Мудрый Экономист

Отражение медицинским учреждением расходов в 2016 году: что изменилось?

"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 3

В статье приведены разъяснения по применению Указаний N 65н <1> в части отражения расходов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждениями здравоохранения в 2016 г.

<1> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Федеральным законом N 311-ФЗ <2> в ст. ст. 18, 20, 21 и 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ. Так, начиная с 2016 г. виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. В связи с этим финансовым ведомством были подготовлены Приказы от 08.06.2015 N 90н и от 01.12.2015 N 190н о внесении изменений в Указания N 65н.

<2> Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Какую структуру имеет код расходов бюджета?

Перед тем как перейти к вопросу отражения расходов бюджета, необходимо рассмотреть структуру кода классификации расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджета состоит:

Основные изменения коснулись структуры кода целевой статьи. Так, в соответствии с разд. 4(1).1 Указаний N 65н с 1 января 2016 г. код целевой статьи расходов бюджета состоит из 10 разрядов (ранее он состоял из семи разрядов) и включает:

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным (муниципальным) программам и (или) не включенным в государственные (муниципальные) программы по направлениям деятельности государственных органов, органов местного самоуправления (муниципальных органов) наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.

Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета, непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, установлен п. 4(1).2.4 Указаний N 65н. Так, по целевой статье 01 0 00 00000 Государственной программы РФ "Развитие здравоохранения" отражаются расходы федерального бюджета на реализацию данной Госпрограммы, разработанной в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р, по следующим подпрограммам Государственной программы:

Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в Приложении 3 к Указаниям N 65н. Так, в соответствии с данным Приложением общий код вида расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" включает в себя следующие виды расходов:

В свою очередь, код вида расходов 240 детализирован пятью видами расходов:

Применяются ли коды КОСГУ в 2016 году?

Да, применяются. В соответствии со ст. 19 БК РФ КОСГУ является составной частью бюджетной классификации РФ.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 03.07.2015 N 02-03-10/38491, БК РФ не содержит норм по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Однако начиная с 1 января 2016 г. коды КОСГУ используются в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (п. 21 Инструкции N 157н <3>). В связи с этим, несмотря на то что из структуры кода классификации расходов бюджетов исключен код КОСГУ, соотношения кодов видов расходов и кодов КОСГУ должны соблюдаться. Они приведены в Приложении 5 к Указаниям N 65н. Ниже представим выдержку из таблицы.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Виды расходов

Коды КОСГУ

Код

Наименование

Код

Наименование

111

Фонд оплаты труда учреждений

211

Заработная плата

112

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда

212

Прочие выплаты

262

Пособия по социальной помощи населению

290

Прочие расходы

113

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

290

Прочие расходы

119

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

213

Начисления на выплаты по оплате труда

262

Пособия по социальной помощи населению

241

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

226

Прочие работы, услуги

290

Прочие расходы

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

222

Транспортные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

290

Прочие расходы

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

221

Услуги связи

222

Транспортные услуги

223

Коммунальные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

290

Прочие расходы

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

350

Премии и гранты

290

Прочие расходы

851

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога

290

Прочие расходы

852

Уплата прочих налогов, сборов

290

Прочие расходы

Рассмотрим примеры применения Приложения 5 к Указаниям N 65н.

Пример 1. Бюджетное учреждение здравоохранения за февраль 2016 г. совершило операции, связанные с начислением заработной платы, пособий по больничным листам, удержанием НДФЛ с доходов физических лиц и начислением страховых взносов.

Как отразить в учете данный вид расходов?

Согласно Указаниям N 65н расходы, связанные с начислением заработной платы и страховых взносов, будут отражены следующим образом:

Расходы бюджетного учреждения на выплату пособия подлежат отражению следующим образом:

Пример 2. Бюджетное учреждение здравоохранения в феврале 2016 г. произвело расходы:

Как отразить в учете данные расходы?

