Мудрый Экономист

Работник ЖКХ - бывший госслужащий

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 11

Какие дополнительные обязанности могут возникнуть у организации ЖКХ в случае привлечения к работе по трудовому или гражданско-правовому договору гражданина, который ранее замещал должность государственной или муниципальной службы?

Частью 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) на работодателя, заключившего трудовой договор вне зависимости от размера заработной платы или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц <1> с бывшим государственным или муниципальным служащим, накладывается дополнительная обязанность.

<1> Уточним: если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору превышает 100 000 руб. в месяц либо указанный договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает 100 000 руб.

Точнее, речь идет о гражданине, замещавшем не более двух лет назад должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень. Перечни должностей устанавливаются нормативными правовыми актами РФ. Под таковыми, как разъяснил Пленум ВС РФ в п. 3 Постановления от 28.11.2017 N 46, следует понимать в первую очередь перечни, утвержденные непосредственно для целей применения названной нормы. В случае отсутствия таких перечней нужно ориентироваться на нормативные правовые акты, определяющие должности государственной или муниципальной службы, при замещении которых служащие обязаны представлять:

Это объясняется тем, что принятие данных актов также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

Обратите внимание! Период, в течение которого действует обозначенное требование, начинается со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы (вне зависимости от основания для увольнения) и заканчивается через два года. Если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства.

О том, что привлекаемый к работе гражданин ранее замещал должность государственной или муниципальной службы, работодателю он должен сообщить сам. Данная обязанность закреплена за ним ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Несоблюдение этого требования влечет прекращение заключенного с таким гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Работодателю же в целях исключения необходимости расторжения трудового или гражданско-правового договора рекомендуется при приеме на работу гражданина убедиться, что при прохождении им государственной (муниципальной) службы он не замещал должность, включенную в соответствующий перечень.

Ситуация 1. Гражданин не поставил нового работодателя в известность о своем прежнем месте работы. У работодателя нет сведений о том, что гражданин ранее замещал должность государственной (муниципальной) службы (указанные сведения отсутствуют в трудовой книжке, документах воинского учета, военном билете, заполненной гражданином при трудоустройстве анкете).

В этом случае основания для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ отсутствуют (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ N 46).

Обязанность извещения бывшего работодателя

Итак, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в письменной форме о заключении договора с бывшим государственным или муниципальным служащим представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29. Если на момент заключения договора государственный или муниципальный орган, в котором бывший служащий проходил службу, реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный или муниципальный орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа. В случае когда функции последнего распределены между несколькими государственными или муниципальными органами, сообщение можно направить в любой из этих органов.

Что касается 10-дневного срока направления сообщения, он начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с бывшим госслужащим либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного представителя). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока исполнения обязанности считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 46).

Обратите внимание! Сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные или служебные обязанности бывшего служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой (гражданско-правовой) договор.

Оформление сообщения

Сообщение необходимо оформить на бланке организации, и оно должно быть подписано руководителем организации или уполномоченным им лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии).

В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения, в том числе в зависимости от того, какой договор заключен (трудовой или гражданско-правовой).

Сведения, подлежащие указанию в сообщении

При заключении трудового договора

При заключении гражданско-правового договора

Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние)

Число, месяц, год и место рождения гражданина

Должность государственной или муниципальной службы, которую гражданин замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке)

Наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии))

Дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу

Дата и номер гражданско-правового договора

Дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия)

Срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг))

Наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии)

Предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата)

Должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой ему работы)

Стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору

Таким образом, помимо общих данных, в сообщение включаются иные сведения, зависящие от того, на каких условиях бывший служащий привлечен к работе в компании.

Административная ответственность

Нарушение комментируемого требования об извещении бывшего работодателя о привлечении к трудовой деятельности или выполнению работ (оказанию услуг) по гражданско-правовому договору гражданина, замещавшего ранее должность государственной или муниципальной службы, расценивается как незаконное привлечение к деятельности бывшего служащего. Мера ответственности состоит в наложении административного штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере:

Ситуация 2. Срок, в течение которого нужно было направить сообщение о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, истек до назначения действующего руководителя организации на эту должность.

В этом случае руководитель организации не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, совершенного до его назначения на указанную должность. Однако он должен принять меры по устранению допущенного нарушения. Направление им сообщения о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим за пределами 10-дневного срока не является основанием для привлечения директора в качестве должностного лица к ответственности. В то же время наказание может быть назначено бывшему руководителю организации.

Ситуация 3. Нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ допущено при трудоустройстве бывшего государственного (муниципального) служащего в организацию в качестве ее руководителя.

В данном случае рискует быть привлеченным к административной ответственности должностное лицо, подписавшее с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудовой договор. При этом привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Необходимо учитывать, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, является соблюдение при направлении сообщения порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами РФ, включая требования к форме и содержанию данного сообщения. Поэтому невключение в сообщение сведений о месте рождения гражданина и неуказание в нем должностных обязанностей, исполняемых по должности, занимаемой гражданином, - это тоже правонарушение (Постановление ВС РФ от 06.07.2018 N 32-АД18-3).

Е.Е. Каравайкина

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"