Мудрый Экономист

Как составить план внедрения комплекса гто?

"Руководитель бюджетной организации", 2016, N 5

Данная статья будет полезна не только директорам школ, для которых внедрение комплекса ГТО среди обучающихся в этом году обязательно, но и другим руководителям, в обязанности которых входит написание различных планов и руководств к действию. Тем более что в 2017 г. комплекс ГТО станет необходимой нормой для всех субъектов РФ.

С 01.09.2014 Указом Президента РФ от 24.03.2014 N 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (комплекс ГТО). Продолжаем тему его внедрения, затронутую в предыдущем выпуске <1>. В 2016 г. запланировано внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны <2>.

<1> См. статью Я.Ю. Королевой "Внедрение комплекса ГТО в учреждении", N 4, 2016.
<2> План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2014 N 1165-р.

Внедрение комплекса ГТО в образовательной организации предусматривает разработку и утверждение соответствующего плана, размещение его на сайте. В ходе мониторинга разработок, уже представленных в Сети, был выявлен ряд ошибок, а также систематизирован опыт. Поговорим о том, что нужно сделать, чтобы план внедрения комплекса ГТО стал максимально эффективным.

Организация работы по внедрению комплекса ГТО в образовательных организациях регулируется Приказом Минобрнауки России N 761 <3>.

<3> Приказ Минобрнауки России от 17.07.2014 N 761 "Об определении ответственных исполнителей в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральном агентстве по делам молодежи по выполнению плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1165-р".

План по внедрению комплекса ГТО в образовательной организации, как правило, состоит из следующих разделов:

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.

Вводная часть

В вводной части дается обзор политики государства в области развития физкультуры и спорта. По сути, вводная часть отвечает на вопрос, почему проблема здорового образа жизни в современном обществе является одной из самых актуальных и становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. К месту будет ссылка на соответствующие цели и задачи Стратегии развития физкультуры и спорта <4> и Госпрограммы "Развитие физической культуры и спорта" <5>, а также прописанные в документах меры, предусмотренные для достижения названных целей, в том числе на введение в действие Указом Президента РФ N 172 комплекса ГТО.

<4> Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р.
<5> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 302.

Далее следует обосновать актуальность действий со ссылкой на анализ проблем здорового образа жизни молодежи. Информацию для освещения вопроса можно взять с сайта Минспорта (minsport.gov.ru), где есть раздел, посвященный внедрению комплекса ГТО (кнопка перехода на данный информресурс, оформленная в виде значка ГТО, находится на главной странице сайта в правом нижнем углу).

Укажите, что внедрение комплекса ГТО в образовательном учреждении - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, направленных на достижение поставленной цели (вот почему разделы программы должны всесторонне охватывать каждый этап внедрения комплекса).

Во вступительную часть можно включить примерную модель системы внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении.