В соответствии с Указаниями N 65н расходы бюджетного учреждения здравоохранения отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке со следующими подстатьями (статьями) КОСГУ:

Какие требования следует учитывать при отражении расходов?

Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5(1).2 разд. 5 "Виды расходов" Указаний N 65н.

Существенные требования утвержденной структуры видов расходов установлены в подразд. 5(1).1 разд. 5. В частности, нужно обратить внимание на следующие положения данного документа:

  1. выплаты физическим лицам разграничиваются между элементами кодов видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" и 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", а также видами расходов группы 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению":
  1. расходы, связанные с командированием работников, отражаются:
  1. расходы на приобретение объектов, аналогичных включаемым в сферу информационно-коммуникационных технологий (при необходимости - с учетом монтажных и пусконаладочных работ), закупаемых в рамках капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции объекта), отражаются по соответствующим элементам подгруппы вида расходов 410 "Бюджетные инвестиции";
  2. расходы на оплату договоров на пересылку (доставку) получателям выплат, которые относятся к публичным нормативным (публичным) обязательствам, отражаются по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд";
  3. расходы на уплату задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по кодам видов расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" и 852 "Уплата прочих налогов, сборов".

Рассмотрим примеры применения положений Указаний N 65н.

Пример 3. Бюджетное учреждение здравоохранения направило врачей на курсы повышения квалификации. Их суточные составили 10 000 руб. Расходы на проезд - 15 000 руб. Все расходы приняты к учету на основании авансовых отчетов и отнесены на себестоимость медицинских услуг по основному виду деятельности. Расходы на проживание оплачены учреждением по договору, заключенному с гостиницей, в размере 25 000 руб. Суточные перечислены на банковские карты сотрудников. Денежные средства на проезд выданы наличными. Все операции проведены по коду вида финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность".

Как отразить в учете данные расходы?

В соответствии с Указаниями N 65н расходы бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции N 174н <4> данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены суточные сотрудникам учреждения

2 210 03 660

2 208 12 560

2 201 11 610

2 210 03 560

10 000

Выданы денежные средства на проезд к месту командировки

2 208 12 560

2 201 34 610

15 000

Перечислена гостинице плата за проживание

2 206 26 560

2 201 11 610

25 000

Отражены услуги проживания в гостинице

2 109 60 226

2 302 26 730

25 000

Произведен зачет аванса за проживание в гостинице

2 302 26 830

2 206 26 660

25 000

Приняты к учету расходы на выплату суточных сотрудникам

2 109 60 212

2 208 12 660

10 000

Приняты к учету расходы на проезд сотрудников

2 109 60 212

2 208 12 660

15 000

<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Пример 4. Стоматологическая поликлиника (автономное учреждение) направила бухгалтера в командировку. Из кассы учреждения работнику выданы железнодорожные билеты, приобретенные ранее по безналичному расчету на сумму 7500 руб. за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Как отразить в учете данную операцию?

В соответствии с Указаниями N 65н оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и относится на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

В силу положений Инструкции N 183н <5> в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены денежные средства РЖД за билеты по безналичному расчету

2 206 22 000

2 201 11 000

7500

Поступили железнодорожные билеты в кассу учреждения

2 201 35 000

2 302 22 000

7500

Произведен зачет аванса

2 302 22 000

2 206 22 000

7500

Выданы билеты из кассы подотчетному лицу

2 208 22 000

2 201 35 000

7500

Работником сдан авансовый отчет

2 109 80 222

2 208 22 000

7500

<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Заключение

В заключение обобщим вышесказанное.

  1. Начиная с 2016 г. учреждения здравоохранения отражают закупку товаров, работ, услуг, а также выплату заработной платы сотрудникам, уплату страховых взносов и налогов по видам расходов.
  2. Коды КОСГУ в настоящее время применяются при отражении операций в бухгалтерском учете и данных учета в бухгалтерской отчетности.
  3. Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ должна соблюдаться. Она представлена в Приложении 5 к Указаниям N 65н.

С.Мухин

Эксперт журнала

"Учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"