Мудрый Экономист

О нарушениях, выявленных в аптеке по результатам проверки роспотребнадзора

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1

В аптеке индивидуального предпринимателя Роспотребнадзором проводилась проверка. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

Прокомментируйте данные нарушения. Являются ли претензии проверяющих обоснованными?

Об отсутствии на вывеске аптеки юридического адреса

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Юридический адрес - это официально зафиксированный, зарегистрированный адрес юридического лица, занесенный в государственный реестр юридических лиц. У индивидуального предпринимателя существует адрес места жительства, по которому тот зарегистрирован в соответствии с законодательством РФ и который отражается в государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Таким образом, из норм ст. 5 следует, что индивидуальный предприниматель на вывеске должен указать:

Указывать адрес места жительства индивидуального предпринимателя на вывеске аптеки не обязательно. Данная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах (п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). Таким местом, например, является уголок потребителя, где размещается, в частности, копия лицензии с указанием всех необходимых адресов.

Об отсутствии у уборщицы медицинской книжки

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами, обязан организовать за счет собственных средств проведение обязательных медицинских осмотров сотрудников.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с целью обеспечения санитарных требований сотрудники аптечных организаций должны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень). В п. 24 Перечня указаны работы в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств. В п. 15 Перечня поименованы работы в организациях торговли, к которым также можно отнести аптечные организации.

По нашему мнению, слова "реализация лекарственных средств" в п. 24 Перечня касаются только изготавливаемых и (или) фасуемых в аптечной организации лекарственных средств. Но многие проверяющие считают проведение медицинских обследований в соответствии с п. 24 Перечня обязательным для всех работников любых аптечных организаций, включая аптеки готовых лекарственных форм. Однако данное утверждение не совсем верно. Объясним почему. В соответствии с п. 6.2 Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утвержденной Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309, работники аптеки, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой лекарственных средств и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем - профилактический осмотр. Результаты осмотров заносятся в медицинскую книжку.

Обратите внимание, что занятие фармацевтической деятельностью требует наличия соответствующего образования и сертификата специалиста (с 01.01.2016 - аккредитации) (ст. ст. 10, 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"). Поскольку уборщица не имеет контакта с лекарственными средствами (что следует из ее должностной инструкции), она обязана проходить медицинские осмотры при трудоустройстве на работу, но не обязана иметь медицинскую книжку при выполнении своих трудовых обязанностей, как другие работники аптеки.

Кроме того, в силу п. 9.14 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, продавец должен иметь при себе и предъявлять должностным лицам Роспотребнадзора личную медицинскую книжку установленного образца, то есть в рабочее время медицинская книжка должна находиться у сотрудника аптеки. Как следует из данного пункта, медицинская книжка должна быть на руках у фармацевта и провизора при обслуживании ими покупателя, а в отношении уборщицы подобного правила не установлено.

Поскольку после окончания проверки уборщица представила медицинскую книжку, а факт прохождения ею медицинских осмотров подтверждают специальные отметки, сделанные врачами (с указанием даты и подписи), претензии контрольного органа необоснованны.

О реализации БАД и продуктов диетического питания, на упаковке которых отсутствуют значки пентаграммы и петли Мебиуса

В соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования в отношении безопасности продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации применяются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и техническими регламентами. Со дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза на территории стран - участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательством сторон.

Согласно ст. 1 ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769, требования технического регламента распространяются на все типы упаковки, в том числе (в соответствии с Приложением 5 к ТР ТС 005/2011) на упаковочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения. При этом с учетом положений ст. ст. 2 и 6 ТР ТС 005/2011 маркировка упаковки (укупорочных средств) осуществляется для обеспечения идентификации и информирования потребителей путем нанесения на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы информации (в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов), позволяющей идентифицировать материал, из которого изготовлена упаковка (укупорочное средство), о возможности утилизации данной продукции.

Таким образом, маркировка упаковки, в которую помещена продукция, должна содержать (Письмо Роспотребнадзора от 13.01.2015 N 01/160-15-29):

Далее отметим следующее. Пищевая продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526.

В соответствии с определением, приведенным в ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - Решение N 880):

Таким образом, на перечисленные выше группы товаров распространяются нормы названного технического регламента.

В соответствии с п. 3.4 Решения N 880 обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в п. 3.2 данного Решения, возможно в течение срока ее годности, установленного в соответствие с законодательством государства - члена Таможенного союза. В данном случае подразумевается возможность реализации продукции в течение срока ее годности только при условии, что она была выпущена в обращение до 15.02.2015 по документам, выданным до официального опубликования Решения N 880 (то есть до 15.12.2011) (см. Письмо Роспотребнадзора от 16.03.2015 N 01/2666-15-29).

Соответственно, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 с 15.02.2015 осуществляется с учетом п. п. 3.2 - 3.4 Решения N 880, поскольку названные технические регламенты не предусматривают возможности осуществления "полной реализации" продукции, изготовленной и выпущенной в обращение до обозначенной даты, как и не содержат оснований для ее нахождения в розничной продаже после этого срока.

Таким образом, если товары, реализуемые в аптеках (БАДы и продукты диетического питания), были произведены и реализованы поставщиком (производителем) до 15.02.2015, то возможна их реализация без нанесения на упаковку специальной маркировки.

С.Р.Валова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"