Модель системы внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Цель комплекса ГТО - повышение эффективности использования возможностей ФК и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем ¦
¦ развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в физическом воспитании населения ¦
L-----------T------------------------T-------------------------------T-----------------------------T-------------------------T-------------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-----------------------¬ -----------------------¬ -------------------------------------¬----------------------¬ --------------------------¬
¦Принцип добровольности¦ ¦Принцип обязательности¦ ¦Принцип оздоровительной и личностно-¦¦Принцип непрерывности¦ ¦ Учет региональных и ¦
¦ и доступности ¦ ¦ медицинского контроля¦ ¦ ориентированной направленности ¦¦ и преемственности ¦ ¦национальных особенностей¦
L-----------T----------- L-----------T----------- L------------------T------------------L----------T----------- L------------T-------------
L------------------------+-------------------------------+-----------------------------+--------------------------
¦/
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Содержание комплекса: нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для ¦
¦различных групп ¦
¦ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦Условия реализации: ¦ ¦
¦ ¦- просветительская направленность; ¦ ¦
¦ ¦- система физического воспитания и образования; ¦ ¦
¦ ¦- учет возрастных особенностей; ¦ ¦
¦ ¦- готовность учителей; ¦ ¦
¦ ¦- учебно-методическое обеспечение; ¦ ¦
¦ ¦- заинтересованность семьи ¦ ¦
¦ L--------------------------------------------------------------T----------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦/ ¦
¦----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬¦
¦¦ Формы: уроки, внеклассная работа, дополнительное образование ¦¦
¦L--------------T--------------------------------T----------------------------------T-------------------------------------T---------------¦
¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦-----------------------------¬------------------------------------¬----------------------------------¬----------------------------------¬¦
¦¦ Учебный процесс ¦¦ Внеурочная деятельность ¦¦ Работа с родителями ¦¦ Работа с учителями ¦¦
¦L-----T--------T--------T-----L-----T-----------T-----------T------L----T----------T-----------T------L-----T------------T----------T----¦
¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦-----------------------------¬------------------------------------¬----------------------------------¬----------------------------------¬¦
¦¦Физкультура¦Уроки¦Окружающи馦 Секции, ¦ Походы, ¦ Проектная ¦¦ Знание ¦Родительский¦Привлечени妦Ознакомление¦ Повышение ¦ Лично妦
¦¦ ¦ ЗОЖ ¦ ми𠦦факультативы¦экскурсии¦деятельность¦¦традиций¦ лекторий ¦ к спорту ¦¦ с целями ¦квалификации¦участи妦
¦L-----T--------T--------------L-----T-----------T------------------L----T----------T------------------L-----T-------------T--------------¦
¦ ¦ --+-¬ /¦ ¦ --+-¬ /¦ ¦ --+-¬ /¦ ¦ --+-¬ /¦ ¦
¦ L------- L------ L---------- L---------- L--------- L---------- L------------ L-------- ¦
L--------------------------------------------------------------------T---------------------------------------------------------------------
¦/
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Задачи: массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения, формирование потребности в ЗОЖ ¦
L--------------------------------------------------------------------T--------------------------------------------------------------------
¦/
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Результат - готовность к труду и обороне, а также повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного ¦
¦ процесса, уровня профессионального мастерства педагогов ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Цели и задачи проекта

Анализ документов, размещенных в Интернете, показывает, что некоторые составители проектов путают цели и задачи.

Цель - то, чего следует достичь. Задача - что именно нужно сделать для достижения поставленной цели. Например, цель - получить яблоко. Задачи: принести лестницу, влезть, дотянуться до ветки, сорвать яблоко.

В нашем случае цель проекта - внедрить комплекс ГТО в образовательном учреждении. Не "разработать организационно-управленческую модель формирования культуры здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса и подготовки спортивного резерва в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО", не "создать условия для физического совершенствования подрастающего поколения", а именно - внедрить комплекс. Почему необходимо внедрить комплекс ГТО, было указано во введении, так что не стоит повторяться.

Перечисление задач - по сути, ответ на вопрос: как именно мы будем внедрять комплекс? Для этого можно использовать Методические рекомендации по ГТО <6>, разработанные Минспортом и Минобрнауки. Документ находится на сайте Минспорта в разделе "ГТО / Методические рекомендации".

<6> Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в субъектах России, утв. Минспортом России 14.10.2014, Минобрнауки России 31.10.2014.

Задачи проекта можно разделить на несколько блоков.

Управленческая координация - решение стратегических вопросов, таких как постановка задач перед всеми участниками проекта, обеспечение их взаимодействия, корректировка путей реализации проекта и т.д.

Информационная поддержка должна обеспечить информирование участников проекта о целях, задачах внедрения комплекса ГТО, порядке и условиях проведения тестирования, готовящихся мероприятиях и т.п., но главное - сформировать у людей положительное отношение к планируемым действиям и высокую заинтересованность в улучшении спортивных результатов, стремление к здоровому образу жизни.

Нормативная поддержка сводится к анализу существующих и разработке новых внутренних НПА.

Организационно-методическая поддержка - консультативная помощь в организации внедрения комплекса ГТО, а также налаживание взаимодействия между всеми участниками, реализующими поставленные задачи, координация этого взаимодействия.

Материально-техническое обеспечение должно сформировать материально-техническую базу, соответствующую требованиям внедрения комплекса ГТО <7>.

<7> Например, Рекомендациям по развитию сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений при общеобразовательных учреждениях, в том числе межшкольных физкультурно-спортивных сооружений, приведенным в Письме Минобрнауки России от 16.02.2012 N 19-33 или размещенным на сайте Минобрнауки по адресу: минобрнауки.рф/новости/4939.

Задача кадрового обеспечения сводится к повышению профессионального мастерства реализаторов проекта, получению ими необходимых знаний, умений и навыков.

