Мудрый Экономист

Новшества в порядке формирования государственного задания

"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 11

Подходит к концу очередной финансовый год. Государственные (муниципальные) учреждения должны отчитаться о выполнении государственного (муниципального) задания в 2016 г. и получить задание на следующий год. При формировании госзадания на 2017 г. необходимо учитывать изменения, которые внесены в Положение N 640 <1> Постановлением Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006. Рассмотрим эти новшества.

<1> Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.

Формирование (изменение) государственного задания

Напомним, что в государственном (муниципальном) задании устанавливаются показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной (муниципальной) услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Оно формируется в соответствии с основными видами деятельности учреждения, предусмотренными учредительными документами.

Государственное задание содержит (п. 3 Положения N 640):

Приведенные в п. 3 Положения N 640 нормы дополнены указаниями о том, что в государственном задании могут быть закреплены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема в отношении отдельной государственной услуги (работы), если иное не предусмотрено федеральным законом. Также может быть зафиксировано общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части. Значения указанных показателей, устанавливаемые на текущий финансовый год, могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.

Согласно поправкам, внесенным в п. 4 Положения N 640, государственное задание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется в виде электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Такое взаимодействие осуществляется в соответствии с Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658.

Регламент обмена информацией между системой "Электронный бюджет" и иными информационными системами в целях формирования государственного задания, не содержащего сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается Минфином.

Государственное задание федеральным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство РФ, формируется в системе "Электронный бюджет" и утверждается Правительством РФ.

В новой редакции п. 7 Положения N 640 указано, что госзадание должно быть составлено по форме, приведенной в Приложении 1 к Положению N 640.

При внесении изменений в государственное задание оно должно быть сформировано заново (с учетом поправок). Оно также должно быть сформировано в системе "Электронный бюджет" и утверждено учредителем (п. 6 Положения N 640).

Обратите внимание! Государственное задание утверждается на тот же срок, что и федеральный бюджет. В настоящее время Правительство РФ опять планирует подготовить бюджет на три года, поэтому и госзадание будет формироваться на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2020 гг.

Финансовое обеспечение выполнения госзадания

Согласно п. 11 Положения N 640 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании:

В п. 14 Положения N 640 более подробно описан порядок утверждения нормативных затрат на оказание госуслуги. В грифе утверждения должны быть указаны должность, подпись (расшифровка подписи) уполномоченного лица и дата утверждения.

Нормативные затраты рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в госзадании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к ним в соответствии с Положением N 640.

В сфере образования требования к определению нормативных затрат содержат:

а) Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей, утвержденные Минобрнауки России 01.07.2014 N ВК-103/09вн;

б) Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002);

в) Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденная Минобрнауки России от 27.11.2015 N АП-114/18вн;

г) Приказ Минобрнауки России от 30.10.2015 N 1272 (для вузов);

д) Письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002;

е) другие документы.

Нормативные затраты на оказание услуг и выполнение работ имеют некоторые отличия.

Нормативные затраты на услуги. Структуру базового норматива в соответствии с изменениями, внесенными в п. п. 19 и 20 Положения N 640, можно представить в виде схемы (см. с. 30).

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Базовый норматив затрат ¦
L------------------T------------------------------------T------------------
¦/ ¦/
-------------------+-----------------¬------------------+-----------------¬
¦Затраты, непосредственно связанные ¦¦Затраты на общехозяйственные нужды ¦
¦с оказанием государственной услуги: ¦¦на оказание государственной услуги:¦
¦- затраты на оплату труда ¦¦- затраты на коммунальные услуги; ¦
¦работников, непосредственно ¦¦- затраты на содержание объектов ¦
¦связанных с оказанием госуслуги, и ¦¦недвижимого имущества, а также ¦
¦начисления на выплаты по оплате ¦¦затраты на аренду указанного ¦
¦труда работников, непосредственно ¦¦имущества <*>; ¦
¦связанных с оказанием ¦¦- затраты на содержание объектов ¦
¦государственной услуги; ¦¦особо ценного движимого имущества, ¦
¦- затраты на приобретение ¦¦а также затраты на аренду ¦
¦материальных запасов и ¦¦указанного имущества <*>; ¦
¦на приобретение движимого имущества ¦¦- затраты на формирование ¦
¦(основных средств и нематериальных ¦¦в установленном порядке ¦
¦активов), не отнесенного к особо ¦¦резерва на полное восстановление ¦
¦ценному движимому имуществу и ¦¦состава объектов особо ценного ¦
¦используемого в процессе оказания ¦¦движимого имущества, необходимого ¦
¦государственной услуги, с учетом ¦¦для общехозяйственных нужд ¦
¦срока его полезного использования, ¦¦(основных средств и нематериальных ¦
¦а также затраты на аренду указанногактивов), с учетом срока их ¦
¦имущества <*>; ¦¦полезного использования <*>; ¦
¦- затраты на формирование ¦¦- затраты на приобретение услуг ¦
¦в установленном порядке резерва ¦¦связи; ¦
¦на полное восстановление состава ¦¦- затраты на приобретение ¦
¦объектов особо ценного движимого ¦¦транспортных услуг; ¦
¦имущества, используемого в процессе ¦¦- затраты на оплату труда ¦
¦оказания государственной услуги ¦¦работников, которые не принимают ¦
¦(основных средств и нематериальных ¦¦непосредственного участия ¦
¦активов, амортизируемых в процессе ¦¦в оказании государственной услуги, ¦
¦оказания услуги), с учетом срока ¦¦и начисления на выплаты по оплате ¦
¦их полезного использования <*>; ¦¦труда этих работников <*>; ¦
¦- иные затраты, непосредственно ¦¦- затраты на прочие ¦
¦связанные с оказанием ¦¦общехозяйственные нужды ¦
¦государственной услуги ¦¦ ¦
L-------------------------------------L------------------------------------
<*> Новые и обновленные положения п. п. 19, 20 Положения N 640.

Порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества установлен Приказом Минфина России от 22.08.2016 N 138н.

Корректирующие коэффициенты. Следующие изменения касаются применения корректирующих коэффициентов. Напомним, что они состоят из территориального и отраслевого корректирующих коэффициентов либо по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, из нескольких отраслевых корректирующих коэффициентов (п. 24 Положения N 640).

В территориальные коэффициенты включаются соответствующие коэффициенты на оплату труда с начислениями, на коммунальные услуги и на содержание недвижимого имущества. Их значения утверждаются в том же порядке, что и нормативные затраты на оказание госуслуг. При их утверждении должны быть учтены территориальные особенности расположения федеральных бюджетных и автономных учреждений и их обособленных подразделений и состав их имущественного комплекса, необходимого для выполнения госзадания. Коэффициент рассчитывается по общим правилам (п. 25 Положения N 640).

Значения территориальных корректирующих коэффициентов в учреждениях, подведомственных Правительству РФ, утверждаются указанным органом.

В силу п. 26 Положения N 640 отраслевой корректирующий коэффициент учитывает показатели отраслевой специфики, в том числе показатели качества государственной услуги, и определяется в соответствии с общими требованиями.

Отраслевые корректирующие коэффициенты в сфере образования утверждены Приказом Минобрнауки России от 20.07.2016 N 884.

Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов должны быть размещены на сайте www.bus.gov.ru.

Нормативные затраты на работы. Нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы - на единицу объема работы. Обновленный перечень таких затрат приведен в п. 29 Положения N 640:

а) затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с выполнением работы;

б) затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работы, с учетом срока полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;

в) затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работы), с учетом срока их полезного использования;

г) затраты на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы;

д) затраты на оплату коммунальных услуг;

е) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания (в том числе затраты на арендные платежи);

ж) затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества;

з) затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;

и) затраты на приобретение услуг связи;

к) затраты на приобретение транспортных услуг;

л) затраты на оплату труда работников, денежное довольствие военнослужащих, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, с начислениями на выплаты по оплате труда названных работников, включая административно-управленческий персонал;

м) затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Иные затраты. Кроме перечисленных выше затрат, в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается имущество учреждения (п. 33 Положения N 640).

