Мудрый Экономист

Эккаунтинг: новая модель бухгалтерского учета для Российских организаций

"Советник бухгалтера", 2006, N 8

Эккаунтинг (Accounting) - это искусство планирования, учета (толкования, измерения и отражения на счетах) и анализа экономической активности (деятельности и развития) коммерческой организации.

Система эккаунтинга в общем и целом является основой формирования информации о финансовых потоках коммерческой организации. При этом финансовыми потоками следует считать оцененное в денежном выражении движение (изменение количества, стоимости, пропорций, перераспределение между любыми институциональными единицами предприятия - центрами ответственности, проектами, сегментами деятельности и т.п.) любых элементов имущества предприятия или объектов его имущественных прав и, соответственно, любых источников их формирования (финансирования).

Эккаунтинг часто называют языком бизнеса. Инвесторам нужна информация о финансовом положении и перспективах коммерческой организации (бизнеса). Банкиры и прочие кредиторы, ссужая деньги на бизнес или продлевая кредит, формируют мнение о надежности бизнеса на основе информации из финансовых отчетов. Менеджеры коммерческой организации полагаются на информацию эккаунтинга для принятия управленческих решений. Для менеджеров эккаунтинг выступает в числе прочего и в роли зеркала, посредством которого можно видеть экономическую активность организации. Даже поставщики и покупатели, беспокоящиеся о надежности коммерческой организации, а также ее работники, беспокоящиеся об условиях в ней, изучают информацию эккаунтинга.

Конечная цель эккаунтинга - использование финансовой информации, ее интерпретация и анализ. При этом устанавливаются многогранные взаимосвязи между теми или иными экономическими событиями и финансовыми результатами бизнеса, измеряется эффект от различных альтернатив бизнес-транзакций (хозяйственных операций), определяются важные тренды, помогающие прогнозировать результаты бизнеса в будущем. Все процедуры эккаунтинга осуществляются исходя из следующих общепринятых принципов: отдельной хозяйственной единицы, соответствия доходов и расходов, объективности, денежного измерения, адекватного раскрытия информации в отчетности, последовательности, осмотрительности, сопоставимости, постоянства, непрерывно продолжающейся деятельности.

Для того чтобы отражать финансовую информацию в форме, необходимой людям, использующим эту информацию, классифицированная на счетах информация об экономической активности коммерческой организации обобщается в финансовой отчетности. Финансовая отчетность показывает финансовое положение коммерческой организации в определенное время и результаты экономической активности, которые привели к данному финансовому положению. В каждой стране исторически использовались свои бухгалтерские правила - критерии признания и измерения экономических транзакций, а также процедуры, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Но сегодня в результате глобализации финансовых рынков как никогда актуальны сближение различных концепций отчетности и выработка единых всемирных норм и правил. Следовательно, чтобы финансовая отчетность коммерческих организаций из разных стран была сопоставимой и отвечала единым требованиям прозрачности, выработаны и большинством стран применяются Международные стандарты финансовой отчетности. Эти стандарты определяют: 1) какая информация должна быть представлена в финансовой отчетности и 2) как эта информация должна быть представлена.

Существует пять основных форм финансовой отчетности: отчет по балансовому листу, отчет о финансовых результатах, отчет о движении собственного капитала, отчет о реинвестированной прибыли, отчет о движении денежных средств. Типовой Отчет по балансовому листу зарубежной коммерческой организации может быть представлен следующим образом.

                        Company "A" Balance-Sheet                       
(Отчет по балансовому листу)
December 31, 2ххх
       Assets:      
Активы
    Liabilities:    
Обязательства
Cash                
Денежные средства
Accounts receivable
Счета дебиторов
 10 000 долл.
10 000
Accounts payable    
Счета кредиторов
 19 000 долл.
Office equipment    
Офисное оборудование
  4 000      
Notes payable       
Кредиты банков
 13 000      
Machinery           
Машины
и производственное
оборудование
 10 000      
Total liabilities   
Итого обязательств
 32 000      
Land                
Земля
 30 000      
Stockholders' equity
Собственный капитал
102 000      
Building            
Здания и сооружения
 70 000      
_____________
_____________
     Total
134 000 долл.
     Total
Итого
134 000 долл.

Отчет по балансовому листу включает активы, обязательства и собственный капитал. Фактически Отчет по балансовому листу может быть выражен основным уравнением эккаунтинга:

Активы = Обязательства + Собственный капитал

(174 000 долл. = 32 000 + 142 000).

При этом активами коммерческой организации в принципе считается все, чем она владеет и что при этом может быть оценено в денежном измерении. В результате использования активов обязательно должна ожидаться экономическая отдача. Активы подразделяются на четыре группы: текущие активы, инвестиции, основные средства, нематериальные активы. Одна из основных проблем учета активов - их оценка. Большинство активов оценивается на основе денежных средств, затраченных на приобретение этих активов и на подготовку этих активов к их использованию по назначению. При этом следует знать, что в соответствии с принципом отдельной хозяйственной единицы личные активы собственников коммерческой организации отделены от активов данной коммерческой организации.

