Мудрый Экономист

Усиление ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе

"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2016, N 8

В силу ст. 107 Закона о контрактной системе <1> лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность по законодательству РФ. Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в нормы КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение положений Закона о контрактной системе при осуществлении планирования закупок и исполнении контракта, а также нарушение порядка размещения информации о закупках в ЕИС в сфере закупок. Отметим, что указанные изменения вступили в силу 15.07.2016. О них мы и расскажем в статье.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Напомним, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по проведению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Нарушения при осуществлении планирования закупок

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе государственные (муниципальные) учреждения обязаны планировать закупки исходя из определенных с учетом положений ст. 13 названного Закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок. При этом согласно ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе положения его ст. ст. 17 (о планах закупок) и 21 (о планах-графиках) вступают в силу с 01.01.2016.

Вместе с тем следует учитывать, что на основании ч. 24 ст. 112 этого Закона до 01.01.2016 Правительство РФ (а также - в случае создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов) вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд. При этом до даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы взаимодействие региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок осуществляется с официальным сайтом.

Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (далее - Требования N 1043). Указанные Требования вступили в силу с 01.01.2015.

Таким образом, планирование закупок на 2016 г. должно было осуществляться:

Как мы уже отметили выше, Требования N 1043 распространяются исключительно на закупки обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд), следовательно, к федеральным учреждениям они не относятся. Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также Требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552. Указанное Постановление вступило в силу 01.01.2016. С учетом вышеизложенного федеральные учреждения обязаны осуществлять формирование и утверждение планов закупок начиная с 2016 г. на очередной финансовый год и плановый период.

В силу ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. Однако, как мы уже отмечали ранее, положения указанной статьи вступили в силу 01.01.2016. Начиная с указанной даты при составлении плана-графика на 2017 г. учреждения обязаны руководствоваться:

Что же касается плана-графика на 2016 г., согласно ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе заказчики публикуют в ЕИС (до ее ввода в эксплуатацию - на соответствующем официальном сайте) планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу указанного Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Таким образом, составление и размещение на официальном сайте плана-графика на 2016 г. были регламентированы Порядком N 761/20н и Особенностями N 182/7н.

Согласно ч. 8 ст. 17 и ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе план закупок и план-график формируются учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденные план закупок и план-график подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения таких планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17 и ч. 15 ст. 21 Закона о контрактной системе).

Согласно введенной Федеральным законом N 318-ФЗ ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 30 000 руб.

Несоблюдение требований об обосновании закупок

Исходя из ст. 18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется учреждением при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Напомним, что указанное положение вступило в силу с 01.01.2016.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект (объекты) закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 данного Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования приведены в Постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 N 555.

В силу п. 3 указанного Постановления при обосновании закупок заказчик осуществляет:

  1. обоснование выбора объекта и (или) объектов закупки в сроки, установленные:
  1. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в сроки, установленные:

Обоснование закупок должно осуществляться бюджетными учреждениями в соответствии с приведенными в Постановлении Правительства РФ N 555:

Отметим, что в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляемых путем проведения запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе), обоснование закупок будет осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии.

Кроме того, в отношении закупок, осуществляемых согласно п. п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию будет подлежать годовой объем указанных закупок.

Исходя из ч. 1, вводимой ст. 7.29.3 КоАП РФ, включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ о контрактной системе в сфере закупок, повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

В свою очередь, несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Нарушение порядка проведения общественного обсуждения закупок

Согласно ст. 20 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Напомним, что данное положение вступит в силу 01.01.2017. Такое обсуждение будет начинаться с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок повлечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 30 000 руб. (ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Нарушения порядка размещение информации в ЕИС

Положения ст. 7.30 КоАП РФ дополнены тремя новыми частями, устанавливающими административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в ЕИС в сфере закупок. Так, в случае размещения в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении данной закупки на должностное лицо будет наложен административный штраф в размере 30 000 руб. (ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ).

В силу введенной ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ размещение в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 30 000 руб.

Также размещение в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании названной закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 30 000 руб. (ч. 1.7 ст. 7.30 КоАП РФ).

Несоблюдение требований о порядке исполнения контракта

В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом необходимо отметить, что на основании ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. п. 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Согласно введенной ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ несоблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 000 руб.

В силу ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Необходимо отметить, что несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания теперь повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 000 руб. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).

Кроме того, в силу ч. 10 ст. 7.32 приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Заключение

В заключение еще раз обратим внимание на то, что с 15.07.2016 вступили в силу изменения, внесенные в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение положений Закона о контрактной системе при осуществлении планирования закупок и исполнении контракта, а также нарушение порядка размещения информации о закупках в ЕИС в сфере закупок.

А.Павелин

Эксперт журнала

"Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений"