

Сюда же можно отнести затраты, связанные с передислокацией оборудования, осуществляемой в рамках проекта по реорганизации деятельности организации, в ходе которого производится объединение двух или более организационных единиц (производств, цехов, участков), в результате чего объединенные блоки остаются практически неизменными.

Вместе с тем если целью компактизации производства являются сокращение времени производственного цикла, сокращение цеховых материальных запасов, уменьшение производственных площадей, снижение коммунальных издержек и затрат на внутризаводское перемещение грузов, то расходы на передислокацию оборудования, которые организация несет в рамках такой компактизации, могут быть капитализированы в стоимости оборудования, при условии что достижение указанных целей обеспечивает повышение будущих экономических выгод от использования производственного комплекса и (или) оборудования.

В случае если в результате проведенной компактизации производства организация не планирует увеличения экономических выгод от оборудования, затраты на перевозку данного оборудования следует рассматривать как расходы текущего периода.

Предложения экспертов Фонда БМЦ

Результатами приведенных в Рекомендациях Р-52/2014 размышлений специалистов Фонда БМЦ о судьбе затрат на перевозку оборудования, подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте стали следующие предложения.

  1. Если указанные затраты впоследствии приведут к изменению характеристик производственного комплекса и (или) оборудования, их нужно включать в стоимость оборудования.
  2. Если указанные затраты впоследствии приведут к изменению характеристик производственного комплекса и (или) оборудования, то:

На практических примерах

Чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, рассмотрим несколько конкретных ситуаций.

Пример 1. Перед передислокацией оборудования предприятие произвело частичную ликвидацию основных средств.

В учете предприятия в таком случае будут сделаны следующие записи:

Пример 2. Целью проводимых предприятием мероприятий по компактизации оборудования является изменение его характеристик для увеличения будущих экономических выгод от него.

В описанной ситуации затраты на обустройство фундамента, перевозку и монтаж оборудования на новом месте предприятие отразит записями Дебет 08 Кредит 07 и (или) Дебет 08 Кредит 60.

Пример 3. Целью проводимых предприятием мероприятий по компактизации оборудования не является изменение его характеристик для увеличения будущих экономических выгод от него.

В описанной ситуации затраты на обустройство фундамента, перевозку и монтаж оборудования на новом месте предприятие отразит по дебету счета 08 в корреспонденции со счетом 07, а также сделает записи:

* * *

Компактизация (передислокация) производственного оборудования (как по территории предприятия, например из одного цеха в другой, так и между разными регионами) является эффективным механизмом сокращения издержек производства и, как следствие, снижения себестоимости выпускаемой продукции, что в конечном итоге приводит к повышению конкурентоспособности данной продукции на рынке.

Рекомендации Р-52/2014 специалистов Фонда БМЦ посвящены вопросу отражения в бухгалтерском учете затрат, которые предприятие несет в связи с проведением мероприятий по компактизации производства. В них они предложили следующие варианты признания обозначенных затрат (в частности, на перевозку оборудования, подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте). Если упомянутые затраты приводят к изменению характеристик производственного комплекса и (или) оборудования, их требуется включить в стоимость оборудования. Если нет, то затраты на перевозку оборудования нужно отнести на расходы по обычным видам деятельности, а затраты на подготовку нового фундамента, сборку и монтаж оборудования на новом фундаменте необходимо капитализировать (то есть отнести их на удорожание объекта). Допускаем, что подход к решению обозначенной проблемы, изложенный экспертами Фонда БМЦ в вышеназванных Рекомендациях, может показаться читателю нестандартным. А с учетом того, что эти Рекомендации в силу ст. 21 Закона N 402-ФЗ <6> не являются обязательными к применению, можно и вовсе их проигнорировать. Но! В основе данных Рекомендаций лежит экспертная оценка положений действующего законодательства по бухгалтерскому учету (включая стандарты МСФО), поэтому считаем, что имеет смысл прислушаться к ним.

<6> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

С.Г.Новикова

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"