Мудрый Экономист

Отражение в учете и отчетности события, наступившего после отчетной даты

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 9

В п. 6 Инструкции N 157н <1> закреплено, что порядок отражения в учете событий после отчетной даты утверждается актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику учреждения. В статье вниманию читателей представлен примерный порядок отражения в бюджетном учете и отчетности таких событий. Кроме того, разъяснено, какие события являются событиями после отчетной даты, как факты хозяйственной жизни учреждения, признаваемые событиями после отчетной даты, отражаются на счетах бюджетного учета и в отчетности.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Согласно нормам п. 3 Инструкции N 157н данные бюджетного учета и составленная на их основе бюджетная отчетность формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания финансовой отчетности за отчетный год. Такие факты хозяйственной жизни называются событиями после отчетной даты.

Как мы уже отмечали, в соответствии с требованиями п. 6 Инструкции N 157н в учетной политике учреждения должен быть закреплен порядок отражения этих событий. Разъяснения Минфина относительно отражения казенными учреждениями в учете событий после отчетной даты отсутствуют. Поэтому по данному вопросу рекомендуем обратиться к ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утвержденному Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н. ПБУ 7/98 не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. В нем для коммерческих организаций дается трактовка понятия "события после отчетной даты", классификация таких событий и порядок отражения их в отчетности.

Руководствуясь нормами Инструкции N 157н и ПБУ 7/98, сотрудник казенного учреждения, которому поручено разработать указанный порядок, фиксирует в нем:

  1. понятие "события после отчетной даты";
  2. перечень событий, относимых к событиям после отчетной даты;
  3. алгоритм отражения на счетах бюджетного учета и в отчетности событий, наступивших после отчетной даты.

Ниже приведем примерный текст порядка.

Порядок отражения в учете и отчетности событий, наступивших после отчетной даты 1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила отражения в бюджетном учете и отчетности учреждения событий после отчетной даты.

1.2. Настоящий Порядок разработан на основании следующих нормативно-правовых актов:

2. Используемые понятия

2.1. Событием после отчетной даты признается существенный факт хозяйственной жизни, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имел место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности за отчетный год.

2.2. К событиям после отчетной даты относятся события:

2.3. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности учреждения. Существенность события после отчетной даты определяется исходя из установленных требований к отчетности.

2.4. Датой подписания бюджетной отчетности считается фактическая дата ее подписания руководителем учреждения (уполномоченным им лицом).

3. Перечень фактов хозяйственной жизни учреждения, влияющих на показатели бюджетной отчетности

3.1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность:

3.2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность:

4. Алгоритм отражения событий после отчетной даты в бюджетном учете и отчетности

4.1. Если в период между отчетной датой и датой подписания бюджетной отчетности за отчетный год произошли события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение вело свою деятельность, то данные бухгалтерского учета об активах, обязательствах, доходах и расходах подлежат корректировке:

4.2. Если в период между отчетной датой и датой подписания бюджетной (финансовой) отчетности за отчетный год произошли события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых учреждение ведет свою деятельность (принятие решения о реорганизации учреждения, заключение крупной сделки, пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов), то информация о таких событиях раскрывается в пояснительной записке (ф. 0503160) к балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130). При этом в отчетном периоде никакие записи в бюджетном (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.

Ниже приведем примеры отражения на счетах бюджетного учета событий, наступивших после отчетной даты.

Пример 1. Срок представления годовой отчетности казенного учреждения - 3 февраля 2017 г.

По состоянию на 31 декабря 2016 г. у учреждения на счете 1 206 26 000 числится дебиторская задолженность в сумме 2 000 000 руб.

В период составления годовой бюджетной отчетности дебиторская задолженность в размере 980 000 руб. была погашена (денежные средства в счет погашения задолженности перечислены 17 января 2017 г. по решению суда). Документы, подтверждающие банкротство дебитора, чья задолженность составляла 600 000 руб., были представлены учреждению 23 января 2017 г.

Факт признания дебитора банкротом в установленном законом РФ порядке и факт погашения дебиторской задолженности являются существенными и оказывают значительное влияние на показатели отчетных форм (это закреплено в Порядке отражения в учете и отчетности событий, наступивших после отчетной даты). Поскольку органы исполнительной власти уделяют особое внимание отражению на счетах бюджетного учета дебиторской и кредиторской задолженности на конец и начало отчетного периода (ее наличие свидетельствует о неэффективной работе руководителя учреждения), в отчетности на 1 января 2017 г. следует зафиксировать погашение задолженности дебитором и списание задолженности с балансового учета по причине банкротства дебитора.