Медицинское сопровождение <8> - как правило, это организация получения учащимися медзаключения о допуске к занятиям физкультурой, массовым спортом и выполнению нормативов комплекса ГТО, а также медицинское сопровождение хода выполнения указанных тестов.

<8> Осуществляется на основании Порядка оказания медпомощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н, а также Методического пособия для медработников "Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", утв. Минздравом России 21.11.2014.

Участники проекта

Участниками процесса реализации комплекса ГТО, как правило, являются педагоги, ученики, родители и социальные партнеры. Участников проекта следует разбить на две группы: те, кто реализует проект (например, администрация, педагоги, актив школьного спортклуба, совет физоргов, родительский комитет, совет по здоровью), и те, кто сдает нормативы ГТО. Группа участников, реализующих проект, - это база для формирования центра внедрения комплекса ГТО.

Центр внедрения обычно состоит из стратегического блока, осуществляющего планирование действий, и, соответственно, исполнительского блока (состав центра внедрения можно также прописать в проекте).

Имеющиеся ресурсы

Чтобы поставить реальные, то есть выполнимые, задачи, важно проанализировать имеющиеся ресурсы, источники их пополнения. Для этого можно использовать таблицу:

Ресурс

Назначение

Особенности выполнения

Нормативно-правовой

Корректировка и разработка внутренних НПА

В рамках должностных обязанностей ответственного лица

Кадровый

Обучение по внедрению норм комплекса ГТО следующих специалистов: руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры, учитель ОБЖ, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник, классный руководитель

За счет бюджетных средств ОУ в пределах штатного расписания

Организационный

Создание центра внедрения комплекса ГТО

В рамках должностных обязанностей ответственного лица

Информационный

  • заполнение официального сайта;
  • создание банка методических пособий;
  • создание банка учебно-наглядного оборудования;
  • создание банка цифровых и электронных образовательных ресурсов;
  • создание банка наглядной агитации

В рамках должностных обязанностей ответственного лица

Материально-технический

Приобретение спортивного инвентаря, снаряжения, оборудования

За счет бюджетных и внебюджетных средств

Социальный

  • создание партнерской сети с учреждениями допобразования, спорта, культуры и т.д., с военным комиссариатом;
  • проведение массовых военно-спортивных мероприятий;
  • вовлечение педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров в спортивно-массовые мероприятия
  • за счет внебюджетных средств ОУ;
  • за счет грантовой поддержки;
  • посредством общественной работы в рамках должностных обязанностей

Мотивационный

Стимулирование педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров к сдаче норм комплекса ГТО, пропаганде здорового образа жизни

  • за счет распределения стимулирующей части заработной платы среди педагогов;
  • посредством агитационных поощрений (дипломов, значков);
  • посредством нематериального поощрения (вынесения благодарностей);
  • посредством стимулирования к участию в значимых конкурсах

Проектные решения

Описание проектных решений - это указание, какими силами и за счет каких ресурсов будет выполнена та или иная задача.

Внедрение комплекса ГТО - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий всех участников процесса. По каждой задаче нужно сформировать свой "блок исполнения" и обеспечить их взаимодействие.

В качестве базовых компонентов в системе внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении можно выделить:

По каждому блоку имеется ответственный за данное направление. При этом возможно совмещение обязанностей, допустим, когда один сотрудник отвечает за нормативно-правовое обеспечение и является просто исполнителем по информационному сопровождению.

Внедрение комплекса ГТО в учреждении целесообразно проводить в три этапа: подготовительный, основной, коррекционный.

На подготовительном этапе изучается и анализируется уровень здоровья и физической подготовленности обучающихся в учреждении, проводится подготовка педагогических кадров по соответствующим направлениям, создается материально-техническая база, формируется благоприятный психологический климат в коллективе.

Основной этап включает в себя разработку и реализацию подпроектов для учащихся, родителей и педагогов по культивации здорового образа жизни и увеличению физической активности.

Коррекционный этап самый длинный. Он предполагает завершение формирования организационно-управленческой процедуры для всех субъектов образовательного процесса, значительное повышение эффективности мониторинга реализации проекта, корректирование основных направлений и подпрограмм, разработку перспективных направлений развития проекта и, как результат, подготовку спортивного резерва в условиях внедрения комплекса ГТО.

