Мудрый Экономист

Инвестиционные контракты

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 1

В сложившихся экономических условиях активно развивается процесс образования государственной инвестиционной деятельности, ориентированной на развитие инфраструктурного обеспечения, улучшение технической оснащенности, а также на улучшение качества и уровня жизни граждан и т.п. Одна из форм взаимодействия интересов государства и общества - это государственно-частное партнерство.

Дополнительный источник

С законодательной точки зрения государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества (ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ).

Долгосрочный характер реализации проектов ГЧП следует из необходимости возврата денежных средств, вложенных частной стороной (в отличие от государственного заказа). Средний срок реализации проектов ГЧП, как правило, составляет более 10 лет.

Отметим, что и в системе госзаказа наметились тенденции развития государственно-частного партнерства.

Используя механизмы ГЧП, можно привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения накопившихся проблем из внебюджетных источников. Взаимодействие с частными инвесторами позволит заказчикам использовать рыночные процедуры отбора наиболее эффективных проектов.

Все механизмы государственно-частного партнерства в полном объеме можно применять и на муниципальном уровне.

Формы и направления государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство включает множество форм, которые имеют различные наименования и используются в широком спектре инфраструктурных отраслей. С точки зрения правовой базы можно выделить два направления развития государственно-частного партнерства: концессии и соглашения, заключаемые в целях инвестиционной деятельности.

Концессионные соглашения

Концессионное соглашение представляет собой сделку, в рамках которой один субъект обязуется создать либо реконструировать за свой счет недвижимое имущество, которое находится либо будет находиться в собственности другой стороны. Целью заключения таких соглашений являются привлечение инвестиций в экономику России, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Отношения, связанные с правовым статусом субъектов концессионных соглашений, их правами и обязанностями, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ. Указанный Закон способствует формированию правовой основы развития концессионных отношений с учетом процедуры составления, регулирования, а также прекращения договоренностей концессии <1>.

<1> Подробнее об этом читайте в статьях И.В. Артемовой "Концессия" в журнале "Советник бухгалтера в бюджетной сфере" N 6 за 2013 год и "Концессия - последние изменения" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" N 10 за 2013 год.

Правительство РФ в отношении отдельных объектов утверждает примерные концессионные соглашения, которые становятся обязательными для применения. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 138 утверждена форма примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения.

Второе направление развития государственно-частного партнерства - совместная инвестиционная деятельность.

Соглашения, заключаемые в целях инвестиционной деятельности

Вопросы инвестиционной деятельности актуальны прежде всего тем, что внутренняя политика правительства направлена, кроме прочего, на улучшение состояния хозяйственного сектора страны. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем.

Отметим, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ).

Интересным для исследования является вопрос заключения именно государственных (муниципальных) контрактов, так как у заказчиков возникает необходимость соблюдения и закупочного законодательства.

В Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрены специальные нормы, регулирующие вопросы реализации инвестиционной государственной политики.

Например, в случае предоставления бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным (муниципальным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Не только государственные и муниципальные учреждения, но и иные хозяйствующие субъекты обязаны применять положения о контрактной системе. В зависимости от особенностей финансирования можно выделить следующие виды инвестиционных соглашений (Таблица N 1).

Таблица N 1

Виды инвестиционных соглашений, применяемых в системе госзаказа

Наименование соглашения

Субъект правоотношений

Особенности финансирования

Основания финансирования

Документальное основание для заключения соглашения

Государственный (муниципальный) контракт

Государственный (муниципальный) заказчик

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений

Статьи 72, 79 БК РФ

Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций

Гражданско-правовой договор

Автономное учреждение, государственное (муниципальное) унитарное предприятие

Субсидии на осуществление капитальных вложений

Статья 78.2 БК РФ

Решение о предоставлении бюджетных ассигнований

Иные хозяйствующие субъекты

Бюджетные инвестиции

Статья 80 БК РФ

Решение о предоставлении бюджетных инвестиций

Целью заключаемых инвестиционных соглашений являются капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности.

Примечание. Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Информация, размещаемая заказчиками в единой информационной системе (ЕИС), которая имеет отношение к капитальным вложениям в рамках инвестиционной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что заказчиками наиболее часто закупаются работы по техническому перевооружению или поставка специализированного оборудования в пределах бюджетных инвестиций (субсидий).

Кроме этого, в отношении отдельных видов капвложений Закон N 44-ФЗ допускает беспроцедурную закупку, извещение о которой не подлежит размещению в ЕИС. Такое исключение касается порядка приобретения нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом допускается приобретение только тех объектов, которые определены решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.

Закупочным законодательством устанавливаются отдельные изъятия, когда фактически предопределяется единственный исполнитель в рамках инвестиционных контрактов, но для этого на соответствующем уровне должно быть принято определенное решение.

Подобного рода длительные отношения предполагают, соответственно, и заключение долгосрочных контрактов, для которых бюджетным законодательством предусмотрен ряд исключений. Напомним, что общим правилом для заключения и исполнения контрактов для обеспечения государственных и муниципальных учреждений является условие об оплате в пределах лимитов бюджетных обязательств (которые, как правило, выделяют на финансовый год).

