Мудрый Экономист

Обеспечение исполнения государственного контракта

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 7

В соответствии с положениями ст. 96 Закона о контрактной системе <1> заказчики обязаны установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта. Исключением из данного правила являются случаи, прямо поименованные в указанной статье. О том, какие способы используются для обеспечения исполнения контракта, можно ли изменить выбранный способ в ходе исполнения контракта, а также как определить размер обеспечения, читайте в статье.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Когда можно не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта?

Как мы уже отметили, заказчики в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, проект контракта, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом обязаны включить требование обеспечения исполнения контракта. Исключением из данного правила являются следующие случаи (ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе):

Кроме того, наряду с вышеобозначенными случаями, в силу ч. 2.1 ст. 96 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе определить ситуации и условия, при которых в 2015 и 2016 гг. заказчик вправе не предусматривать обеспечение исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2015 N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" в 2016 г. заказчик может не вводить требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в извещение об осуществлении закупки и (или) проект контракта, если:

  1. участниками закупок при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и в проектах контрактов не предусмотрена уплата аванса;
  2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  3. в проекте контракта зафиксировано условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Банка России;
  4. проект контракта предусматривает уплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех поименованных в контракте поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств по контракту (за исключением гарантийных обязательств);
  5. участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях (ч. 8 ст. 96 Закона о контрактной системе):

а) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

  1. закупки услуги по предоставлению кредита;

в) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого выступает выдача банковской гарантии.

Что грозит в случае неустановления условия об обеспечении исполнения контракта?

В силу ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3000 руб.

Какие способы могут использоваться для обеспечения исполнения контракта?

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться:

Далее рассмотрим способы обеспечения исполнения контракта более подробно.

Банковская гарантия. Заказчики в качестве обеспечения заявок и контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает возможность предоставления нескольких банковских гарантий на общую сумму обеспечения (Письма Минэкономразвития России от 15.01.2016 N Д28и-106 и от 15.10.2014 N Д28и-2099).

Примечание. Банковская гарантия должна быть безотзывной и входить в реестр банковских гарантий.

В силу ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать:

а) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе;

б) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

в) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

г) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

д) срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;

е) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

ж) установленный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если последним в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока ее действия (ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание! Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Внесение денежных средств. Денежные средства должны быть внесены на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

В силу ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено <2>, оно подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах данного периода.

<2> В том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе по мере выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.

Необходимо отметить, что срок возврата обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должен устанавливаться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом согласно ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.

В случае надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства в полном объеме и в срок, установленный контрактом, заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта до окончания срока действия обеспечения по контракту.

Можно ли изменить способ обеспечения исполнения контракта?

В силу ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель) может либо предоставить новую банковскую гарантию на сумму, уменьшенную на размер выполненных обязательств, либо внести денежные средства, уменьшенные на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом. Причем объем осуществленных работ должен быть документально подтвержден.

Подчеркнем, что предоставляемое обеспечение исполнения контракта надо рассчитывать пропорционально сумме неисполненных обязательств (поставщик исполнил контракт на 10%, следовательно, размер предоставляемого обеспечения нужно уменьшить на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставленного исполнителем при его заключении) (Письмо Минэкономразвития России от 23.10.2015 N Д28и-3145).

Каков размер обеспечения исполнения контракта?

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 000 000 руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена уплата аванса).

Примечание. Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта определяется в сумме аванса.

В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе.

Напомним, что федеральные учреждения при установлении размера авансовых платежей в 2016 г. обязаны руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год".

Для справки. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. При этом в случае непредоставления указанным участником обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Как отразить в бухгалтерском учете поступление и возврат обеспечения исполнения контракта?

Как мы уже отмечали, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств.

Учет банковской гарантии. В соответствии с п. 351 Инструкции N 157н <3> независимая банковская гарантия, полученная в качестве обеспечения обязательства по контракту, учитывается учреждением на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств". Напомним, что принятие независимой банковской гарантии к учету на упомянутый счет производится в сумме обязательства, в обеспечение которого она предоставлена, на дату ее предоставления.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком "минус") производится на дату прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана <4>.

<4> Датой прекращения обязательства в данном случае признается дата исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией, или дата исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия.

Пример 1. Учреждением ФСИН заключен государственный контракт на поставку оборудования на сумму 1 000 000 руб. В качестве обеспечения исполнения данного контракта поставщиком предоставлена банковская гарантия в размере 300 000 руб. Срок действия государственного контракта составляет три месяца. Банковская гарантия выдана на пять месяцев.

В бухгалтерском учете учреждения операции с банковской гарантией отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта

10

300 000

Поступило приобретенное оборудование

1 106 31 310

1 302 31 730

1 000 000

Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась

10

300 000

Учет денежных средств. Денежные средства, поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, а также иные обеспечения учитываются как денежные средства, полученные во временное распоряжение.

В соответствии с Указаниями N 65н <5> операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств, не относящихся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ (Письмо Минфина России от 08.10.2014 N 02-07-07/50609).

<5> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В силу п. 106 Инструкции N 162н <6> суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения, отражаются по кредиту счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и дебету счета 3 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе Казначейства".

<6> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Суммы, выданные или перечисленные со счета по назначению, учитываются по дебету счета 3 304 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение" и кредиту счета 3 201 11 610 "Выбытие денежных средств учреждения на лицевые счета в органе Казначейства".

Пример 2. Органом внутренних дел при подготовке документации о закупке оргтехники предусмотрена обязанность поставщика внести обеспечение исполнения контракта в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта. В качестве такого обеспечения поставщиком перечислены денежные средства на счет ОВД в размере 50 000 руб. После поступления имущества орган внутренних дел вернул поставщику сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения

3 201 11 510

17

3 304 01 730

50 000

Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, поставщику

3 304 01 830

3 201 11 610

17

50 000

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Если в соответствии с условиями контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставлял обеспечение обязательства по возврату аванса, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, указанное обеспечение удерживается заказчиком согласно условиям контракта или в отношении этого обеспечения направляется требование об уплате денежных средств в силу ГК РФ.

При этом заказчик вправе направить удержанное обеспечение на исполнение данного контракта либо в случае расторжения ранее заключенного контракта на заключение нового контракта в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса суммы удержанного обеспечения в размере предоставленного аванса подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Данные поступления отражаются по коду классификации доходов бюджетов РФ 000 1 13 02000 00 0000 130 "Доходы от компенсации затрат государства" с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями N 65н.

Если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах названных поступлений на сумму, не превышающую размера удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств - государственному (муниципальному) заказчику.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по возврату аванса в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств приведен в Письме Минфина России N 02-02-04/67438, Федерального казначейства N 42-7.4-05/ 5.1-805 от 25.12.2014.

Заключение

В заключение еще раз отметим, что заказчик обязан предусмотреть обеспечение исполнения контракта, за исключением случаев, установленных ст. 96 Закона о контрактной системе. Исполнение контракта может обеспечиваться либо предоставлением гарантии, выданной банком, либо внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, отражаются в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 как денежные средства, полученные во временное распоряжение, а сумма предоставленной банковской гарантии - на забалансовом счете 10.

А.Гусев

К. п. н.,

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"