Мудрый Экономист

Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2016, N 8

Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта.

Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления.

Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля.

Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов.

Следует отметить, что аудит не отменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений.

Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета.

Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки.

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.

В настоящее время с распространением различных форм собственности все больше организаций, в том числе бюджетных учреждений, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. Экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается финансовому контролю (аудиту) в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Рассмотрим некоторые вопросы проведения аудита в бюджетных учреждениях.

Объектами аудита в бюджетных организациях являются доходы бюджета, источники финансирования, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

При аудите бюджетных учреждений аудитор должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами бюджетного учета:

Бюджетный учет - это учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции должны быть подвергнуты независимому аудиту.

При аудите доходов в бюджетном учреждении аудитор должен знать, что доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и т.д.

При аудите сметы доходов и расходов следует проверить, отражены ли все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности (доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления) и иной деятельности. При этом аудитор должен изучить доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования бюджета.

Основными направлениями аудита бюджетных учреждений являются: организация бюджетного процесса; соблюдение бюджетной системы; проверка соответствия единым принципам организации бюджетного процесса; планирование расходов; состава и полномочий участников бюджетного процесса и т.д.

При аудите бюджетного учета следует установить соблюдение единого порядка ведения учета и представления отчетности бюджетного учреждения, унифицированных форм бюджетной документации и отчетности бюджетных учреждений.

Порядок осуществления аудита учета в бюджетных учреждениях можно представить следующим образом:

Шаг 1. Аудит первичных бухгалтерских документов

Все хозяйственные операции, осуществленные учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, подтвержденные первичными документами, подвергаются аудиту (табл. 1).

Таблица 1

Аудит первичных документов бюджетных учреждений

Первичный документ

Действия аудитора

Документы учета основных средств

1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т.д.

2

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

3

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

4

Акт о списании автотранспортных средств

5

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

6

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

7

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

8

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

Документы учета денежных средств

9

Приходный кассовый ордер

Хронологическая проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.

10

Расходный кассовый ордер

11

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов

Документы учета материалов

12

Акт о приемке материалов

Нормативная проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.

13

Требование-накладная

14

Накладная на отпуск материалов на сторону

Документы учета расходов на автотранспорт

15

Путевой лист строительной машины

Арифметическая проверка, хронологическая проверка, документальная проверка и т.д.

16

Путевой лист легкового автомобиля

17

Путевой лист специального автомобиля

18

Путевой лист грузового автомобиля

19

Путевой лист автобуса необщего пользования

Аудитором должны быть проверены все обязательные реквизиты и показатели, содержащиеся в первичных документах бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства (наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц).

Шаг 2. Аудит регистров бюджетного учета

При аудите бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства проверке подвергаются регистры бюджетного учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов сверяют по датам совершения операций в хронологическом порядке в регистрах бюджетного учета (табл. 2).

Таблица 2

Аудит регистров бюджетного учета

Регистры бюджетного учета

Действия аудитора

Журнал операций по счету "Касса"

Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т.д.

Журнал операций с безналичными денежными средствами

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам

Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Журнал по прочим операциям

Главная книга

Записи в журналах по совершенным хозяйственным операциям подвергаются сверке аудитором не только по отдельным документам, но и группам однородных документов.

При аудите корреспонденции счетов в журнале операций проверяются в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. Аудиту подвергаются месячные обороты по счетам, данные по которым отражены в главной книге.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в главную книгу ежедневно.

При аудите кассового обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства аудит хозяйственных операций проводится в отдельной главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах (табл. 3).

Таблица 3

Аудит счетов бюджетного учета

Аудит записей, отраженных на счетах бюджетного учета

Действия аудитора

1

Аудит счетов по нефинансовым активам

Проверке подвергаются счета учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути

2

Проверка счетов по финансовым активам

Проверке подвергаются счета учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности

3

Ознакомление со счетами по обязательствам

Проверке подвергаются счета учета кредиторской задолженности учреждения

4

Изучение счетов по финансовым результатам

Проверке подвергаются счета учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов

5

Анализ счетов по санкционированным расходам бюджетов

Проверке подвергаются счета отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях

6

Проверка забалансовых счетов

Проверке подвергаются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.

Шаг 3. Аудит правильности записей на счетах бюджетного учета

Счета бюджетного учета, отраженные в документах, предназначены для того, чтобы обозначить операции ведения бюджетного учета для учреждений государственной власти, управления внебюджетных фондов, территориальных органов управления, которые занимаются кассовым обслуживанием в бюджетной системе государства, поэтому аудитор подвергает сплошной и выборочной проверке все операции, отраженные на данных счетах.

Аудитору необходимо учитывать, что бюджетные учреждения, которые занимаются учетом операций по выполнению смет доходов, расходов бюджетных, а также средств, применяют в данной области План счетов, который утверждается Министерством финансов РФ и входит в состав Инструкции к учету бюджета (табл. 3).

Полнота и правильность формирования и раскрытия информации об операциях в бюджетном учете также подлежит аудиторской проверке.

Шаг 4. Обобщение результатов аудита

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны быть оформлены в виде таблиц нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.

Рабочий документ аудитора должен отражать информацию (доказательства), представленную в табл. 4.

Таблица 4

Основные принципы документирования информации в рабочих документах аудитора

Принципы отражения информации

Расшифровка принципов документирования информации (доказательств)

Уместность

Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений

Своевременность

Информация должна предоставляться оперативно, то есть в сроки, позволяющие вовремя принимать необходимые решения

Адресность

Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия конкретных решений

Необходимость

Информация должна быть достаточной для принятия соответствующего решения, она не должна быть избыточной и чрезмерной

Аналитичность

Доказательства должны содержать данные текущего анализа и способствовать проведению последующего анализа

Ясность

Информация должна быть понятна для всех пользователей

Подлинность

Доказательства должны содержать достоверную информацию, в ней не должно быть ошибок и неточностей

Сравнимость

Информация должна быть сопоставима, что позволит пользователям выявить сходства и различия показателей

В рабочем документе следует указать факты нарушения, характеристику нарушения, лиц, допустивших нарушения и т.д.

По результатам проверки следует сделать обоснованные выводы и внести предложения по устранению выявленных ошибок в бюджетном учете; рекомендовать экономическому субъекту внедрение более прогрессивных методов учета и контроля.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
  5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности N 7/2011 "Аудиторские доказательства". КонсультантПлюс. Законодательство.
  6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. N 4. С. 136 - 143.
  7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. N 4. С. 10 - 17.
  8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. N 5. С. 69 - 73.
  9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / Под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599 - 606.
  10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика - устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 308 - 312.
  11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 15. С. 36 - 42.
  12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. N 6. С. 100 - 107.
  13. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. N 1-2. С. 118 - 134.
  14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. N 9. С. 24 - 27.
  15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103 - 111, 09.2014.

Г.Я.Остаев

Кандидат экономических наук,

доцент

кафедры бухгалтерского учета,

финансов и аудита

Ижевская государственная

сельскохозяйственная академия

Ижевск, Российская Федерация