Мудрый Экономист

Сверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 12

Сверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проводится в рамках ежегодной инвентаризации, осуществляемой перед составлением годовой бюджетной отчетности. Кроме того, расчеты с внебюджетными фондами подлежат обязательной сверке в конце 2016 г. еще и в связи с предстоящей передачей полномочий по администрированию страховых взносов от внебюджетных фондов к налоговым органам. Каковы особенности проведения таких сверок, рассмотрим в статье.

Сверка расчетов с бюджетом

Под сверками расчетов с бюджетом понимаются совместные сверки организаций-налогоплательщиков с налоговыми органами по платежам в бюджет (налоговым платежам).

Право налогоплательщиков на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов установлено пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам, процентам) утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На сегодняшний день конкретный порядок такой сверки не утвержден. При этом ФНС рекомендует налоговым органам проводить сверки расчетов с налогоплательщиками в соответствии с разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент) (Письмо ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@). Стоит отметить, что данный Регламент является внутренним документом системы ФНС и предназначен для организации работы налоговых служб.

В целях проведения сверки налогоплательщик подает в адрес налогового органа соответствующее заявление. Указанное заявление может быть составлено письменно в произвольной форме и передано налоговому органу лично или по почте. Кроме того, налогоплательщик вправе направить налоговому органу электронный запрос на проведение совместной сверки по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица". Причем электронный вариант подачи запроса в настоящее время наиболее распространен.

При получении заявления налоговый орган обязан произвести совместную сверку расчетов. Результаты такой сверки оформляются актом (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Акт совместной сверки должен быть передан налогоплательщику в течение следующего дня после дня его составления одним из перечисленных ниже способов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ):

а) в бумажном виде:

б) в электронном виде:

В соответствии с п. 3.1.2 Регламента срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки не может превышать 15 рабочих дней. При этом в установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Особенности проведения сверки расчетов через личный кабинет. Зарегистрированному в личном кабинете налогоплательщику вначале необходимо сформировать заявление на проведение совместной сверки расчетов с бюджетом. Страница формирования заявления доступна по выбору в меню "Подготовка заявления" раздела "Заявление на проведение совместной сверки расчетов с бюджетом".

Наблюдать за ходом рассмотрения заявления можно на странице "Информация о документах, направленных в налоговый орган". В этом же разделе можно скачать ответ налогового органа. В качестве ответа приходит уведомление о времени и месте получения акта совместной сверки в бумажном виде. Акт сверки расчетов с бюджетом в бумажном виде подписывается налоговым органом, сформировавшим документ.

Для просмотра информации о проведенных совместных сверках расчетов с бюджетом нужно выбрать в меню "Сведения о расчетах с бюджетом" раздел "Сведения о совместной сверке расчетов с бюджетом".

К сведению. В личном кабинете налогоплательщик также может осуществить запрос на информационную услугу таким образом: "акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам". Запрос производится по выбранным кодам бюджетной классификации (КБК). Впоследствии сформированный акт сверки можно распечатать. Иными словами, в данном случае налогоплательщик получает информацию о состоянии расчетов по налоговым платежам и акт сверки без так называемой живой подписи сотрудника налогового органа.

Особенности передачи акта совместной сверки через ТКС. Передача налоговыми органами акта сверки расчетов в электронном виде по ТКС осуществляется в Порядке, установленном Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@ (далее - Порядок N ММВ-7-8/781@). Согласно п. 6 данного Порядка направление и получение акта совместной сверки в электронном виде по ТКС допускаются при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в электронном акте.

Сертификаты ключей подписи участникам информационного обмена выдаются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС.

Направление акта совместной сверки по ТКС осуществляется в зашифрованном виде. В адрес налогоплательщика акт направляется после подписания ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (п. п. 8, 9 Порядка N ММВ-7-8/781@).

Акт совместной сверки считается принятым налогоплательщиком, если в налоговый орган поступило соответствующее извещение о получении электронного документа. Датой принятия акта совместной сверки расчетов считается дата, указанная в этом извещении (п. 10 Порядка N ММВ-7-8/781@).

Обратите внимание! Электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

Урегулирование задолженностей и переплат по налогам

Данные, отраженные в акте совместной сверки налоговыми органами, учреждение сопоставляет с данными бюджетного учета. Напомним, что учет расчетов по налоговым платежам в бюджет ведется на следующих счетах (п. 103 Инструкции N 162н <1>):

<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

В ходе проведенной совместной сверки расчетов с бюджетом подтверждаются имеющиеся или выявляются новые суммы задолженностей по уплате налогов (недоимки) и суммы переплат.

По выявленным суммам недоимки налогов учреждение принимает меры по их перечислению в бюджет. В противном случае ему могут быть начислены пени и выставлен штраф за неуплату (неполную уплату) сумм налогов.

Излишне уплаченные налоги и сборы подлежат зачету или возврату.

Зачет (возврат) излишне уплаченного налога. В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога, или со дня подписания акта совместной сверки, или со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представленному через личный кабинет) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Причем возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в зачете (возврате) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Пример 1. На счете 1 303 12 830 казенного учреждения числилась переплата по налогу на имущество в сумме 5000 руб. В ходе проведенной совместной сверки расчетов с налоговыми органами переплата подтвердилась. На основании подтвержденных данных учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Налог возвращен учреждению на основании решения, принятого налоговым органом.