В связи с этим погашение задолженности (17 января 2017 г.), а также объявление дебитора банкротом (23 января 2017 г.), наступившие после отчетной даты, отражаются на счетах бюджетного учета по состоянию на 31.12.2016 на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833). Далее составляются бухгалтерские справки (ф. 0504833) на 17.01.2017 и 23.01.2017, сторнируются записи по списанию сумм дебиторской задолженности. Фактическое списание сумм дебиторской задолженности на основании оправдательных документов отражается в учете 17.01.2017 и 23.01.2017.

В бюджетном учете казенного учреждения сумма списываемой дебиторской задолженности показывается следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены заключительные обороты по списанию дебиторской задолженности:

  • в связи с банкротством дебитора

1 401 30 000

04

1 206 26 660

600 000

600 000

  • в связи с погашением дебиторской задолженности

1 401 30 000

1 206 26 660

980 000

После отчетной даты в бухгалтерском учете делаются записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Восстановлена дебиторская задолженность (методом "красное сторно"), списанная со счетов бухгалтерского учета по причине:

  • банкротства дебитора

1 401 30 000

04

1 206 26 660

(600 000) (600 000)

  • погашения задолженности

1 401 30 000

1 206 26 660

(980 000)

Списана дебиторская задолженность, нереальная к взысканию (вследствие банкротства дебитора)

1 401 30 273

04

1 206 26 660

600 000

600 000

Списана дебиторская задолженность по причине поступления средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые отчетные периоды:

  • если сумма задолженности поступила в доход бюджета минуя лицевой счет учреждения

1 303 05 830

1 304 04 140

1 206 26 660

1 303 05 730

980 000

980 000

  • если учреждение не является администратором доходов

1 304 05 140

1 304 04 140

1 303 05 830

1 206 26 660

1 303 05 730

1 304 05 140

980 000

980 000

980 000

  • если учреждение является администратором доходов бюджета

1 304 05 140

1 303 05 830

1 210 02 140

1 206 26 660

1 304 05 140

1 303 05 730

980 000

980 000

980 000

Пример 2. Водитель учреждения в ноябре 2016 г. попал в ДТП, в результате которого был поврежден служебный автомобиль. Ущерб, нанесенный имуществу, оценен страховой организацией в размере 60 000 руб. Учреждение посчитало эту сумму сильно заниженной. Оно обратилось к сторонней компании с просьбой произвести независимую оценку данного ущерба. Независимый эксперт оценил ущерб в сумму 105 000 руб. По решению суда со страховой организации в пользу учреждения в январе 2017 г. (17.01.2017) было взыскано 105 000 руб.

По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

При этом согласно п. 15 ст. 12 данного Закона возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может производиться, в частности, путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В бюджетном учете сумма ущерба, поступившая от страховой организации, отразится следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма ущерба, причиненного имуществу учреждения в результате ДТП в ноябре 2016 г.

1 209 40 560

1 401 10 140

60 000

На основании бухгалтерской справки, составленной на 31.12.2016, на счетах бюджетного учета отражается:

  • увеличение суммы ущерба по решению суда

(105 000 - 60 000) руб.

1 209 40 560

1 401 30 000

45 000

  • сумма возмещения ущерба, причиненного автомобилю

1 303 05 830

1 210 02 140

1 209 40 660

105 000

После отчетной даты в бухгалтерском учете казенного учреждения производится корректировка на сумму, отраженную в бюджетном учете отчетного периода. Для этого формируется сторнировочная запись и одновременно указанная сумма показывается в учете на дату поступления от страховой организации возмещения ущерба.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана уточненная сумма начисленного ущерба методом "красное сторно" (запись сделана по состоянию на 31.12.2016)

1 209 40 560

1 401 30 000

(45 000)

Сторнирована сумма поступившего возмещения (запись сделана 31.12.2016)

1 303 05 140

1 210 02 140

1 209 40 660

(105 000)

На дату фактического совершения операции (январь 2017 г.) отражается:

  • доначисление суммы ущерба за испорченный автомобиль

1 209 40 560

1 401 10 140

45 000

  • получение возмещения от страховой организации

1 303 05 830 <*>

1 210 02 140

1 209 40 660

105 000

<*> Казенное учреждение применяет счет 1 303 05 000 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет", если осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. При этом делается проводка, отражающая задолженность учреждения перед бюджетом:

Дебет счета 1 304 04 130

Кредит счета 1 303 05 730.

Заключение

В завершение кратко сформулируем выводы.

  1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты устанавливается в учетной политике учреждения.
  2. Сотрудник казенного учреждения, которому поручено разработать соответствующий порядок, фиксирует в нем:
  1. В учетной политике учреждения указываются события, наступившие после отчетной даты, которые:

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"