Мудрый Экономист

Штрафы и пени за нарушение исполнения обязательств по государственному контракту

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 5

На основании ч. 6 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ <1> в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком указанных обязательств заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). В статье мы рассмотрим порядок отражения данных операций в учете.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения заказчик может потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) уплаты неустойки (ст. 329 ГК РФ).

В данной ситуации неустойкой являются штрафы и пени, под которыми понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063).

Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном контракте.

Определяем размер штрафа

В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) данных обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа закрепляется в контракте в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, утвержденном Правилами N 1063.

В силу п. 4 Правил N 1063 размер штрафа, предъявляемого поставщику, устанавливается таким образом:

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1. Казенное учреждение ФСКН заключило контракт на поставку компьютерной техники на сумму 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%).

Определяем размер пеней

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения закрепленного контрактом срока исполнения обязательства. Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В п. 6 Правил N 1063 содержится формула, по которой следует исчислить размер пеней:

П = (Ц - В) x С,

где Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе стоимость отдельных этапов исполнения контракта;

С - размер ставки.

Размер ставки следует рассчитать по формуле (п. 7 Правил N 1063):

С = СЦБ x ДП,

где СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

Формула для подсчета коэффициента К следующая (п. 8 Правил N 1063):

,

где ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования Банка России.

При К, равном 50 - 100%, размер ставки - 0,02 ставки рефинансирования Банка России.

При К, равном 100%, размер ставки - 0,03 ставки рефинансирования Банка России.

Пример 2. Казенным учреждением ОВД заключен государственный контракт на поставку материальных ценностей на сумму 2 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства на 1 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

  1. Определим значение К. Оно равно 75% (45 дн. / 60 дн. x 100%).
  2. Ввиду того что К больше 50%, но меньше 100%, величина С рассчитывается с коэффициентом 0,02 ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату уплаты пеней. Поскольку с 1 января 2016 г. ставка рефинансирования Банка России составляет 11% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У), показатель С равен 0,099 (0,02 x 0,11 x 45 дн.).
  3. Сумма пеней - 128 700 руб. ((2 500 000 - 1 200 000) руб. x 0,099).

Отражаем штрафные санкции в учете

В силу п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате принятия мер административной и уголовной ответственности, относятся к неналоговым доходам.

Платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, на основании ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 22.10.2015 N 02-08-10/60706, от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, исполнение обязательства по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика.

В описанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Контракт может быть оплачен путем выплаты его исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии ее перечисления в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого перечисляется неустойка (пени, штрафы) в соответствии с условиями контракта.

В случае если государственный заказчик не является администратором доходов бюджета, он направляет администратору доходов извещение (ф. 0504805), используемое при оформлении расчетов по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах (форма извещения утверждена Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н).

Напомним, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н <2>).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В силу п. 86 Инструкции N 162н <3> начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается записью:

Дебет счета 1 209 40 560 "Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия"

Кредит счета 1 401 10 140 "Доходы от сумм принудительного изъятия".

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Пример 3. Согласно государственному контракту, заключенному между казенным учреждением МВД и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа). Объем поставки по контракту составляет 500 000 руб., сумма штрафа - 50 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета. Оплата поставленного товара осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

1 209 40 560

1 401 10 140

50 000

Принято к учету поступившее от поставщика основное средство

1 106 31 310

1 302 31 730

500 000

Произведена уплата в доход бюджета суммы штрафа, удержанной за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком, с лицевого счета получателя денежных средств

1 302 31 830

1 304 05 310

50 000

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

1 210 02 140

1 209 40 660

50 000

Произведена оплата обязательства по государственному контракту

(500 000 - 50 000) руб.

1 302 31 830

1 304 05 310

450 000

Пример 4. Казенным учреждением Минобороны заключен государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту складского помещения, в соответствии с которым произведена предварительная оплата в сумме 300 000 руб.

Исполнитель в срок к работе не приступил, поэтому ему было направлено уведомление о расторжении контракта и возврате перечисленной ранее суммы предварительной оплаты. Кроме того, были предъявлены требования об уплате предусмотренной условиями контракта неустойки в сумме 50 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ).

На основании п. 2 ст. 328, п. 3 ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислена исполнителю сумма предварительной оплаты

1 206 25 560

1 304 05 226

300 000

Предъявлено требование в адрес исполнителя:

  • о возврате суммы предварительной оплаты

1 209 30 560

1 206 25 660

300 000

  • об уплате неустойки по условиям контракта

1 209 40 560

1 401 10 140

50 000

Отражено обязательство перед бюджетом:

  • в сумме предварительной оплаты

1 304 04 130



1 303 05 730

300 000

  • в сумме предъявленной неустойки

1 304 04 140

1 303 05 730

50 000

Отражено исполнение обязательств по перечислению в доход бюджета:

  • суммы предварительной оплаты

1 303 05 830



1 209 30 660

300 000

  • суммы предъявленной неустойки

1 303 05 730

1 209 40 660

50 000

Заключение

В заключение отметим, что с 26.03.2016 в соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в 2016 г. в случаях и в порядке, которые определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Так, заказчик предоставляет отсрочку и (или) списывает задолженность, если обязательства, предусмотренные контрактом (за исключением гарантийных), поставщик полностью исполнил в 2015 или 2016 гг. Исключение - контракты, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 гг. в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ (например, срок исполнения контракта).

Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ N 190):



а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик списывает неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик:

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по пп. "а" и "б" п. 3 названного Постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения. Данная процедура проводится путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

С.Валова



Редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"