Мудрый Экономист

Проверки ФСС: основные моменты

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8

Согласно действующему в 2016 г. законодательству, кроме ПФР, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ <1>). Но данный порядок меняется с 2017 г.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

О том, кто и как будет проверять плательщиков страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., читайте в предложенном материале.

С указанной даты полномочия по администрированию страховых взносов передаются от ПФР и ФСС налоговым органам (Федеральный закон N 243-ФЗ <2>). Означает ли это, что с 2017 г. ни ПФР, ни ФСС не будут больше проверять организации? Нет, не означает.

<2> Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ <3> контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона.

<3> Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

А поскольку в соответствии с ч. 9 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки, в ближайшие три года органы контроля, в том числе ФСС, вправе прийти с выездной проверкой правильности уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 2017 г. При этом еще до конца 2016 г. территориальные органы названного Фонда проводят камеральные проверки расчетов по форме 4 - ФСС.

Правовые основания проведения проверок ФСС

Основополагающим документом при проведении проверок территориальными органами ФСС является Федеральный закон N 212-ФЗ. В соответствии с обозначенным Законом приняты следующие документы, регламентирующие порядок проведения проверок ФСС и взаимодействия названного Фонда с ПФР и налоговыми органами в ходе их проведения:

Порядок передачи информации ФСС органам ПФР о суммах не принятых к зачету расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих обложению страховыми взносами, разъяснен в Письме Правления ПФР N ТМ-30-24/5182, ФСС РФ N 15-03-10/08-1276П от 23.04.2012.

Камеральная проверка ФСС

ФСС проводит камеральную проверку представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (ф. 4 - ФСС), утвержденного Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59.

Камеральная проверка формы 4 - ФСС проводится по месту нахождения территориального органа ФСС. Никакого специального решения для ее проведения не требуется, но установлен предельный срок для ее проведения - три месяца со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Плательщик страховых взносов узнает о ее проведении только в случае, если в ходе камеральной проверки были выявлены ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля. В этом случае ФСС вправе в течение пяти дней истребовать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Отметим, что истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки (ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Истребуемые документы могут быть представлены в ФСС лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом в случае необходимости Фонд вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы должны быть представлены в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Если страхователь не сможет представить документы в установленный срок, то он должен уведомить об этом ФСС. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа названного Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков.

Если проверяемое лицо не представит истребуемые документы, то оно будет привлечено к ответственности по ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ: штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (Письмо Минтруда России от 21.01.2015 N 17-3/ООГ-22).

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты нарушения законодательства РФ о страховых взносах, то акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается. Если нарушения выявлены, то составляется акт не позднее чем в течение десяти дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки.

Основное внимание в ходе камеральной проверки уделяется подтверждению расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Плательщики страховых взносов по требованию ФСС обязаны в этом случае представить подлинники соответствующих документов, в том числе больничные листы.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.

Таким образом, если отсутствуют подлинники документов, подтверждающие расходы по государственному социальному страхованию, то данные расходы не принимаются к зачету за счет средств государственного социального страхования (Письмо ФСС РФ от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761).

К сведению. В настоящее время ФСС проводит пилотный проект по переходу на электронные листки нетрудоспособности <4>. Сегодня в проекте уже участвуют Астрахань, Белгород и Москва. С 2017 г. процедуру планируют ввести на всей территории страны.

<4> Информация представлена на официальном сайте Фонда.

Новая система поможет разгрузить не только врачей, но и специалистов социального страхования, а также избежать подделывания листов и сэкономить на бланках. (Ведь в год в России оформляют до 40 млн больничных.) Исчезнут проблемы с подтверждением расходов и у страхователей: ФСС будет первым видеть электронный больничный.

Выездная проверка ФСС

Для проведения выездной проверки (в отличие от камеральной) необходимо решение руководителя территориального органа ФСС.

Обычно она проводится на территории плательщика страховых взносов. Но если страхователь не имеет возможности представить помещение для проведения проверки, она может быть проведена по месту нахождения территориального органа названного Фонда. При этом выездная проверка обособленного подразделения проводится по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо ФСС РФ от 05.02.2013 N 15-03-14/08-481).

Предметами выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Максимальный период, который может быть охвачен проверкой, составляет три календарных года, предшествующие календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Максимальный срок выездной проверки не может превышать двух месяцев. При наличии установленных оснований этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Выездная проверка обособленного подразделения не может превышать одного месяца. Проверка может быть приостановлена при наличии определенных оснований (например, для истребования документов), но не более одного раза. Общий срок, на который приостанавливается выездная проверка, не может превышать шести месяцев.

Обратите внимание! Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной проверке, и не позднее чем через два месяца составляется акт.

Федеральным законом N 212-ФЗ предусмотрена еще и повторная выездная проверка, проводимая независимо от времени осуществления предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. Она проводится:

Затем на основании акта и других материалов проверки выносится решение о привлечении (или непривлечении) проверяемого лица к ответственности. 15 дней дается на то, чтобы плательщик страховых взносов ознакомился с актом проверки. 10 дней после истечения данного срока отводится ФСС на вынесение решения.

К сведению. Исключение ст. 44 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения" из Федерального закона N 212-ФЗ с 1 января 2015 г. признано не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 19.01.2016 N 2-П).

Оспаривание решений ФСС в судебном порядке

Акты территориального органа ФСС могут быть обжалованы в вышестоящем органе ФСС, что не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Данным правом плательщики страховых взносов широко пользуются, причем оспариваются решения по результатам как выездных, так и камеральных проверок. Приведем примеры обжалования решений органов названного Фонда, в которых нарушен порядок проведения проверок.

