Мудрый Экономист

Антикоррупционные требования: нарушение и наказание

"Руководитель бюджетной организации", 2016, N 2

Законодательством установлена ответственность государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение антикоррупционных обязанностей. Степень тяжести наказания за различные проступки может быть разная. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Антикоррупционный закон <1>, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты (ст. 2 Антикоррупционного закона).

<1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В рамках Антикоррупционной программы <2> Минтруд подготовил Методические рекомендации <3> для подразделений кадровых служб (или соответствующих должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании данного документа рассмотрим ответы на наиболее актуальные вопросы привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности.

<2> В рамках реализации пп. "в" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и во исполнение пп. "б" п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 30.10.2013 N Пр-2689".
<3> Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, доведенных до сведения подразделений (должностных лиц) кадровых служб Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения".

За нарушение требований антикоррупционного законодательства применяются следующие виды взысканий:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной служб);
  4. предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;
  5. увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

Всегда ли за нарушение может быть наложено взыскание?

Существуют некоторые виды нарушений, которые не влекут применение взысканий. Такие нарушения условно можно разделить на две категории: не образующие коррупционного проступка и расцениваемые как несущественные.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Не предусмотрены взыскания ¦
L--------------------------------------------------------------------------
/¦ /¦
-----------------------------+--------------------------¬ --------+------¬
¦ Некоррупционные проступки ¦ ¦Несущественные¦
¦ ¦ ¦ проступки ¦
L-------------------------------------------------------- L---------------
/¦ /¦ /¦ /¦ /¦
-------+------¬-----+----¬--------+-------¬-------+-----¬ --------+------¬
¦ ¦¦ ¦¦ Смысловое ¦¦ ¦ ¦ Примерный ¦
¦ Проблемы ¦¦ Проблемы¦¦ содержание ¦¦ Недочеты ¦ ¦ перечень ¦
¦ из-за ¦¦ из-за ¦¦ данных ¦¦ вовремя ¦ ¦ ситуаций ¦
¦непреодолимо馦ошибки н妦 сохранено, но ¦¦обнаружены и¦ ¦ приведен в ¦
¦ силы ¦¦ по вине ¦¦орфографически馦 исправлены ¦ ¦Приложении 3 к¦
¦ ¦¦служащегпорядок нарушен¦¦ служащими ¦ ¦ Методическим ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ рекомендациям¦
L--------------L----------L----------------L------------- L---------------

Проступок можно квалифицировать как некоррупционный:

  1. если сведения (о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) нельзя было представить в срок или если нельзя было получить нужные для их представления документы вследствие непреодолимой силы (пожара, наводнения, военных действий и т.д.);
  2. если неточности в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка) возникли из-за ошибки, допущенной организацией, выдавшей служащему документ, на основании которого заполнялась справка (например, ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по банковскому счету и т.п.), а также из-за иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла не по вине служащего;
  3. если справка заполнена в ином орфографическом порядке, но смысловое содержание данных сохранено либо если заполнены разделы, графы, не подлежащие заполнению. Например:
  1. если служащий самостоятельно обнаружил в справках не отраженные им сведения о доходах и имуществе и вовремя исправил недочеты.
Обратите внимание: если проблемы в представлении сведений возникли из-за непреодолимой силы или по причине ошибки, допущенной не по вине служащего, обстоятельства появления проблемы должны быть отражены в письменных пояснениях служащего или подтверждены соответствующими документами. Эти пояснения представляются в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проступок можно квалифицировать как несущественный <4>:

  1. если в справке ошибочно не указаны доходы или остаток на счете, общая величина которых не превышает 10 тыс. руб.;
  2. если в раздел "Недвижимое имущество" включен объект:
  1. если нет сведений об имуществе, находящемся в долевой собственности служащего или члена его семьи, однако информация о наличии такого имущества в собственности члена семьи указана в справке этого члена семьи;
  2. если отсутствуют или указаны недостоверно сведения о совместном имуществе, принадлежащем супругам, при том, что в справке другого супруга эти данные указаны верно;
  3. если ошибка в указании площади объекта недвижимости не превышает 5% от его реальной площади либо является технической (опиской или опечаткой, например когда "зеркально" отражены соседние цифры);
  4. если не указаны сведения о ТС:
  1. если ошибки - в наименовании вида ТС и места его регистрации (за исключением субъекта РФ);
  2. если не указаны сведения:
<4> Приложение 3 к Методическим рекомендациям.

Взыскание в виде замечания или выговора

При малозначительности совершенного проступка к гражданским (муниципальным) служащим применяется взыскание в виде замечания, к федеральным госслужащим, замещающим должности государственной службы иных видов, - взыскание в виде замечания или выговора.

При этом проступок обязательно должен быть рассмотрен или на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, или на заседании аттестационной комиссии.

К сведению. С 01.01.2015 вступили в силу поправки касательно противодействия коррупции, внесенные Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ в отдельные законодательные акты. Одна из поправок предусматривает возможность при малозначительности совершенного коррупционного правонарушения налагать взыскание в виде замечания или выговора на основании рекомендации соответствующей комиссии.

В Методических рекомендациях приведен примерный перечень проступков, которые могут быть расценены как малозначительные.

