Мудрый Экономист

Что проверяющие могут посчитать грубым нарушением требований к бухучету и отчетности?

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 5

Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ (далее - Закон N 77-ФЗ) были внесены поправки в нормы КоАП РФ. С данными изменениями нужно ознакомиться главным образом бухгалтерам организаций и учреждений, поскольку связаны они с установлением критериев к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности.

Закон N 77-ФЗ вступил в силу 10 апреля 2016 г. В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сказано, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 - 10 000 руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере 10 000 - 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются:

По сравнению с предыдущей редакцией в ст. 15.11 КоАП РФ наблюдаются следующие изменения. Во-первых, увеличен размер штрафа за грубое нарушение требований к ведению бухучета и составлению отчетности. Ранее предусматривался штраф в размере 2000 - 3000 руб. Во-вторых, расширено содержание понятия грубого нарушения требований к бухучету. Теперь оно включает в числе прочего регистрацию не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета, ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета, а также составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и отсутствие первичных учетных документов в течение установленных сроков хранения названных документов.

Рассмотрим новые элементы состава правонарушения подробнее.

Регистрация мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

Рассматриваемая норма корреспондирует с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, согласно которой не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

При этом в силу п. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета - объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Бухгалтер работает прежде всего с первичными документами. Он, например, не выезжает к месту совершения сделок (скажем, в случае поставок товара). Поэтому актуальным является вопрос: как быть, если мнимый или притворный объект бухгалтерского учета зарегистрирован на основании мнимого (притворного) первичного документа, за составление которого несут ответственность другие лица?

Рассмотрим типичную ситуацию из судебной практики (см., например, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2006 N А72-833/06-21/16). Судом был установлен мнимый характер договора на том основании, что местом передачи товара был выбран город, отличный от места нахождения организации. Сотрудник организации, подписавший документы о приемке, фактически в командировку не выезжал. В данном случае речь может идти как об учете несуществующего материального объекта, так и о признании несуществующих расходов (расходов на командировки). Возникает вопрос: имеется ли грубое нарушение правил бухгалтерского учета?

В рассматриваемой ситуации следует исходить из общих начал законодательства РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Положения о формах вины приведены в ст. 2.2 КоАП РФ. При этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Если бухгалтер по объективным причинам не мог догадываться о мнимом или притворном характере операции, первичные документы по которой оформлялись иными ответственными лицами, о совершении им административного правонарушения говорить нельзя.

Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни

Следует отметить: к сожалению, новый Закон не содержит ответа на вопрос, можно ли привлечь к ответственности бухгалтера, который зафиксировал один факт хозяйственной жизни вместо другого (неправильно квалифицировал хозяйственную ситуацию), допустим, отразил командировку сотрудника, которому в предусмотренном законом порядке установлен разъездной характер работ. По нашему мнению, на поставленный вопрос следует ответить отрицательно, однако многое будет зависеть от судебного толкования приведенной нормы.

Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета

Информация, отраженная на счетах бухгалтерского учета, должна обязательно корреспондировать с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета. Ведение так называемой "двойной бухгалтерии" тоже является грубым нарушением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 15.11 КоАП РФ.

И до принятия Закона N 77-ФЗ, расширившего круг наказуемых деяний, в судебной практике имелись случаи рассмотрения дел, связанных с ведением двойной бухгалтерии. Правда, законодательные нормы, на которых судьи основывали свои решения, находились вне плоскости административного законодательства.

Так, по материалам одного из дел прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданина - сотрудника одной из организаций (см. Решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 22.03.2013 N 2-128/2013). В судебном заседании прокурор указал, что в организации велась двойная бухгалтерия, существовали две ведомости на выдачу заработной платы, о ведении двойной бухгалтерии бухгалтеру было дано устное распоряжение.

О наказании организации по КоАП РФ в данном случае речи не шло. Прокурор отстаивал право сотрудника на получение всей суммы оплаты и возмещение морального вреда. Суд же удовлетворил данные требования частично, указав, что поведение самого гражданина, получавшего заработную плату неофициальным путем в целях сокрытия ее от налогообложения, а впоследствии претендующем на ее взыскание, является злоупотреблением правом.

Отсутствие документов

По общему правилу организации обязаны хранить первичные учетные документы в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Рабочий план счетов, документы учетной политики, средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 1, 2 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина России от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610).

При определении срока хранения бюджетной отчетности необходимо руководствоваться ст. 352 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558:

В случае утраты (уничтожения) документов в результате экстремальных обстоятельств (кражи, пожара, аварии и др.) необходимо иметь соответствующее подтверждение: например, справку органов внутренних дел, государственного пожарного надзора.

Н.Фимина

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"