Ненадлежащее уведомление плательщика страховых взносов о времени рассмотрения материалов проверки. Наличие грубых процессуальных нарушений при проведении камеральной проверки стало основанием для вынесения решения в пользу плательщика страховых взносов (Постановление АС ЗСО от 27.04.2016 N Ф04-1520/2016 по делу N А27-15842/2015). Поясним сказанное.

При проведении камеральной проверки страхователю были доначислены страховые взносы в ФСС. Но суд, установив данные факты, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения Фонда недействительным ввиду нарушения порядка проведения проверки плательщика страховых взносов, оформления результатов проверки и привлечения его к ответственности: в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления проверяемого лица о необходимости явки в ФСС для подписания и вручения акта камеральной проверки, при этом факт уклонения организации от получения акта проверки органом контроля не доказан.

Доводы представителя Фонда о том, что первоначально рассмотрение материалов камеральной проверки было назначено на 20 мая 2015 г., а затем перенесено на 29 мая 2015 г., о чем страхователь был извещен надлежащим образом, обоснованно отклонены судом, поскольку не подтверждаются материалами дела. Данный факт стал основанием для вынесения решения в пользу плательщика страховых взносов, которое поддержали все судебные инстанции.

Также нарушение процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки послужило основанием для вынесения решений в пользу плательщика страховых взносов и в другом деле. При этом все судебные инстанции, включая ВС РФ, были единодушны. Было установлено, что в адрес организации ФСС направил уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки, которое не содержало сведений о дате рассмотрения материалов проверки. Рассмотрение материалов камеральной проверки состоялось в отсутствие представителя организации, что явилось нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и самостоятельным основанием для признания решения Фонда недействительным (Постановление АС ЗСО от 06.10.2015 N Ф04-24117/2015 по делу N А27-12102/2014).

Нарушение сроков проведения камеральной проверки. В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ камеральная проверка может быть проведена в период трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки, является пресекательным.

Согласно акту камеральной проверки, рассмотренному в Постановлении АС МО от 25.08.2015 N Ф05-10949/2015 по делу N А40-7367/15, проверка была проведена ФСС в том числе за период 2011, 2012 и 2013 гг., несмотря на то что расчеты за указанные периоды сданы организацией в январе 2012, 2013 и 2014 гг. соответственно. Таким образом, Фонд не имел права проводить камеральную проверку за 2011, 2012 и 2013 гг., а мог проверить лишь полугодие 2014 г., поскольку расчет за этот период сдан плательщиком страховых взносов 10 июля 2014 г.

Нарушение сроков проведения камеральной проверки послужило основанием для признания решения ФСС недействительным.

Нарушение порядка составления акта проверки. Как уже было сказано, если в результате камеральной проверки установлены нарушения, то составляется акт. Порядок составления акта регламентирован. Нарушение указанного порядка составления акта проверки может стать основанием для признания решения ФСС о доначислении страховых взносов недействительным. В качестве примера можно привести Постановление АС ПО от 07.12.2015 N Ф06-3388/2015 по делу N А06-538/2015.

Региональным отделением ФСС была осуществлена камеральная проверка уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. По результатам проверки был составлен акт, в котором зафиксированы факты правонарушений (неуплата страховых взносов по договорам гражданско-правового характера).

Как отметили суды, предусмотренная Федеральным законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.

Отражение в акте камеральной проверки конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта проверки и в решении не были изложены конкретные обстоятельства, выявленные в ходе проверки, а также документы, подтверждающие выявленные нарушения. Это послужило основанием признать оспариваемое решение недействительным.

Аналогичное основание стало поводом признать решение ФСС о доначислении страховых взносов недействительным в Постановлении АС УО от 15.04.2015 N Ф09-1663/15 по делу N А50-12478/2014, которое было поддержано и ВС РФ.

К такому же решению пришли судьи при рассмотрении дела в Постановлении АС ПО от 03.12.2015 N Ф06-3386/2015 по делу N А06-536/2015.

Неправомерные требования ФСС относительно представления документов. Частью 1 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Но зачастую данное требование может быть избыточным, как, например, в деле, которое рассматривалось в Постановлении АС СЗО от 21.04.2016 N Ф07-881/2016 по делу N А66-3360/2015.

В ходе выездной проверки ФСС не принял к зачету расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с непредставлением документов, подтверждающих правильность исчисления трудового стажа для назначения пособия по временной нетрудоспособности. При проверке были представлены листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий. Трудовые книжки работников представлены не были, поскольку на момент проведения проверки эти лица были уволены, так что трудовые книжки (их копии) у организации отсутствовали.

Суды трех инстанций сочли, что представленных документов достаточно для подтверждения указанных расходов. Из действующих норм не следует обязанность работодателя сохранять копии трудовых книжек после увольнения работников. Соответственно, требование Фонда представить копии трудовых книжек уволенных работников является неправомерным.

Поскольку ФСС не заявил об иных причинах, которые не позволили ему принять расходы, а также о том, что имелись какие-либо нарушения в подсчете страхового стажа, суды признали отказ Фонда незаконным.

Заключение

В ближайшие три года органы контроля, в том числе ФСС, вправе осуществить выездную проверку правильности уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 2017 г.

В статье рассмотрены правовые основания и порядок проведения камеральной и выездной проверок ФСС, приведены примеры обжалования решений органов названного Фонда, которые связаны с нарушением порядка проведения проверок.

Е.Зобова

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"