Мероприятия по каждому этапу целесообразно отразить в дорожной карте. Дорожная карта может быть оформлена в виде таблицы, в которой указаны задачи, разбитые на подзадачи, сроки их исполнения и ответственные. Например:

Мероприятие

Срок

Ответственные

Управленческое обеспечение

Разработка дорожной карты внедрения комплекса ГТО

Создание центра внедрения комплекса ГТО

Назначение ответственного за внедрение комплекса ГТО

Координация действий центра внедрения комплекса ГТО

Разработка и включение в деятельность организации критериев и показателей эффективности внедрения комплекса ГТО

Определение и утверждение координаторов по каждому направлению внедрения комплекса ГТО

Внесение изменений в обязанности педагогических работников, отвечающих за внедрение комплекса ГТО

Решение финансовых вопросов

Определение мер поощрения участников и реализаторов комплекса ГТО

Решение стратегических вопросов, возникающих в процессе реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение

Корректировка существующих документов (указать, каких именно)

Разработка новых внутренних документов (указать, каких именно)

Материально-техническое обеспечение

Мониторинг состояния имеющейся материально-технической базы

Выявление дополнительных материально-технических резервов

Формирование перечня необходимого инвентаря, спортивного снаряжения, оборудования, которое требуется закупить

Формирование перечня инвентаря, спортивного снаряжения, оборудования, нуждающегося в ремонте

Закупка оборудования, снаряжения и инвентаря

Ремонт оборудования, снаряжения и инвентаря

Обеспечение исправности инвентаря и функциональности спортивного снаряжения, оборудования

Материально-техническое обеспечение проведения мероприятий

При необходимости - обеспечение возможности использования материально-технической базы, ресурсов физкультурно-спортивных организаций по договорам

Кадровое обеспечение

Проведение семинаров по вопросу встраивания в учебно-воспитательный процесс способов повышения уровня физической и военно-прикладной подготовленности участников

Организация обучения педагогов по проведению игровых программ, массовых праздников спортивной и военно-патриотической направленности

Применение системы стимулов для участников программы реализации комплекса ГТО

Привлечение сторонних специалистов нужного профиля

Программно-методическое, организационное и технологическое обеспечение

Обеспечение участников проекта необходимыми учебно-методическими материалами

Моделирование учебного плана образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами программы (включение в программу учебного предмета "Физическая культура", внеучебных курсов деятельности по формированию у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями комплекса ГТО)

Разработка программ дополнительного образования, внеурочной деятельности спортивной и военно-патриотической направленности для всех участников образовательного процесса

Внесение изменений в рабочие программы по физической культуре и ОБЖ с целью обеспечения подготовки к сдаче норм ГТО

Разработка программы, плана и графика проведения спортивно-массовых и информационно-пропагандистских мероприятий соответствующей направленности

Методическое обеспечение организации мероприятий

Мониторинг методических разработок по данному направлению

Организация сетевого взаимодействия между физкультурно-спортивными, образовательными организациями, организациями здравоохранения, детскими и молодежными общественными организациями в целях подготовки (включая самостоятельную подготовку) обучающихся к выполнению нормативов комплекса ГТО

Медицинское сопровождение

Динамическое наблюдение (текущее меднаблюдение, периодические медосмотры, углубленные медобследования, врачебно-педагогические наблюдения) за состоянием здоровья обучающихся

Оформление медзаключения о допуске к занятиям физкультурой и спортом

Обеспечение медпомощи при проведении мероприятий

Информационное и PR-сопровождение

Информирование участников программы о целях и задачах внедрения комплекса ГТО

Формирование интереса обучающихся к сдаче комплекса ГТО

Формирование культуры здорового образа жизни

Создание условий для своевременного получения информации участниками программы о мероприятиях, связанных с внедрением комплекса ГТО

Заполнение сайта организации по данной тематике

Создание агитационных материалов

Оформление проводимых мероприятий

Освещение событий по данной тематике

Включение в ежегодный публичный отчет руководителя результатов работ по внедрению комплекса ГТО

Мониторинговые процедуры

Анализ ситуации, предшествующей началу мероприятий по внедрению комплекса ГТО в организации

Регулярный мониторинг уровня физической подготовки обучающихся

Анализ результативности проводимых мероприятий

Анализ количества обучающихся, участвующих в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня, и их достижений