Если учреждение осуществляет платную деятельность сверх установленного государственного задания, затраты на налоги рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Он определяется как отношение полученной субсидии на госзадание к общей сумме планируемых поступлений от субсидии и платной деятельности.

Еще одной статьей затрат являются затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для выполнения государственного задания. К ним относятся:

Эти затраты включаются в объем финансового обеспечения выполнения госзадания, если наличие вышеназванного имущества определено решением учредителя (п. 34(1) Положения N 640).

В случае если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, объем финансового обеспечения на его выполнение, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за которую предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа).

В силу п. 39 Положения N 640 финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.

При этом бюджетным или автономным учреждениям предоставляется субсидия, а казенные учреждения финансируются в соответствии с показателями бюджетной сметы.

Особенности предоставления субсидий

Согласно п. 41 Положения N 640 объем субсидии в течение срока выполнения государственного задания уменьшается только при соответствующем изменении государственного задания.

Изменение нормативных затрат, определяемых согласно Положению N 640, в течение срока выполнения госзадания осуществляется при внесении в нормативные правовые акты, устанавливающие размеры выплат работникам, непосредственно связанным с оказанием госуслуги, поправок, приводящих к изменению объема финансового обеспечения.

При досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным основаниям остатки субсидий в размере объема неоказанных услуг (невыполненных работ) подлежат перечислению в бюджет и учитываются в порядке, установленном для учета сумм дебиторской задолженности (п. 41 Положения N 640).

Соглашение о предоставлении субсидии. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии между учредителем и учреждением. Типовая форма такого соглашения утверждается Минфином. На настоящий момент соответствующего утвержденного нормативного акта еще нет. Финансовым ведомством подготовлен только проект такого документа. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Соглашение, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется и подписывается сторонами в системе "Электронный бюджет".

Кроме этого, такое соглашение подлежит обязательному размещению в реестре соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов РФ.

Отчет об исполнении государственного задания. Согласно обновленному п. 46 Положения N 640 перечисление платежа, завершающего выплату субсидий, в IV квартале осуществляется после представления федеральным бюджетным или автономным учреждением предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год, составленного по форме, предусмотренной в Приложении 2 к Положению N 640. Если показатели объема, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то государственное задание подлежит уточнению.

Если на основании отчета о выполнении госзадания, предусмотренного п. 47 Положения N 640, показатели объема, отраженные в отчете, меньше показателей, установленных в государственном задании, то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы).

Федеральные бюджетные и автономные учреждения, федеральные казенные учреждения представляют соответственно органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, отчет о выполнении государственного задания, предусмотренный Приложением 2 к Положению N 640, в соответствии с требованиями государственного задания.

Указанный отчет представляется в сроки, установленные госзаданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Контроль за выполнением госзадания. В соответствии с п. 48 Положения N 640 контроль за выполнением государственного задания федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями возложен соответственно на органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, и главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, а также на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Заключение

Ежегодно учреждениям дается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ). Финансовое обеспечение его выполнения рассчитывается исходя из нормативов затрат, установленных различными документами. Эти нормативы могут корректироваться в зависимости от отраслевых особенностей деятельности учреждения и его территориального расположения. Финансирование осуществляется на основании соглашений через предоставление субсидий для бюджетных и автономных учреждений и в соответствии с бюджетной сметой - для казенных учреждений. О выполнении государственного задания учреждения должны составить отчет. Контроль за выполнением госзадания осуществляют учредители и органы власти, наделенные полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В.Куницына

Эксперт журнала

"Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"