Обязательства коммерческой организации - это ее долги, возникающие в результате приобретения товаров и услуг в кредит (отражаются на счетах кредиторов), и суммы денежных средств, поступивших по кредитам и займам, вместе с процентами за их использование (отражаются на счетах кредитов банков).

Собственный капитал коммерческой организации представляет собой ресурсы, инвестированные в нее собственниками. Очевидно, что займы не увеличивают собственный капитал. При этом собственный капитал формируется двумя путями: а) вклады собственников; б) прибыль, вновь вложенная в бизнес. Если же собственники изымают свои вклады или организацией получены убытки, то ее собственный капитал, соответственно, уменьшается.

Согласно вышеприведенному основному уравнению эккаунтинга, каждая бизнес-транзакция влияет на изменение активов и, соответственно, обязательств или собственного капитала коммерческой организации.

Ежедневно коммерческая организация может осуществлять тысячи бизнес-транзакций, направленных на решение единой задачи - получение прибыли. Следовательно, одной из важнейших функций системы эккаунтинга является формирование информации о прибыльности бизнеса.

Доходы коммерческой организации образуются главным образом в результате продажи товаров или оказания услуг потребителям и выражаются в увеличении ее капитала. Расходы коммерческой организации - это, выражаясь упрощенно, стоимость хозяйственных операций по получению доходов, включающая в себя себестоимость товаров и услуг, реализованных в процессе этих хозяйственных операций, а также все связанные с ними затраты. Расходы выражаются в уменьшении капитала коммерческой организации.

Для определения прибыли используется следующая формула:

Прибыль = Доходы - Расходы.

Иными словами, прибыль выражается в превышении доходов над расходами за определенный промежуток времени. Все учетные записи по доходам и расходам обобщаются в Отчете о финансовых результатах, отражающем информацию о прибыльности бизнеса.

Простейший Отчет о финансовых результатах зарубежного предприятия представлен ниже.

                  Company "A" Income Statement                  
(Отчет о финансовых результатах)
For the Year Ended December 31, 2ххх
Sales                
Продажи
 400 000 долл.
Cost of Goods Sold                               
Себестоимость проданных товаров
300 000
______________
Gross Profit on Sales
Валовая прибыль
100 000
Operating Expenses:                              
Операционные расходы
Salaries                                    
Заработная плата
60 000
Advertising                                 
Реклама
10 000
Telephone                                   
Стоимость телефонных переговоров
 2 000
Depreciation                                
Амортизация
 7 000
Insurance                                   
Стоимость страхования
 1 000
______
Total Operating Expenses      
Итого операционные расходы
80 000
______________
Net Income                                       
Чистая прибыль
 20 000

Следует знать, что доходы необязательно обусловливаются получением денежных средств, так же как и расходы необязательно отражают фактическую уплату денежных средств. Все результаты бизнес-активности признаются по факту ее совершения, а не после поступления денежных средств. Согласно принципу соответствия доходов и расходов доходы сопоставляются с расходами за определенный промежуток времени - учетно-отчетный период, или период бизнес-транзакций по формированию доходов и расходов, независимо от того, когда фактически осуществляются платежи по данным бизнес-транзакциям.

В Отчете по балансовому листу и Отчете о финансовых результатах обобщена информация из множества бухгалтерских счетов. На счетах же непосредственно записываются все изменения, которые происходят с активами, обязательствами и собственным капиталом коммерческой организации под влиянием определенных хозяйственных операций. Все эти счета обобщенно называют Главной учетной книгой. Однотипные бухгалтерские записи по каждой хозяйственной операции группируются на определенном счете в специальной книге, называемой Сводным регистрационным журналом. Каждый бухгалтерский счет, образно говоря, имеет форму буквы "Т", так как имеет левую и правую части. Левая часть называется дебетом, правая - кредитом. Хозяйственная операция при этом отражается методом двойной записи - по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего с первым) счета в равновеликой сумме. Увеличение активов и расходов традиционно отражается по дебету соответствующих счетов, уменьшение - по кредиту. Соответственно, хозяйственные операций, вызывающие увеличение обязательств, доходов или собственного капитала коммерческой организации, отражаются по кредиту, уменьшение - по дебету счетов. Если рассматривать совокупность хозяйственных операций, имевших место в течение определенного учетного периода, то для каждого бухгалтерского счета, отражающего данные операции, существует правило: сумма, отражающая увеличение стоимости объекта учета, может быть больше или равна сумме уменьшения его стоимости. Таким образом, нормальным считается наличие положительных дебетовых остатков для счетов активов и расходов и наличие положительных кредитовых остатков счетов обязательств, доходов или собственного капитала коммерческой организации.

