Мудрый Экономист

Контроль соответствия расходов доходам

"Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения", 2017, N 1

Сразу после новогодних праздников кадровики начали получать от особо ответственных государственных (муниципальных) служащих (далее - служащие) справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка). Форма Справки утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460, однако некоторые изменения 2016 год все же принес, и задача структурных подразделений кадрового учета - своевременно донести информацию до всех служащих.

Примечание. Для отдельной категории работников устанавливается специальная обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Такая обязанность распространяется не только на государственных и муниципальных служащих, но и, например, на руководителей государственного или муниципального учреждения вне зависимости от сферы деятельности.

Новые методические рекомендации

Минтруд России утвердил Методические рекомендации по вопросам представления сведений и заполнения соответствующей формы Справки (далее - Методические рекомендации) в 2017 году (за отчетный 2016 год). Соответственно, необходимо довести до служащих, что Методические рекомендации, по которым они заполняли Справки в 2016 году (за отчетный 2015 год), больше не действуют. Для упрощения сравнения новых и старых Методических рекомендаций обозначим их как МР-2016 и МР-2017.

МР-2017 в отличие от МР-2016 снабжены вводной частью, в которой Минтруд России пояснил, что рекомендации:

Отметим, что содержание МР-2017 необходимо довести до сведения всех служащих.

Состав сведений

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) для отражения в Справке необходимо сверять с пунктом 12 МР-2017, а не 11, как в МР-2016. По-прежнему упомянуто, что служащий представляет ежегодно сведения о доходах и расходах, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений не только на себя, но и на членов семьи.

Подпункт "б" рассматриваемого пункта в МР-2017 расширен по сравнению с МР-2016. Теперь кроме сведений об имуществе и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления Сведений) упомянуты сведения о счетах в банках (иных кредитных организациях) и ценных бумагах.

Обязанность представить Сведения

Фактически остался прежним раздел МР-2017 о лицах, обязанных представлять Сведения. Незначительные по сравнению с МР-2016 изменения служащих не затрагивают. Если кратко, то представлять Справки обязаны все категории служащих, замещающих должности государственной (муниципальной) службы, а также руководители учреждений.

Определение КС РФ

Любые попытки оспорить обязанность представить указанную Справку, в том числе со ссылкой на нарушение конституционных прав, обречены на неудачу. Такой вывод следует из Определения Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1491-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы уволенного за непредставление Справки служащего на нарушение конституционных прав.

Особенности замещения должности на 31 декабря 2016 года

Обязанность представить Сведения за 2016 год возникает у служащего, если по состоянию на 31 декабря 2016 года (фактически на 30 декабря 2016 года, так как 31 декабря выпадает на субботу):

В отношении периода, наступившего с 1 января 2017 года, в новом по сравнению с МР-2016 пункте 15 МР-2017 даны разъяснения, связанные с переводом служащего в другой государственный орган в период с 1 января 2017 года по дату крайнего срока представления Сведений (для разных категорий служащих эти сроки разные - 1 и 30 апреля 2017 года).

Указанный перевод не освобождает служащего от обязанности представить Сведения в соответствующее структурное подразделение того государственного органа, в котором он замещал должность 31 декабря 2016 года.

Особенности для руководителей

В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, обязано представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Аналогичная норма содержится и в статье 8 Закона о противодействии коррупции. При этом стоит отметить, что представление финансовой отчетности осуществляется не только на начальном этапе трудовых отношений (при приеме на работу), но и в процессе трудовой деятельности.

Правила представления отчетности о доходах в отношении руководителя федерального государственного учреждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208.

Справки на членов семьи

Из-за добавления нового пункта 10 в МР-2017 по сравнению с МР-2016 теперь нужно искать в пункте 11, а не в пункте 10 упоминание о том, что Сведения необходимо представлять отдельно в отношении самого служащего, а также таких членов его семьи, как супруга (супруг), несовершеннолетние дети.

Например, служащий, имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре отдельные Справки: на себя, на супругу и две Справки - на детей. Минтруд России подчеркивает недопустимость представления Сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной Справке.

Таблицы N 1 - 3 с примерами того, как определить, нужно ли представлять Справку на того или иного члена семьи, остались прежними, лишь годы 2015 и 2016 заменены соответственно на 2016 и 2017. Суть примеров, иллюстрируемых указанными Таблицами, - в необходимости определения даты:

С учетом даты наступления каждого из указанных событий необходимо рассматривать относительно 31 декабря 2016 года статус:

Иными словами, необходимость представлять Сведения зависит от статуса служащего именно на 31 декабря 2016 года. Если статус изменен с наступлением 2017 года, хотя и до даты окончания подачи Сведений за 2016 год, то это изменение необходимо будет учитывать уже в отчетном, 2017 году.

Отметим, что по-прежнему допустимо заявление о невозможности представить Сведения на членов семьи. В Таблице N 4 Справки указан перечень служащих, которые подают такие заявления, причем данный перечень остался без изменений. И по-прежнему отмечено, что подобное заявление в отношении самого служащего - недопустимо.

Замещение нескольких должностей

Пункт 16 МР-2017 рассматривает случаи замещения нескольких должностей. При этом речь идет не о служащих, а о работниках и об их совместительстве, внутреннем и внешнем.

Так, Минтруд России рассмотрел ситуацию, когда работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя. При этом замещение обеих должностей влечет обязанность представлять Сведения. В такой ситуации работник представляет одну Справку, но с указанием обеих должностей.