Возврат излишне уплаченного налога отразится в казенном учреждении как восстановление кассовых расходов следующей бухгалтерской записью (п. 104 Инструкции N 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Возвращен излишне уплаченный налог на имущество по решению налогового органа

1 304 05 290

1 303 12 830 <*>

5000

<*> Применение в 24 - 26-м разрядах номера счета показателя 830 обусловлено тем, что в данном случае речь идет об уменьшении дебетового сальдо по счету.

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

С внебюджетными фондами сверяются расчеты по страховым взносам, уплачиваемым в указанные фонды, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (больничных, пособий и т.д.). Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование сверяются с органами ПФР, а по страховым взносам на обязательное социальное страхование и расходам на выплату страхового обеспечения - с органами ФСС. Органы ПФР и ФСС выступают в качестве органов контроля за уплатой страховых взносов.

Напомним, что с 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов, за исключением страховых взносов на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, будут переданы от внебюджетных фондов к налоговым органам. В связи с этим 2016 г. станет последним расчетным периодом, за который сверку расчетов по страховым взносам следует производить с внебюджетными фондами. Таким образом, сверку расчетов с внебюджетными фондами по результатам 2016 г. нужно осуществлять в обязательном порядке. Это позволит не только выявить образовавшиеся на 01.01.2017 суммы недоимок и переплат по страховым взносам, но и обеспечить документальное подтверждение указанных сумм.

В части расчетов по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, сверка с ПФР и ФСС осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов может быть проведена по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов. Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам утверждены следующими документами:

Обратите внимание! В части расчетов по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды начиная с 01.01.2017 сверку расчетов по страховым взносам, за исключением взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо будет производить с налоговыми органами в соответствии с положениями НК РФ.

Урегулирование задолженностей и переплат по страховым взносам

Сведения, отраженные в актах сверки внебюджетными фондами, сверяются учреждением-плательщиком страховых взносов с данными, числящимися на следующих счетах бюджетного учета (п. 103 Инструкции N 162н):

По результатам совместной сверки могут быть выявлены и (или) подтверждены недоимки по страховым взносам, а также суммы излишне уплаченных страховых взносов. При выявлении указанных случаев плательщик обязан принять меры по погашению недоимки.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов.

Зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов. В соответствии с п. п. 7, 10 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей, пеней и штрафов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов, или со дня подписания акта совместной сверки.

Стоит отметить, что зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа (п. 21 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ, Письмо Минтруда России от 24.09.2014 N 17-3/В-451). К примеру, по заявлению учреждения излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование могут быть зачтены в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, поскольку в отношении указанных страховых взносов контроль за их уплатой осуществляет ПФР. Аналогичный принцип действует и в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые администрируются ФСС.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов также производится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов. Причем, если у плательщика имеется задолженность по соответствующим пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, возврат излишне уплаченных страховых взносов производится только после зачета соответствующих сумм в счет погашения указанной задолженности (п. 12 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате или со дня подписания акта совместной сверки (п. 14 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).

Согласно п. 16 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить в письменной форме или в форме электронного документа плательщику страховых взносов о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Пример 2. По результатам сверки расчетов, произведенной казенным учреждением с органами ПФР, были подтверждены переплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 3000 руб., числящаяся на счете 1 303 10 830, и недоимка по обязательному медицинскому страхованию в этой же сумме, числящаяся на счете 1 303 07 730. Учреждение обратилось в ПФР с заявлением о зачете суммы переплаты по одному виду страхования в счет погашения недоимки по другому виду страхования. По решению ПФР такой зачет произведен.

В бюджетном учете казенного учреждения зачет страховых взносов в сумме недоимки отразится следующей бухгалтерской записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Зачтена сумма переплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию в счет погашения недоимки по обязательному медицинскому страхованию <*>

1 303 07 830

1 303 10 830 <**>

3000

<*> Приведенная корреспонденция счетов Инструкцией N 162н не предусмотрена, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции N 162н).
<**> Применение в 24 - 26-м разрядам номера счета показателя 830 обусловлено тем, что в данном случае речь идет об уменьшении дебетового сальдо по счету.

Заключение

Сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимы для подтверждения данных по обязательствам, отражаемым в годовой бюджетной отчетности. Помимо этого, сверку с внебюджетными фондами по страховым взносам, уплаченным за 2016 г., рекомендуется провести еще и в связи с передачей полномочии налоговым органам по администрированию таких взносов с 2017 г.

На сегодняшний день наиболее распространен электронный способ подачи заявлений (запросов) на проведение сверок и получение актов сверок в электронном виде. Такой способ реализуется посредством электронного взаимодействия по ТКС. С налоговыми органами учреждения могут провести сверку расчетов еще и через личный кабинет налогоплательщика.

По результатам совместных сверок подтверждаются имеющиеся или выявляются новые суммы задолженностей (недоимки) по уплате налогов, страховых взносов и суммы переплат. Учреждение принимает меры по погашению сумм задолженностей. Излишне уплаченные налоги и страховые взносы подлежат зачету или возврату.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"