Мудрый Экономист

Исполнение показателей бюджетной сметы

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 11

Казенные учреждения (казенные учреждения силовых министерств и ведомств, являющиеся органами государственной власти) в силу норм ст. ст. 162, 221 БК РФ составляют и исполняют бюджетную смету. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений закреплены в Приказе Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Требования). За ненадлежащее исполнение показателей бюджетной сметы ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В статье автор рассматривает особенности проверки бюджетной сметы и приводит обзор выявляемых нарушений.

Общие требования к составлению бюджетной сметы

В силу норм п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, согласно общим требованиям, установленным Минфином. Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (п. 2 ст. 221 БК РФ).

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до казенного учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимой органами, осуществляющими контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Смета составляется на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств (п. 6 Требований). К представленной на утверждение бюджетной смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющиеся ее неотъемлемой частью.

Здесь стоит отметить, что на основании Требований министерства разрабатывают и утверждают для своих подведомственных учреждений приказы о порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет (например, Приказ Минобороны России от 20.09.2013 N 670, Распоряжение ФСИН России от 16.11.2010 N 260-р, Приказ МЧС России от 22.09.2010 N 470). В Приказах не только утвержден Порядок составления бюджетных смет, но и приведена форма, по которой составляется бюджетная смета.

Схематично алгоритм составления и утверждения бюджетной сметы в отношении казенного учреждения - получателя бюджетных средств можно представить так.

---------------------------------------------------------------------------¬
¦Казенное учреждение разрабатывает и представляет главному распорядителю ¦
¦(распорядителю) бюджетных средств (учредителю) проект бюджетной сметы ¦
¦(расчетные таблицы, отражающие потребность учреждения в денежных средствах¦
¦на следующий финансовый год) ¦
L-------------------------------------T-------------------------------------
¦/
---------------------------------------------------------------------------¬
¦Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств после утверждения ¦
¦закона о бюджете на соответствующий год доводит до подведомственных ¦
¦учреждений лимиты бюджетных обязательств, установленные ему на ¦
¦соответствующий год, а также утвержденную бюджетную смету ¦
L-------------------------------------T-------------------------------------
¦/
---------------------------------------------------------------------------¬
¦Казенное учреждение в течение года исполняет показатели, отраженные в ¦
¦бюджетной смете ¦
L---------------------------------------------------------------------------

Внесение изменений в бюджетную смету

С 2016 г. показатели бюджетных смет формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (без детализации по кодам Классификации операций сектора государственного управления <1>), а также в разрезе кодов ведомственной классификации расходов главного распорядителя бюджетных средств.

<1> По решению главного распорядителя показатели бюджетных смет могут быть детализированы в разрезе КОСГУ.

Законодательством РФ допускается внесение изменений в бюджетную смету. Так, в нее вносятся изменения:

Информация о внесении изменений в бюджетную смету получателя бюджетных средств доводится до получателя бюджетных средств уведомлением об изменении показателей бюджетной сметы.

Кроме того, в бюджетную смету могут вноситься изменения по просьбе получателя бюджетных средств. Предложения получателей бюджетных средств по внесению изменений в бюджетную смету представляются вышестоящему распорядителю бюджетных средств с приложением подробных обоснований (расчетов) предлагаемых изменений. Внесение корректив в бюджетную смету у получателей бюджетных средств было вызвано необходимостью перераспределения денежных средств между кодами КОСГУ. Поскольку с этого года бюджетные сметы составляются в разрезе кодов видов расходов (КВР), а информация по КВР отражается в укрупненном виде, необходимость внесения изменений в показатели бюджетной сметы у получателей бюджетных средств резко сократилась.

Уточненная бюджетная смета получателя бюджетных средств составляется получателем бюджетных средств в двух экземплярах, подписывается руководителем получателя (в отсутствие руководителя - лицом, исполняющим его обязанности), руководителем финансово-планового подразделения вышестоящего распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем вышестоящего распорядителя бюджетных средств и заверяется гербовой печатью распорядителя бюджетных средств. Один экземпляр утвержденной уточненной бюджетной сметы получателя бюджетных средств остается у распорядителя бюджетных средств, второй - возвращается получателю бюджетных средств.

