Мудрый Экономист

Бухгалтерский учет в профсоюзной организации

"Налоговый вестник", 2018, N 3

Особенности бухгалтерского учета в профсоюзной организации напрямую связаны с ее некоммерческим характером. Рассмотрим все по порядку.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом говорится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ).

Иначе говоря, члены профсоюза вправе требовать от него защиты своих трудовых прав, облегчения и улучшения условий труда, предоставления материальной помощи в сложных ситуациях, помощи в профессиональной подготовке и тому подобных мероприятиях, а вовсе не улучшения коммерческих показателей конкретного профсоюза и повышения благосостояния профсоюзных боссов.

Что касается бухгалтерского учета, то профсоюзная организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ (подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)) как некоммерческая организация. Иначе говоря, главным бухгалтерским счетом в данной ситуации будет счет 86 "Целевые поступления".

Доходы профсоюза Взносы

Первый - самый главный и, по идее, основной - получение взносов от членов профсоюза.

Это следует из ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 10-ФЗ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель обязан ежемесячно и бесплатно перечислять на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы сотрудников в соответствии с коллективным договором, соглашением. (Практически то же самое сказано и в ст. 377 ТК РФ.)

Обратите внимание! Заявления от работников о перечислении должны быть поданы именно работодателю, а не в профсоюз. Если профсоюз соберет эти заявления и отправится с ними к работодателю, тот имеет полное право отказать (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2010 по делу N А60-19353/2009-С1).

Есть вариант, когда платить взносы будут даже и не члены профсоюза. Он предусмотрен в п. 4 ст. 28 Закона N 10-ФЗ.

В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры или соглашения или на которые распространяется действие отраслевых или межотраслевых тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных указанными выше договорами или соглашениями.

В зависимости от того, собирают профсоюзы указанные взносы сами или прибегают к помощи работодателей, предлагается два варианта учета поступающих взносов.

Первый вариант. Учитывать взносы только на дату их фактической уплаты.

Сначала делается проводка Дебет 50 (51) Кредит 76 и тут же проводка Дебет 76 Кредит 86. Задействовать счет 76 нам необходимо для того, чтобы вести учет по плательщикам взносов.

Второй вариант. Если компания сама собирает деньги с работников для профсоюза, можно на дату возникновения задолженности членов профсоюза по уплате задолженности делать проводку Дебет 76 Кредит 86 и фиксировать возникновение дебиторской задолженности (см., также п. 15 Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)").

После фактической уплаты взносов делается проводка Дебет 50 (51) Кредит 76.

В общем, проводки те же самые, только последовательность разная. Вполне естественно, что применяемый способ целесообразно закрепить в учетной политике профсоюзной организации для целей бухгалтерского учета на основании п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Пожертвования

Не так просто вообразить ситуацию, когда кто-то решится пожертвовать что-то именно в профсоюзную организацию, но чего только в жизни не бывает. Бухгалтер профсоюза должен быть готов и к такой неожиданности.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе и НКО.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Юридическое лицо (в данном случае профсоюз), принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Если профсоюз использует полученный актив не для тех целей, на которые указал жертвователь, то имущество придется вернуть.

Для учета полученного актива также используется счет 86. Однако все очень просто, когда жертвователь просто передает деньги: Дебет 50 (51) Кредит 86.

Если же жертвователь передает другое имущество (скажем, компьютер для работы профсоюзной организации), проводки усложняются:

Дебет 08 Кредит 86 - получен актив от жертвователя;

Дебет 01 Кредит 08 - актив переведен в состав основных средств.

А затем (на основании Письма Минфина России от 19.02.2004 N 16-00-14/40) стоимость объекта переводится в добавочный капитал: Дебет 86 Кредит 83.

По основным средствам, принадлежащим профсоюзу, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" отражается информация о суммах износа, начисляемого линейным способом. Так сказано в п. 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Коммерческая деятельность

В ст. 24 Закона N 10-ФЗ предусмотрено, что в собственности профсоюзов могут находиться:

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов. Профсоюзы вправе вести на основе федерального законодательства самостоятельно, а также через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Тем не менее и в этом случае предпринимательская деятельность остается предпринимательской.

Поэтому, как было сказано в Письме Минфина России от 15.12.2017 N 07-01-09/83984, в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, некоммерческие организации признают доходы и расходы от предпринимательской и иной деятельности применительно к указанным положениям.

Иными словами, в общем порядке. И если профсоюзная организация получает денежные средства в рамках предпринимательской деятельности, то ей необходимо будет задействовать счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 90 "Продажи".

Не доход, но тоже неплохо

В ст. 377 ТК РФ на работодателя законом налагаются не самые приятные для него обязанности.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Но работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, уже обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю или арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

Отражать в балансе предоставленное работодателем имущество профсоюзу не нужно, но забалансовый учет вести все-таки необходимо.

Отдельно о займах

Тут все зависит от волеизъявления самой профсоюзной организации: оставить выдачу займов членам профсоюза как часть своей прямой уставной деятельности (например, ограничив количество оснований для получения займа) или перевести ее в разряд своей предпринимательской деятельности.

Нетрудно догадаться, что разница заключается во взимании процентов по займу.

Исходя из ст. ст. 808 и 809 ГК РФ заем между членом профсоюза и профсоюзом должен быть оформлен в письменной форме. И если он беспроцентный, то об этом должно быть прямо сказано в тексте договора займа. Такой заем признать финансовым вложением нельзя, так как он не соответствует требованиям из п. 2 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н. Ведь он не приносит профсоюзу никаких доходов.

Проводки при этом будут самые простые:

Дебет 76 Кредит 50 (51) - выдан заем;

Дебет 59 (51) Кредит 76 - погашен заем.

Если же профсоюз выдает займы под проценты (даже если только членам профсоюза), то предпринимательская деятельность налицо.

В этом случае все условия ПБУ 19/02 начинают выполняться, и такой заем нужно учитывать в качестве финансового вложения. Тогда выданные суммы следует отражать на счете 58 "Финансовые вложения" (на субсчете 58-3 "Предоставленные займы").

Начисленные проценты нужно будет учитывать на счете 91.

Проводки будут выглядеть так:

Дебет 58-3 Кредит 50 (51) - выдан заем;

Дебет 58-3 Кредит 91 - начислены проценты;

Дебет 50 (51) Кредит 58-3 - погашена сумма займа с процентами.

Немного о расходах

Если профсоюз будет сосредоточен на своей основной обязанности - защите профессиональных прав своих членов, а не на зарабатывании денег, то, по мнению автора, для учета затрат вполне хватит одного счета - 26 "Общехозяйственные расходы".

Кстати, отметим, что хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование помещений, зданий, баз, центров, переданных работодателем профсоюзам в бесплатное пользование, на основании п. 2 ст. 28 Закона N 10-ФЗ производится самим работодателем. (Это вряд ли приводит его в восторг).

Но есть вариант, когда в коллективном договоре или соглашении будет предусмотрено, что содержанием этого имущества будет заниматься сам профсоюз.

Тогда расходы по содержанию такого имущества нужно будет учитывать на счете 26 и оплачивать за счет полученных целевых средств или поступлений от приносящей доход деятельности.

Выбор отчетности

Закон N 402-ФЗ - подп. 2 п. 4 ст. 6 - позволяет НКО, к которым относятся и профсоюзы, применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и подавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме.

Напомним, что перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную отчетность, приведен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2015. Они закрепляются в учетной политике.

"Льготники" имеют право:

Микропредприятия и НКО могут вести учет вообще без двойной записи.

И отметим, что руководитель организации, имеющей право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, вправе возложить его ведение на себя - п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Что касается конкретно профсоюза, то согласно п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ его годовая бухгалтерская отчетность по общему правилу состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Общая и упрощенная формы отчета о целевом использовании приведены в Приложениях к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Отчет о целевом использовании средств по упрощенной форме отличается от стандартной тем, что предусматривает включение в отчет показателей только по группам статей без их детализации.

Коды строк в таком случае указываются по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Форма баланса также находится в Приказе, упомянутом выше. В бухгалтерском балансе профсоюзной организации вместо показателей "Капитал и резервы" отражаются показатели "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды".

А. Анищенко

Аудитор

ООО "Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ",

эксперт

Палаты налоговых консультантов