Мудрый Экономист

О требованиях к официальному сайту образовательной организации

"Советник в сфере образования", 2016, N 4

Образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Какие нормативные правовые акты и какие требования установлены к ведению сайта образовательного учреждения, какая информация должна быть размещена на нем в обязательном порядке, рассмотрим далее.

Создание сайта и технические требования к нему

В ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) раскрывается принцип информационной открытости образовательной организации, закрепленный в пп. 9 п. 1 ст. 3 Закона N 273-ФЗ.

Во исполнение требования ч. 3 ст. 29 Закона N 273-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет (далее - Правила).

Сразу отметим, что действие Правил не распространяется на образовательные организации, находящиеся в ведении так называемых силовых структур (п. 2 Правил). Для них действует другой порядок размещения, который определяется ведомственными нормативными правовыми актами (см., например, Приказ МЧС России от 12.08.2015 N 431, Приказ МВД России от 28.06.2013 N 490 и т.д.).

Общие требования к размещению информации на официальном сайте образовательной организации установлены п. п. 6 - 11 Правил, а также в Приказе Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (далее - Требования). Кроме того, Письмом Рособрнадзора от 25.03.2015 N 07-675 направлены Методические рекомендации предоставления информации об образовательной организации в открытых источниках (для образовательных организаций высшего образования) (далее - Рекомендации).

Как установлено п. 2 Требований, для размещения информации на сайте должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации", доступный с главной (основной) страницы сайта, а также из основного навигационного меню сайта, без дополнительной регистрации.

Согласно Рекомендациям указанный раздел следует структурировать по следующим подразделам: основные сведения, структура и органы управления образовательной организацией, документы, образование, образовательные стандарты, руководство/педагогический (научно-педагогический) состав, материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги, финансово-хозяйственная деятельность, вакантные места для приема (перевода).

Указанная информация должна быть представлена в виде набора страниц, и (или) иерархического списка, и (или) ссылок на другие разделы официального сайта, иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела.

Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальный сайт Минобрнауки России (п. 7 Правил).

Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату предоставления информации, установленными Рособрнадзором (п. 8 Правил).

Согласно п. п. 4, 5 Требований файлы документов представляются на сайте в форматах pdf, doc, docx, xls, xlsx, odt, ods. При этом все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:

Как предписывают п. 3 ст. 29 Закона N 273-ФЗ и п. 6 Правил, образовательная организация обновляет размещенные на официальном сайте сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменения.

При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства РФ о персональных данных (п. 9 Правил).

Обратите внимание, что получение работодателем согласия на обработку персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве, при размещении их в Интернете не требуется, так как обязанность организации по опубликованию и размещению таких данных прямо предусмотрена законодательством РФ (см. Разъяснения Роскомнадзора, размещенные на сайте http://www.rsoc.ru).

Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать (п. 10 Правил):

Информация на официальном сайте размещается на русском языке, но может быть размещена и на государственных языках республик, входящих в состав России, и (или) на иностранных языках (п. 11 Правил).

Кроме того, согласно Приказам Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367, от 19.11.2013 N N 1259 и 1258 в целях обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образовательные организации должны обеспечить наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих.

Информационное наполнение интернет-страницы: чем дальше, тем больше

Как установлено пп. "а" п. 3 Правил, образовательная организация размещает на официальном сайте информацию о структуре учреждения, его учредителе, реализуемых программах, руководителе учреждения и преподавателях, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты и др.

Например, указывается информация о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки. Например, п. 8 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, установлено, что государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационных стенде и сайте, а также в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории, а также о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на ней, не позднее 1 июля <1>.

<1> О переходе студентов-практиков на бюджетные места читайте в статье Т.А. Яковлева в журнале "Советник в сфере образования" N 4 за 2013 г. Статья включена в систему "Советник бухгалтера".

Кроме того, необходимо размещать информацию о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии <2> (см. Письма Минобрнауки России от 09.08.2013 N МК-992/09 и от 02.10.2013 N ВК-573/09 "О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии", а также Письмо ведомства от 26.03.2014 N 09-567 вместе с Методическими рекомендациями по расчету размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций, утв. Письмом Минобрнауки России от 20.03.2014 N НТ-362/09).

<2> Об особенностях определения размера платы за студенческое общежитие читайте в статьях Н.И. Лейман в журнале "Советник в сфере образования" N 5 за 2013 г., Л.П. Воробьевой и Н.И. Лейман в журнале "Советник в сфере образования" N 1 за 2014 г.

Кроме того, образовательное учреждение должно размещать на официальном сайте копии:

В числе прочих сведений (документов), подлежащих размещению на официальном сайте учреждения, в Правилах (пп. "в" - "е" п. 3) упоминаются:

<3> Подробнее об отчете о самообследовании читайте в статье Т.И. Тарасовой в журнале "Советник в сфере образования" N 4 за 2013 г.
<4> Подробнее о плате за присмотр и уход за детьми читайте в статье И.В. Вадимовой в журнале "Советник в сфере образования" N 7 за 2015 г.

Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают их наименования, а образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы, указывают:

Помимо перечисленной выше информации Письмом Минобрнауки России от 18.07.2013 N 08-950 направлены Рекомендации учредителям государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций по представлению гражданам - потребителям образовательных услуг в качестве дополнительной необходимой и достоверной информации о деятельности указанных организаций, а именно:

Учредителям организаций рекомендуется обеспечить создание, функционирование официальных сайтов подведомственных образовательных организаций в Интернете либо предусмотреть выделение страниц на официальном сайте государственных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления.