  1. Не указан доход от преподавательской деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, не курируемых <5> служащим.
  2. Нет сведений об участии в коммерческой организации, не ведущей хозяйственную деятельность три года и более, и в действиях служащего нет коррупционной составляющей.
  3. Нет сведений о доходе от банковского вклада, если полученная сумма была переведена на счет служащего, средства со счета не снимались, а в справке отражены полные и достоверные сведения о данном счете.
  4. Незначительный проступок совершен повторно (например, площадь объекта недвижимости снова указана с погрешностью, не превышающей 5%).
  5. При общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн руб. в год не указан доход от продажи ТС за сумму менее 300 тыс. руб. или нет сведений о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом дачном некоммерческом товариществе.
  6. Служащий не уведомил работодателя о предложении совершить коррупционное правонарушение.
<5> Курируемая организация - организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

Увольнение за проступки, которые могут быть расценены как значительные

Когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства, возможно увольнение служащего.

Примерный список проступков, которые могут быть расценены как значительные и влекущие увольнение <6>:

  1. не представлены обязательные сведения <7>, касающиеся служащего или его близких (супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей);

К сведению. Если обязательные данные, касающиеся близких, невозможно представить по объективным причинам, служащий должен обратиться в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с соответствующим заявлением.

  1. указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки - более 20% от размера общего годового дохода служащего и его близких);
  2. сокрыты факты приобретения земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг, стоимость которых не может быть соотнесена с официальными доходами служащего;
  3. сокрыта информация о банковском счете, движение средств по которому в течение отчетного года служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода;
  4. для сокрытия информации о конфликте интересов представлены недостоверные сведения, касающиеся сделок с курируемыми организациями, в том числе:
  1. представление недостоверных сведений для сокрытия факта нарушения запрета, например:
  1. сокрытие факта наличия у служащего и (или) его близких недвижимости в целях получения субсидии на приобретение жилья;
  2. сокрытие сведений о находящейся в собственности недвижимости за рубежом;
  3. значительное завышение суммы реальных доходов либо указание несуществующих или завышение суммы снятых вкладов, полученных кредитов и займов, чтобы обосновать законность приобретения дорогой недвижимости;
  4. указание заниженной стоимости приобретенных земельных участков, недвижимости, ТС, ценных бумаг в подтверждение соответствия сделки доходам служащего.
<6> Приведены в Приложении 3 к Методическим рекомендациям.
<7> О доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
<8> В Методических рекомендациях указано, что в этом случае особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
<9> Для лиц, названных в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментам".

Следует помнить, что приведенный перечень ситуаций - не полный, служащие могут скрыть и иные обстоятельства, способные вызвать сомнения в правомерности получения доходов или приобретения имущества. Выявление таких обстоятельств станет причиной увольнения служащего.

Смягчающие и отягощающие обстоятельства, которые влияют на степень взыскания

Согласно п. 8 Методических рекомендаций при назначении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

Так, если проступок совершен впервые и квалифицирован как несущественный, а отягчающих обстоятельств нет, взыскания могут не применяться (п. 9 Методических рекомендаций).

Смягчающие обстоятельства позволяют применять взыскание, предшествующее по степени строгости соответствующему, а отягчающие обстоятельства - более строгое взыскание <10>.

<10> Пункты 12, 13 Методических рекомендаций.
                 --------------------------------------¬
¦ Смягчающие обстоятельства ¦
L--------T----------T------------------
-------------
¦/ ¦/
---------------------------¬ ------------¬ ----------------¬
¦ Менее строгое взыскание ¦ ¦ Взыскание ¦ ¦ Более строгое ¦
¦или неприменение взыскания¦ ¦ ¦ ¦ взыскание ¦
L--------------------------- L------------ L----------------
/¦ /¦
----------
--------------------+----+------------¬
¦ Отягчающие обстоятельства ¦
L--------------------------------------

К отягчающим обстоятельствам относятся:

  1. представление недостоверных объяснений, совершение иных действий, затрудняющих ход проверки;
  2. одновременное нарушение двух и более требований антикоррупционного законодательства;
  3. наличие неснятого дисциплинарного взыскания;
  4. нарушение требований антикоррупционного законодательства в рамках предыдущих декларационных кампаний.

Смягчающими обстоятельствами для служащего могут быть:

  1. совершение нарушения впервые;
  2. безукоризненное соблюдение других запретов, исполнение антикоррупционных обязанностей в отчетном периоде;
  3. эффективное выполнение особо важных и сложных заданий;
  4. наличие поощрений в отчетном периоде (наград, почетных грамот, благодарностей и т.п.);
  5. сообщение контролерам о нарушении до начала проверки.

Также при назначении конкретного вида взыскания должны учитываться:

  1. характер и тяжесть совершенного нарушения;
  2. обстоятельства, при которых совершено нарушение;
  3. соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, противодействующих коррупции;
  4. прочие результаты исполнения должностных обязанностей.

Зачастую ошибки, описки, неточности можно исправить до подачи справки. Поэтому п. 3 Методических рекомендаций обязует должностных лиц при приеме справок принимать меры к нахождению ошибок, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения уточняющей информации. Примером такой ошибки может быть указание на титульном листе справки квартиры как места регистрации, но неуказание этой квартиры в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании.

Заключение

Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности (например, наличие на руках иждивенцев). Но в докладе по итогам проверки и решении комиссии должны быть обоснованы меры, предлагаемые руководителю к принятию исходя из анализа нарушения и с учетом подходов, изложенных в Методических рекомендациях.

С.Н.Степанов

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"