Обобщение полученных результатов и формирование рекомендаций по улучшению работы при внедрении комплекса ГТО

Организационное сопровождение

Организация спортивных секций

Проведение тренировок согласно утвержденным планам, графикам, методическим рекомендациям

Составление календарного плана мероприятий по выполнению норм комплекса ГТО

Организация мероприятий по выполнению норм комплекса ГТО

Организация участия обучающихся в спортивно-физкультурных мероприятиях различного уровня

Организация процедуры награждения победителей

Возможные риски при реализации проекта

Для эффективного внедрения комплекса ГТО (когда задачи совпадают с возможностями, а имеющиеся ресурсы используются максимально) в проекте важно прописать вероятные риски, а также способы их минимизации:

Вид риска

Сущность риска

Влияние на реализацию проекта

Меры по снижению риска

Финансово-экономический

Отсутствие дополнительного финансирования

Проблемы с оплатой труда реализаторов проекта

Корректировка положения о фонде оплаты труда в части стимулирования труда реализаторов проекта и привлечение дополнительных внебюджетных средств

Социально-педагогический

Отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов

Невозможность достижения необходимых результатов

Организация прохождения курсов повышения квалификации, методических семинаров, участие сотрудников ОУ в профильных обучающих мероприятиях

Социально-психологический

Низкий уровень мотивации участников проекта

Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач

Информационно-просветительская работа на общешкольных и классных собраниях, конференциях, круглых столах и т.д. Разработка механизма поощрения педагогов, учащихся и родителей. Освещение важности внедрения комплекса ГТО через имеющиеся информационные ресурсы

Технико-технологический

Недостаточная материальная база

Ухудшение качества и снижение количества выполненных задач по сравнению с общим количеством предусмотренных проектом

Поиск внебюджетных средств (участие в конкурсах на получение гранта и т.д.). Повышение эффективности имеющихся резервов. Получение дохода от реализации платных услуг

Критерии эффективности проекта

Критерии эффективности внедрения комплекса ГТО, которые тоже следует указать в проекте, базируются на главном результате: увеличении количества учащихся, сдавших нормы комплекса ГТО.

Поскольку сдать нормы комплекса ГТО можно только при активном и систематическом занятии спортом под руководством компетентных наставников в специально созданных для этого условиях, список критериев эффективности может включать увеличение количества человек, активно занимающихся спортом, числа учащихся, показывающих высокие спортивные результаты, рост результативности участия в спортивных мероприятиях, снижение уровня заболеваемости, увеличение количества профильных специалистов (повышение квалификации). Некоторые организации указывают такие критерии, как повышение мотивации обучающихся к занятию спортом, увеличение двигательной активности обучающихся и т.д. Это неверно - они путают критерии с результатами. Критерии должны быть измеримы, то есть наглядно отражать успехи ОУ при внедрении комплекса ГТО: на сколько увеличилось количество человек, активно занимающихся спортом, сколько человек сдали нормативы и т.п.

Ожидаемые результаты

Для более полного и структурированного отражения возможных улучшений целесообразно проанализировать планируемые достижения по направлениям, указанным в дорожной карте. Группы результатов могут быть следующими:

Существуют и другие возможные результаты внедрения комплекса ГТО, такие как создание пула привлеченных специалистов, повышающих эффективность работы учреждения в данном направлении, адаптация учебного плана к целям и задачам внедрения комплекса ГТО, налаживание методического обеспечения организации спортивных мероприятий, организация сетевого взаимодействия с профильными ресурсами. Однако их не стоит указывать в названном разделе, поскольку это - итоги выполнения поставленных задач, способствующих достижению цели программы. Чтобы отделить основные результаты от так называемых побочных, важно ответить на вопрос: для чего затевался проект? Для налаживания методического обеспечения? Нет. Для улучшения качества физкультурно-спортивной работы? Да. Для совершенствования материально-технической базы учреждения? Да, отчасти.

Заключение

Итак, при создании плана внедрения комплекса ГТО в организации надо определить цели и задачи, ресурсное обеспечение (материально-техническое и кадровое), сформировать координационный совет и назначить ответственных за решение каждой задачи и подзадачи, проработать возможные риски и зафиксировать все это документально, написав тем самым руководство к эффективному действию.

Т.Ю.Антропова

Редактор журнала

"Руководитель

бюджетной организации"