Нюансы заполнения декларации по НДС казенным учреждением
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 10
Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются все организации независимо от их организационно-правовой формы, в том числе казенные учреждения. В статье ответим на вопросы, касающиеся операций, подлежащих обложению НДС, а также рассмотрим нюансы заполнения и представления декларации по данному налогу.
По общему правилу операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ являются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому при осуществлении таких операций любое учреждение должно не только уплатить необходимую сумму налога в бюджет, но и представить в ИФНС декларацию за соответствующий период.
Какие операции не признаются объектом обложения НДС?
Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. В силу пп. 4.1 п. 2 данной статьи к ним относится, в частности, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939). Кроме того, перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ. При этом исключения из объектов обложения НДС операций по реализации товаров, осуществляемых казенными учреждениями по пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не предусмотрено. Таким образом, операции по реализации товаров, проводимые казенным учреждением, облагаются НДС в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288).
К сведению. Учреждение освобождается от уплаты НДС, если оно получило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145 НК РФ. Такое право может быть предоставлено организации, у которой за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
В названной статье не уточняется, какие именно суммы следует включать в расчет: все поступления или только выручку, полученную от операций, облагаемых НДС. Президиум ВАС в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12 считает, что в расчет выручки для применения освобождения по ст. 145 НК РФ следует включать только поступления от облагаемых НДС операций. В последних разъяснениях контролирующие органы придерживаются аналогичного подхода. Чиновники указывают, что постановления Президиума ВАС являются для налоговых органов сложившейся судебной практикой. Поэтому при решении рассматриваемого вопроса налоговым органам следует руководствоваться данными положениями: в расчете общей выручки нужно учитывать выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).
Если размер выручки позволяет казенным учреждениям воспользоваться правом на освобождение по п. 1 ст. 145 НК РФ, то они должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:
- уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342;
- выписку из бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
При осуществлении операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ, учреждение не выставляет счета-фактуры, не делает записи в книге продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако в этом случае оно обязано представлять декларации по НДС независимо от наличия обязанности по уплате налога.
Обратите внимание! Обязанность представлять декларации по НДС отсутствует только в случае, когда учреждение получило освобождение от уплаты налога в соответствии со ст. 145 НК РФ.
В случае осуществления операций, не подпадающих под действие п. 2 ст. 146 либо ст. 149 НК РФ, а также в случае отсутствия освобождения от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ казенные учреждения обязаны исчислить и уплатить в бюджет НДС. Кроме того, они обязаны представить в налоговый орган по месту учета декларацию по данному налогу (Письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314).
Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом обложения НДС, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом <1> (п. 1 ст. 174 НК РФ).
<1> Если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.В какие сроки следует представить декларацию по НДС?
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ вне зависимости от наличия объекта налогообложения все казенные учреждения обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета декларации по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), то есть ежеквартально. За III квартал 2016 г. декларация подается не позднее 25 октября 2016 г., за IV квартал 2016 г. - не позднее 25 января 2017 г.
Для справки. Исключение составляют автономные учреждения, применяющие УСНО, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения, получившие освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС.
Какие разделы налоговой декларации нужно заполнить?
В настоящее время форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Согласно п. 3 Порядка декларация по НДС включает:
- титульный лист;
- разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика";
- разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента";
- разд. 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации";
- Приложение 1 к разд. 3 "Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы";
- Приложение 2 к разд. 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)";
- разд. 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена";
- разд. 5 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)";
- разд. 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена";
- разд. 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев";
- разд. 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
- Приложение 1 к разд. 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок";
- разд. 9 "Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период";
- Приложение 1 к разд. 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж";
- разд. 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период";
- разд. 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период";
- разд. 12 "Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации".
Обратите внимание! Титульный лист и разд. 1 декларации представляют все налогоплательщики (налоговые агенты). Разделы 2 - 12, а также Приложения к разд. 3, 8 и 9 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.
Декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а в случаях, установленных Налоговым кодексом, - на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента) (п. 4 Порядка).
При включении в декларацию по НДС тех или иных разделов необходимо обращать внимание на совершенные операции. Для наглядности представим это в таблице.
Операции, совершенные в налоговом периоде | Состав налоговой декларации |
Операции, совершенные учреждениями, выставившими покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, но при этом:
| Титульный лист, разд. 1 и 12 |
Операции, совершенные учреждениями, признаваемыми налоговыми агентами, предусмотренные ст. 161 НК РФ | Титульный лист, разд. 1 и 2. При этом в разд. 1 ставятся прочерки |
Операции, совершенные учреждениями, признаваемыми налоговыми агентами, не подлежащие налогообложению, и операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ | Титульный лист, разд. 1, 2 и 7. При этом в разд. 1 ставятся прочерки |
Операции, совершенные учреждениями, исполняющими обязанности налогового агента, но при этом:
| Титульный лист, разд. 1 и 2. При этом в разд. 1 при отсутствии показателей ставятся прочерки |
Операции по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по ставкам, предусмотренным п. п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ (10, 18%, 10/110, 18/118) | Титульный лист, разд. 1, 3, 8 и 9 |
Операции, не признаваемые объектом обложения НДС согласно п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемые от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ | Титульный лист, разд. 1 и 7 |
К сведению. В целях самоконтроля при заполнении налоговой декларации рекомендуем использовать Контрольные соотношения, которые приведены в Письме ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@.
В какой форме следует представлять декларацию по НДС?
Налогоплательщик (налоговый агент) представляет декларацию вместе с документами, если их подача предусмотрена законодательством о налогах и сборах:
- в электронной форме - в случаях, определенных абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Представляют налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), лица, указанные в п. 5 ст. 173, а также в абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ;
- на бумажном носителе (или в электронной форме) - в случаях, установленных абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ. На бумажном носителе или в электронной форме декларация представляется в налоговые органы по месту учета налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками или являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (Письмо ФНС России от 30.01.2015 N ОА-4-17/1350@). Декларация на бумажном носителе подается только в виде утвержденной машиноориентированной формы, заполненной от руки либо распечатанной на принтере.
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если предусмотрена обязанность ее представления в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
Заключение
Кратко сформулируем основные выводы.
- Декларацию по НДС обязаны представлять все учреждения (даже если производимые операции не подлежат обложению НДС). Исключением являются только те, которые получили право на освобождение на основании ст. 145 НК РФ.
- В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной. Декларация по НДС на бумажном носителе представляется только налоговыми агентами, не являющимися плательщиками НДС или являющимися плательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).
- За непредставление отчетности учреждение может быть привлечено к ответственности по ст. 119 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5% от не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, определенного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
М.Волкова
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"