При внешнем совместительстве работник заключает трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя. Если работник замещает должности в разных организациях и оба замещения влекут за собой обязанность представлять Сведения, то представлять необходимо две Справки.

Завершает пункт 16 МР-2017 указание о том, что количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется. По мнению автора, разработчики МР-2017 имели в виду, что не меняется обязанность представлять Сведения на членов семьи. Сложно предположить, что при внешнем совместительстве в одну организацию работник подаст такие Сведения, а в другую - нет. Кроме того, все разъяснения пункта 16 вполне можно применить и к служащим. Конечно, внешнее совместительство для служащих - явление редкое, но внутреннее - вполне обычное.

Сроки представления в 2017 году

По-прежнему представлять Справки кадровикам служащие могут в любое время начиная с 1 января года, следующего за отчетным (п. 8 МР-2017). Крайние сроки определены в пункте 7 МР-2017 двумя датами: 1 апреля и 30 апреля года, следующего за отчетным.

Из рядовых служащих в более ранний срок должны отчитаться федеральные госслужащие Администрации Президента РФ. Причем по сравнению с МР-2016 перечень в МР-2017 - открытый (за счет включения слов "и др."). Второй перечень отчитывающихся также стал открытым. Кроме того, в МР-2017 по сравнению с МР-2016 упомянуты муниципальные служащие.

Отметим, что обе даты в 2017 году выпадают на выходные дни. Поэтому для 2017 года очень важно различать личное представление Справки и отправку ее посредством почтовой связи.

Личное представление

Так как ограничение сроков сформулировано с использованием уточнения "не позднее", то последние дни выпадают соответственно на 31 марта 2017 года и на 28 апреля 2017 года.

Однако для того, чтобы исключить какие-либо неверные толкования в отношении сроков, в МР-2017 введен новый по сравнению с МР-2016 пункт 10, в котором указано, что если последний день срока представления приходится на нерабочий день, то Сведения представляются в последний рабочий день. При этом уточнено что, если служащий не успел представить Справку лично в рабочий день, то ее можно отправить посредством почтовой связи в нерабочий день. Таким образом, 31 марта и 28 апреля 2017 года - крайние сроки только для личной подачи Справки.

Отправка через отделение почтовой связи

Примечание. Программное обеспечение

Самая свежая версия специального программного обеспечения "Справки БК" (далее - ПО) для формирования Справок размещена в настоящее время на официальном сайте Президента РФ (версия 2.1.0.0 от 08.02.2016). Новые МР-2017 не просто рекомендуют заполнять Справки при помощи ПО, но и рассматривают особенности такого заполнения.

О возможности отправки Справки посредством почтовой связи сказано сразу в двух пунктах МР-2017. Причем из обоих пунктов следует, что таким способом необходимо воспользоваться только в том случае, если нет возможности представить Справку лично. Так, из нового пункта 10 МР-2017 следует, что отправка по почте в нерабочий день - последний шанс для тех, кто не успеет сдать Справку лично 31 марта и 28 апреля 2017 года. Пункт 4 МР-2017 так же, как и в МР-2016, разъясняет, что Справку необходимо представить вне зависимости:

При этом по сравнению с МР-2016 пункт 4 завершен новым абзацем, в котором сказано, что при невозможности представить Сведения лично они должны быть направлены по почте до 24 часов последнего дня срока сдачи. Об этом же сказано и в пункте МР-2017. При этом в МР-2017 по сравнению с МР-2016 уточнено, что крайний срок отправки Справки посредством почтовой связи определен пунктом 7 МР-2017, то есть 1 и 30 апреля.

Специальное основание для прекращения трудовых отношений

Одним из антикоррупционных инструментов кадровой политики является специальное основание для прекращения трудовых отношений за непредставление либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Приведем примеры, когда "забывчивость" работника обернулась увольнением.

Пример 1. При подаче декларации руководитель муниципального учреждения ошибочно не указала земельный участок площадью 24 м2, расположенный под объектом недвижимости. После выявления допущенной ошибки она представила работодателю объяснительную и уточненную декларацию о доходах.

Тем не менее на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения и она была уволена по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с представлением неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дающим основание для утраты доверия со стороны работодателя. Не согласившись с таким решением, работник попытался в судебном порядке защитить свои права. Но по итогам рассмотрения спора суды установили, что нарушений норм трудового законодательства при увольнении руководителя, влекущих восстановление ее на работе, работодателем допущено не было <1>.

<1> Апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.12.2015 по делу N 33-8303/2015.

Пример 2. Сотрудник получил в подарок квартиру от бабушки, которую в последующем продал, а полученный доход не указал в соответствующей декларации. Сотрудник подал сведения о своих доходах, но о факте получения подарка не сообщил. После проведенной работодателем проверки и выявления незадекларированного дохода сотрудник был уволен по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Не согласившись с решением работодателя, сотрудник обратился в суд.

При рассмотрении спора гражданин пояснил, что денежные средства были им получены по итогам сделки, но он их передал своей матери, которая приобрела на данные денежные средства иную квартиру.

Доводы бывшего сотрудника о том, что квартиру он своей собственностью не считал, вырученные от продажи денежные средства передал своим родственникам, а справки о доходах заполняла его супруга, судом во внимание приняты не были, поскольку данные обстоятельства не снимают с работника обязанности представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Таким образом, суды признали увольнение сотрудника законным <2>.

<2> Апелляционное определение Иркутского областного суда от 11.02.2016 по делу N 33-1544/2016.

Стоит отметить, что статья 81 ТК РФ предусматривает прекращение трудовых отношений и в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

О.А. Пономарева

Начальник отдела кадров