Мудрый Экономист

О переходе на новый формат электронной подписи

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 10

Основная сфера применения электронной подписи - это сдача хозяйствующим субъектом отчетности в электронном виде. Большинство категорий бизнеса обязаны через Интернет представлять отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы. Для отправки отчетности через Интернет потребуется квалифицированный сертификат электронной подписи (далее - ЭП), выпущенный на сотрудника, который обладает полномочиями подписывать электронную отчетность организации.

Национальный стандарт ГОСТ Р 34.10-2012 <1> определяет схему ЭП, процессы формирования и проверки цифровой подписи под заданным сообщением (документом), передаваемым по незащищенным телекоммуникационным каналам общего пользования в системах обработки информации различного назначения. Данный Стандарт применяется при создании, эксплуатации и модернизации систем обработки информации различного назначения.

<1> ГОСТ Р 34.10-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи", утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.08.2012 N 215-ст.

Согласно выписке из Документа ФСБ России от 31.01.2014 N 149/7/1/3-58 "О порядке перехода к использованию новых стандартов ЭЦП и функции хэширования" использование схемы подписи ГОСТ Р 34.10-2001 для формирования подписи после 31.12.2018 не допускается (см. Разъяснение Минсвязи России от 02.07.2018 "О переходе на ГОСТ Р 34.10-2012"). Это значит, что с начала 2019 года ожидается переход на новый формат ЭП, разработанный в соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 34.10-2012, что предполагает для участников электронного документооборота получение новых сертификатов ЭП. Подписи, сделанные старым сертификатом после 01.01.2019, будут считаться недействительными. Контролирующие органы не будут принимать указанные документы. Не будут они рассматриваться и судами.

Однако недавно названные сроки уточнены. Когда участникам электронного документооборота необходимо перейти на новый формат ЭП?

Применение нового формата ЭП, разработанного в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012, планируется с 01.01.2020, а не с 01.01.2019, как заявлялось ранее.

Информация о сдвигании сроков перехода на новый формат следует из положений Уведомления об организации перехода на использование схемы электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2012 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи", принятого Минсвязи.

В соответствии с Письмом ФСБ России от 07.09.2018 N 149/7/6-363 возможность использования схемы ЭП по ГОСТ Р 34.10-2001 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи" для формирования электронных подписей продлевается до 31.12.2019.

Это означает, что пользователям ЭП с 01.01.2020 необходимо подписывать документы только сертификатом по новому ГОСТ Р 34.10-2012. Подписи, сделанные старым сертификатом (по ГОСТ Р 34.10-2001), после указанной даты будут признаны недействительными.

Кроме того, вышеупомянутым Письмом до пользователей доведен План мероприятий по реализации перехода на использование новой электронной подписи, в соответствии с которым даны указания различного характера, связанные с переходом на новый формат ЭП:

К сведению. В настоящее время удостоверяющие центры уже стали выпускать сертификаты ЭП, сформированные по новому алгоритму в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012. Но поскольку переход на новый формат ЭП отложен на год, у организаций и индивидуальных предпринимателей нет необходимости срочно менять имеющиеся на сегодняшний день сертификаты ЭП (сформированные по "старому" ГОСТ Р 34.10-2001) на новые.

На сегодняшний день документы служебного назначения продолжают подписываться сертификатами старого образца. Однако и сертификаты нового формата являются действительными. Поэтому пользователь вправе использовать любой из них.

Но уже с декабря 2019 года начнется использование подписи документов сертификатом, созданным по новому алгоритму (удостоверяющие центры уже стали выпускать новые сертификаты в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012). На сам процесс работы с документацией это не окажет никакого влияния.

Н.Н. Еременко

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"