В случаях если предметом контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказание которых превышают срок действия утвержденных ЛБО, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, на срок реализации указанных решений. Следовательно, действующие нормы позволяют и в системе госзаказа развивать долгосрочные отношения госструктур и бизнеса на взаимовыгодных для всех условиях.

Разновидности инвестиционных контрактов

В рамках реализации долгосрочных отношений можно выделить следующие разновидности государственных (муниципальных) инвестиционных контрактов: контракты жизненного цикла, специальные инвестиционные контракты (далее - СПИК) и как частный случай - энергосервисные контракты. Каждый из них преследует определенную цель, зависит от предмета и особенностей в части обязательств сторон, например (Таблица N 2):

Таблица N 2

Виды инвестиционных контрактов

Контракты жизненного цикла

Специальные инвестиционные контракты

Энергосервисные контракты

Обязанность исполнителя (инвестора)

Поставка товара или работы, в том числе:

  • проектирование,
  • конструирование,
  • последующие,
  • обслуживание,
  • ремонт,
  • эксплуатация,
  • утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта

Создание, модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции

Выполнение комплекса работ (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов

Обязанности заказчика

Осуществление оплаты в соответствии с условиями заключенного контракта

Осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности

Осуществление оплаты в соответствии с условиями заключенного контракта

Рассмотрим далее более подробно два вида контрактов, направленные на стимулирование и развитие государственно-(муниципально-)частного партнерства: контракты жизненного цикла и специальные инвестиционные контракты.

Контракты жизненного цикла

В отдельных случаях государственные и муниципальные заказчики имеют право заключать контракты жизненного цикла (далее - КЖЦ). Цель заключения таких контрактов - повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ). Как правило, они носят долгосрочный характер, так как предусматривают все затраты, связанные не только с приобретением товара, но и с его утилизацией, то есть затраты на протяжении всего жизненного цикла того или иного товара (оборудования).

Таким образом, предметом такого контракта является совокупность стадий жизненного цикла продукта. Одним из преимуществ КЖЦ является то, что исполнитель по такому контракту получает деньги только с момента, когда объект предоставлен для публичного использования, то есть объект не просто сдан государственной комиссии, а способен реально функционировать.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 определен перечень случаев, когда государственные (муниципальные) заказчики имеют право заключать КЖЦ (преимущественно это инфраструктурные объекты), например:

При заключении КЖЦ исполнитель в значительной мере заинтересован в быстром строительстве: чем раньше он закончит строительство объекта, тем быстрее начнет получать деньги, а также исполнитель стремится оптимизировать соотношение "цена/качество". Если же он будет строить плохо, ему придется больше тратить на ремонт. Поэтому выгода заключения указанных контрактов очевидна и для государства, и для бизнеса.

Специальные инвестиционные контракты (СПИКи)

Развитие промышленности невозможно без значительных финансовых вливаний, и, следовательно, государство вынуждено искать новые формы сотрудничества с бизнесом в целях повышения технологического развития с учетом государственных приоритетов. Цель введения - стимулирование инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства на территории России.

В рамках СПИКа одна сторона (инвестор) своими силами (или с привлечением иных лиц) обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории РФ, а другая сторона - Российская Федерация или ее субъект - в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, в момент заключения специального инвестиционного контракта (ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ).

Указанный контракт заключается на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта, увеличенному на 5 лет, но на срок не более 10 лет.

Примечание. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 установлены особенности планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения его государственных нужд.

Порядок и правила заключения СПИКов утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708. Такой контракт заключается от имени Российской Федерации Минпромторгом России или иным федеральным органом исполнительной власти <2> с юридическим лицом или ИП, принимающими на себя обязательства в предусмотренный СПИКом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе.

<2> Органом, уполномоченным Правительством РФ на заключение специальных инвестиционных контрактов для отраслей промышленности.

СПИКи, введенные в российскую практику в начале 2015 года, предполагают запуск импортозамещающих производств, что актуально в том числе для сферы закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках госзаказа стоит отметить, что с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ введены отдельные закупочные положения в отношении заключения специальных инвестиционных контрактов.

Во-первых, в Закон N 44-ФЗ введена отдельная статья 111.3, которая устанавливает особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ в соответствии со СПИКами.

Например, заключение такого контракта допустимо при соблюдении следующих условий:

Отметим, что за Правительством РФ закреплено право по определению одной из сторон контракта конкретного инвестора в качестве единственного поставщика. При этом предполагается ведение реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

Во-вторых, предусмотрено специальное основание для исполнения таких контрактов с единственным поставщиком без конкурентной закупочной процедуры.

Иными словами, осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам <3>.

<3> Пункт 47 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ введен в действие с 1 сентября 2016 года.

Очевидно, что в настоящее время готова не вся подзаконная база для реализации указанных норм, так как практика заключения СПИКов в рамках госзаказа еще только будет формироваться.

О.Л. Лобанова

Консультант

по управлению закупками

Академии промышленного менеджмента

им. Н.П. Пастухова

г. Ярославль