Также на сайте учредителя целесообразно размещать телефоны горячих линий, адреса электронных приемных (в том числе правоохранительных и контрольно-надзорных органов), других ресурсов, имеющихся в субъекте РФ (муниципальном образовании), которыми могут воспользоваться обучающиеся, их родители (законные представители) в случаях, когда действия администрации и других сотрудников образовательных организаций нарушают их права и законные интересы (нарушение правил приема в образовательные организации, факты незаконных сборов денежных средств с родителей).

Обратите внимание! Из сказанного ранее следует, что в нормативных правовых актах очень большое внимание уделяется вопросам размещения информации при оказании образовательной организацией платных образовательных услуг.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг <5> (далее - Правила N 706).

<5> Подробнее читайте в статьях И.В. Вадимовой "Оказание репетиторских услуг" в журнале "Советник в сфере образования" N 4 за 2015 г., "Особенности учета платных услуг за обучение" в журнале "Советник в сфере образования" N 2 за 2016 г.

Как установлено п. п. 9, 10 Правил N 706, исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также довести до него информацию, содержащую сведения об их предоставлении в порядке и объеме, которые предусмотрены законом о защите прав потребителей и законом об образовании. Ранее перечень таких сведений был обобщен в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, направленных Письмом Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09.

Еще одна возможность, которую может предоставлять официальный сайт образовательного учреждения, - это доступ к электронным журналам и дневникам, порядок внедрения которых рекомендован Письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07. Указанные рекомендации способствуют формированию условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (начального и основного общего образования) по развитию информационно-образовательной среды образовательных учреждений в части:

В результате предоставления данной услуги обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к следующей актуальной и достоверной информации (сведениям):

Обратите внимание, что если образовательная организация является государственным (муниципальным) учреждением, то при размещении информации на официальном сайте ей следует руководствоваться также Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 21.07.2011 N 86н.

В заключение отметим, что приведенный выше перечень информации, подлежащей или рекомендованной к размещению на официальном сайте образовательной организации, не является исчерпывающим. Как сказано в пп. "е" п. 3 Правил и в Рекомендациях, направленных Письмом Рособрнадзора от 25.03.2015 N 07-675, кроме обязательной для размещения информации допускается размещение иной информации, в том числе по решению образовательной организации.

Вопросы ответственности

В Письме от 16.11.2015 N АП-2026/02 Минобрнауки России обратило внимание, что не у всех образовательных организаций есть официальные сайты, что является нарушением Закона N 273-ФЗ.

Кроме того, ведомство напомнило, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" в 2015 г. предусматривается достижение 100%-ного значения ряда показателей, включая удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций.

Нарушение прав и свобод

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 5.57 КоАП РФ):

Напомним, что к академическим правам обучающихся, в том числе предоставляемым посредством реализации принципа информационной открытости образовательной организации, помимо прочего, относятся:

Необходимо также знать, что наличие официального сайта и соответствие его структуры установленным требованиям, помимо прочего, является предметом контроля и надзора за соблюдением и обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного образования (см. Письмо Рособрнадзора от 06.03.2015 N 01-50-89/05-1217, которым направлены Методические рекомендации по организации и проведению соответствующих контрольно-надзорных мероприятий).

Нарушение правил оказания платных образовательных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 19.30 КоАП РФ нарушение требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа:

Обратите внимание, что согласно упомянутому Письму Рособрнадзора наиболее распространенными нарушениями в сфере информирования заказчиков при предоставлении платных образовательных услуг являются отсутствие и (или) размещение не в полном объеме информации о платных образовательных услугах на информационных стендах и (или) сайтах образовательных учреждений.

Нарушение права потребителя на получение информации

В соответствии с п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

По общему правилу, установленному п. 16 Правил N 706, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ. Помимо рассмотренной выше административной ответственности речь здесь может идти о гражданско-правовой ответственности, установленной Гражданским кодексом РФ и Законом "О защите прав потребителей".

В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен - в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения других убытков.

Нарушения лицензионных требований

В заключение настоящего раздела необходимо упомянуть, что контролирующие органы придерживаются позиции, поддерживаемой судебной практикой (см., например, Постановление Московского городского суда от 22.06.2015 N 4а-1530/2015), согласно которой если нет официального сайта, то и не обеспечен доступ к информации об образовательной организации, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований, предъявляемых к образовательной деятельности.

Справедливости ради следует отметить, что Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, прямо не предусматривает в качестве обязательного требования наличие официального сайта организации.

В то же время согласно пп. "б" п. 6 рассматриваемого документа к лицензионным требованиям к лицензиату при осуществлении им образовательной деятельности относится наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Аналогичное требование предъявляется к соискателям лицензии (пп. "б" п. 4 Положения).

В соответствии с пп. "а" п. 9 Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных в том числе пп. "а" - "д" п. 6 документа, является грубым нарушением.

Таким образом, есть риск, что образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, устанавливающему, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

Здесь необходимо пояснить, что пп. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено назначение лицензиату наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном ст. 3.12 КоАП РФ.

М.А.Козлов

Юрист

г. Москва