Существует целый ряд хозяйственных операций, которые оказывают влияние на стоимость определенных объектов учета на протяжении не одного, а нескольких учетных периодов. Таким образом, в конце каждого учетного периода возникает необходимость в так называемых регулирующих бухгалтерских проводках. Большинство из них связано либо с отнесением к данному отчетному периоду полученных коммерческой организацией доходов, либо со списанием затрат, соответствующих данным доходам и, следовательно, относящихся к данному учетному периоду (например, списание на затраты данного отчетного периода сумм амортизации или сумм предварительно оплаченных и потребленных в данном периоде услуг, отнесение на доходы данного периода стоимости фактически выполненных, но еще не оплаченных работ и т.п.).

Так как дебет и кредит каждого счета уравновешивают друг друга, то, если все счета перечислить в Главной учетной книге, их дебетовые и кредитовые остатки, или сальдо, будут взаимно уравновешены. Этот листинг счетов с указанием их остатков называется пробным балансом.

                           Company "A"                          
Adjusted Trial Balance (Пробный баланс)
December 31, 2ххх
Cash                                
Наличность
 10 000 долл.
Accounts Receivable                 
Счета дебиторов
 10 000      
Office equipment                    
Офисное оборудование
  4 000      
Machinery                           
Машины и производственное
оборудование
 10 000      
Land                                
Земля
 30 000      
Building                            
Здания и сооружения
 70 000      
Accounts payable                    
Счета кредиторов
 19 000 долл.
Notes payable                       
Кредиты банков
 13 000      
Stockholders' equity                
Собственный капитал
 82 000      
Sales                               
Продажи
400 000      
Cost of Goods Sold                  
Себестоимость проданных товаров
300 000      
Salaries                            
Заработная плата
 60 000      
Advertising                         
Реклама
 10 000      
Telephone                           
Стоимость телефонных переговоров
  2 000      
Depreciation                        
Амортизация
  7 000      
Insurance                           
Стоимость страхования
  1 000      
___________________________
514 000      
514 000      

В конце учетно-отчетного периода (обычно один календарный год) доходы и расходы, указанные в Отчете о финансовых результатах, "закрываются", а чистый остаток (прибыль или убыток) добавляется или вычитается из собственного капитала коммерческой организации.

В нашем случае: 82 000 долл. + 20 000 долл. = 102 000 долл.

Итак, мы описали только одну из составляющих эккаунтинга, а именно основные процедуры учетного, то есть бухгалтерского, цикла. В принципе, бухгалтерский учет как учетная фаза эккаунтинга непосредственно представляет собой определенным образом упорядоченную и законодательно регламентированную систему процедур определения, сбора, измерения, регистрации и обработки (группировки и отражения) информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, финансовых и хозяйственных операциях коммерческой организации с целью составления и представления заинтересованным (в первую очередь сторонним) пользователям финансовой отчетности. Процедуры бухгалтерского учета (book-keeping), во многом механические и монотонные, представляют собой лишь небольшую часть эккаунтинга, включающего также и дизайн системы эккаунтинга в коммерческой организации, и планирование издержек, и разработку финансовых прогнозов, и планирование и исчисление налогов, и внутренний аудит, и анализ информации финансовых отчетов с целью принятия управленческих решений.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что термин "эккаунтинг" фиксирует гораздо более широкое понятие, чем термин "бухгалтерский учет", традиционно фиксирующий понятие отечественного счетоводства. Российскому термину "бухгалтерский учет" за рубежом соответствует термин "book-keeping". Различие понятий, зафиксированных терминами "эккаунтинг" и "бухгалтерский учет", просматривается еще более четко в аспекте целевой направленности и правового регулирования процедур, отраженных в данных понятиях. Эккаунтинг как англосаксонская модель бухгалтерского учета нацелен прежде всего на задачи управления бизнесом, а основные правила его определяются независимыми от государства профессиональными объединениями. Между тем отечественный бухгалтерский учет жестко регламентируется государством и по факту служит прежде всего целям государственного (прежде всего, налогового) надзора за бизнесом. В Конституции РФ прописано, что бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. "р"). Но показатели российских компаний в силу различия западной и отечественной учетных школ, к сожалению, при анализе не могут быть сопоставлены с показателями зарубежных компаний. В то же время в России еще пока принято считать, что реальные экономические условия (теневая экономика и коррупция) в стране препятствуют широкому внедрению западных принципов эккаунтинга. Полагаю, что в будущем как представителям отечественной бизнес-элиты, так и отечественному бухгалтерскому сообществу (включая государственных регуляторов) предстоит сделать выбор в пользу эккаунтинга как наиболее эффективной и необходимой для развития российского бизнеса концептуальной базы формирования информационных потоков, что, несомненно, ускорит переход к большей прозрачности, грамотности, цивилизованности, а следовательно, и конкурентоспособности бизнеса.

В.В.Бурцев

Д. э. н.,

аудитор