Документы, запрашиваемые при проверке

Самым распространенным нарушением, допускаемым казенными учреждениями при ведении финансово-хозяйственной деятельности, является нецелевое расходование бюджетных средств. Согласно нормам ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Проводя проверку финансово-экономической деятельности учреждения, работники контрольных органов запрашивают:

а) бюджетную смету;

б) журналы операций с безналичными денежными средствами с приложенными к ним выписками из банка;

в) контракты (договоры), на основании которых производились расходные операции (они могут быть пришиты к журналам операций расчетов с поставщиками и подрядчиками - тогда запрашиваются эти журналы, а могут храниться отдельно);

г) журналы операций расчетов с подотчетными лицами с приложенными к ним авансовыми отчетами и документами, подтверждающими расходные операции.

Объект проверки исполнения показателей бюджетной сметы

При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения ревизоры обращают внимание на следующее:

Проводя проверку исполнения учреждением бюджетной сметы, ревизоры устанавливают:

а) соответствие кассовых расходов фактическим, причину отклонений;

б) соответствие кассовых расходов назначениям, утвержденным в бюджетной смете;

в) соответствие фактических расходов утвержденным лимитам бюджетных обязательств (например, принятие обязательств свыше утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый период, принятие обязательств по контрактам (договорам) по направлениям расходов, не предусмотренным в бюджетной смете);

г) причины, вызвавшие отклонения фактических расходов от показателей бюджетной сметы;

д) соблюдение учреждением сметных назначений в разрезе кодов видов расходов, статей и подстатей кодов операций сектора государственного управления.

Анализ исполнения бюджетных смет, составленных до 1 января 2016 г., проводится на соответствие направлений расходов учреждений направлениям в разрезе КОСГУ, утвержденным в бюджетной смете. С 1 января 2016 г. показатели бюджетной сметы на 2016 г. формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Требований). Поэтому в отношении бюджетных смет 2016 г. осуществляется анализ правильности расходования учреждением средств в разрезе разделов, подразделов целевой статьи и видов расходов бюджетной классификации.

Проводя проверку исполнения бюджетных смет за 2015 г., контролеры обращают внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка осуществляется путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2015 г. в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и подстатей КОСГУ проверяются:

При проверке соответствия произведенных учреждением в отчетном периоде кассовых и фактических расходов разделам, подразделам, целевой статье, виду расходов бюджетной классификации, отраженным в бюджетной смете, действия проверяющих аналогичны тем, что были рассмотрены выше. Только вместо разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ <2> проверяющие руководствуются положениями разд. III этого документа. При этом проводится проверка соответствия произведенных в отчетном периоде кассовых и фактических расходов показателям бюджетной сметы.

<2> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Анализ исполнения показателей бюджетной сметы

Анализ исполнения сметы осуществляется по следующим основным направлениям в соответствии с КВР, кодами КОСГУ (в случае проведения проверки бюджетной сметы за 2015, 2014 гг.).

КВР 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами", статья 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда проверяющие руководствуются нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в проверяемых учреждениях. При этом выясняется соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов, источники выплаты заработной платы (денежного довольствия), наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода устанавливаются его причины. При этом проверяется:

КВР 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". В отношении приобретения объектов ОС, материальных запасов (статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ) проверяется:

В отношении приобретения учреждениями прочих товаров, работ, услуг (подстатья 226 КОСГУ) проверке подлежат следующие расходы:

В ходе проверки устанавливается правильность отражения расходов на оплату труда лиц, не состоящих в штате бюджетного учреждения, в том числе привлекаемых для выполнения работ по текущему ремонту зданий и сооружений.

Заключение

В завершение отметим, что выявленные в ходе проверки нарушения фиксируются в акте проверки, который можно оспорить в установленном законодательством порядке. Нарушения, обозначенные в акте, должны быть отражены таким образом, чтобы по каждому из них можно было четко сформулировать:

Отражение таких сведений в акте необходимо для принятия решения по акту проверки. При изложении выявленных фактов нецелевого использования бюджетных средств, других недостатков, нарушений и злоупотреблений должна быть соблюдена объективность, обоснованность, ясность, правильность и точность описания их сущности и причин. При этом в обязательном порядке делаются ссылки на соответствующие законы, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные акты, которые нарушены или не соблюдены. Учреждение вправе обжаловать нарушения, указанные в акте, и доказать правомерность совершенных им действий в порядке, установленном законодательством РФ.

Л.Магурина

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"