Мудрый Экономист

Большой разговор о маленькой аптечке

"Практическая бухгалтерия", 2018, N 2

"Расчет", 2018, N 3

Затраты на аптечку незначительны, причем их можно возместить за счет взносов "на травматизм". А вот ее отсутствие грозит большими административными штрафами.

Статья 223 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Невыполнение этого предписания может повлечь непоправимые последствия для здоровья работника и будет считаться нарушением государственных нормативных требований охраны труда. Оно обернется штрафом по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях в размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 2 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей. Разберемся, как оборудуются такие посты и как учитываются соответствующие затраты.

Комплектация аптечки

На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждане Российской Федерации" (ст. ст. 31, 32) первая помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, до оказания медицинской помощи. Наличие угрозы жизни и здоровью устанавливается исходя из Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 N 194н.

Первую помощь вправе оказывать любые лица, обладающие соответствующей подготовкой и (или) навыками. А вот медицинская помощь оказывается только медицинскими организациями.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь (и Перечень мероприятий по оказанию первой помощи), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н:

Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. Он зарегистрирован в Минюсте России. А значит, отступления от установленной комплектации недопустимы. Кроме того, в аптечке не могут храниться изделия с истекшим сроком годности. Примечательно, что лекарственные препараты (даже для дезинфекции ран!) в аптечке не предусмотрены.

Отметим: административные санкции повлечет не только отсутствие, но и недоукомплектованность аптечки (п. 30 Решения Московского городского суда от 12.12.2014 по делу N 7-9197).

В свою очередь, аптечками комплектуются посты для оказания первой помощи (ст. 223 ТК РФ), или санитарные посты. А вот как должны быть организованы такие посты - на государственном уровне не установлено. Следовательно, работодатель регламентирует организацию постов локальным нормативным актом. В любом случае работники должны быть извещены о местах нахождения аптечек и места эти должны быть доступны во всякое время. Решение о количество постов и аптечек работодатель принимает самостоятельно.

Аналогичные разъяснения даны в Письме Минздрава России от 29.08.2013 N 14-3/3055979-13422 "По вопросу оказания первой помощи и медицинской помощи".

Добавим: наличие оборудованных помещений для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ) не освобождает работодателя от необходимости организации постов для оказания первой помощи.

Источники финансирования

Создание санитарных постов с аптечками предусмотрено п. 26 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н). Напомним: на основании ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Соблюдение этого лимита - обязанность работодателя. Правда, не все мероприятия Типового перечня являются обязательными. Некоторые из них можно считать "факультативными", но к оснащению аптечками это не относится. Ведь наличие аптечек прямо предусмотрено трудовым законодательством.

Примечательно, что п. 23 Типового перечня предусмотрена и организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

С другой стороны, Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Правила содержат перечень мероприятий, финансирование которых возможно за счет страховых взносов "на травматизм", подлежащих перечислению в текущем году. К числу таких мероприятий относится приобретение работодателями аптечек для оказания первой помощи (подп. "к" п. 3 Правил).

Правда, объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию "травматизма", произведенных в предшествующем календарном году.

Но для работодателей с численностью работающих до 100 человек, не осуществлявших в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, предусмотрены более благоприятные условия. Подробности - в п. 2 Правил.

Между тем уменьшение сумм страховых взносов возможно только на основании решения территориального органа ФСС РФ, принимаемого по заявлению страхователя. Примечательно, что в заявлении необходимо указать санитарные посты, подлежащие комплектацией аптечками. Причем территориальный орган Фонда может отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер (подп. "к" п. 4, п. п. 8 - 10 Правил).

Налоговый учет затрат

Аптечки не обошел вниманием и Минфин России. Разумеется, в пределах своей компетенции - по вопросам о правилах налогообложения.

Вообще говоря, подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ распространяется на все затраты, подпадающие под действие ст. 226 Трудового кодекса РФ, - при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95).

Актуально. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С какими налоговыми проблемами может столкнуться бухгалтер в связи с приобретением аптечек?

Обратимся к Письму Минфина России от 20.08.2012 N 03-03-06/1/412. В нем рассмотрен весьма насущный вопрос: можно ли принять в расходы по налогу на прибыль затраты на медицинские приборы и лекарственные средства, не предусмотренные комплектацией аптечки, - такие как медицинский термометр, тонометр, йод, активированный уголь.

От официального ответа чиновники уклонились. Почему? Дело в том, что сам же налогоплательщик неправильно классифицировал свои затраты. Он сообщает, что самостоятельно доукомплектовал стандартную аптечку. Тем самым понесены расходы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. А значит, подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ на них не распространяется.

В то же время производить подобные затраты не запрещено. Только совершать их следует вне связи с комплектованием аптечки для оказания первой помощи.

Доказать, что вышеназванные дополнительные затраты не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, проблематично.

Поэтому мы не усматриваем препятствий для их учета в расходах по налогу на прибыль на основании "универсального" подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Главное - не противоречить Минздраву России, включая в официальный "аптечный" перечень собственные позиции.

Особенность затрат на аптечки в том, что они могут быть возмещены за счет средств Фонда социального страхования РФ. В этой связи Минфин России Письмом от 15.12.2017 N 03-07-11/84162 разъяснил, что компенсация этих затрат страховыми взносами порождает внереализационный доход (ст. ст. 250, 251 НК РФ).

Расчеты по НДС

НДС, предъявленный продавцом аптечки, подлежит вычету в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-07-11/47007). Однако в случае зачета стоимости аптечки в уплату страховых взносов "на травматизм" сумму НДС надлежит восстановить (Письмо Минфина России от 15.12.2017 N 03-07-11/84162).

Основание - подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ: в случае получения налогоплательщиком из бюджетов субсидий на возмещение затрат (включая налог), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат восстановлению. А бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).

Счета бухгалтерского учета

Аптечка относится к материально-производственным запасам. При передаче аптечки для использования по назначению ее стоимость списывается на расходы по обычным видам деятельности. И здесь вопросов не возникает.

Вместе с тем аптечка может быть приобретена за счет государственной помощи (п. 4 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"). В этом случае зачет задолженности по страховым взносам производится через счет 86 "Целевое финансирование" (п. 10 ПБУ 13/2000) по схеме:

Дебет 69 Кредит 86

Дебет 86 Кредит 91-2

Если же аптечка не передана в эксплуатацию (хранится на складе), то сумму целевого финансирования сначала списывают на доходы будущих периодов: Дебет 86 Кредит 98 (п. 9 ПБУ 13/2000). А как только аптечка поступит в эксплуатацию, производят запись: Дебет 98 Кредит 91-1.

Примечание. Проверьте свои знания

1. Работа поста для оказания первой помощи регламентируется:

а) Трудовым кодексом РФ;

б) приказом Минздрава РФ;

в) локальным нормативным актом компании-работодателя.

2. Приобретение работодателями аптечек для оказания первой помощи в перечень мероприятий, финансирование которых возможно за счет страховых взносов "на травматизм", подлежащих перечислению в текущем году (утвержден Приказом Минтруда России):

а) входит;

б) не входит;

в) смотря по ситуации.

3. Затраты на медицинские приборы и лекарственные средства, не предусмотренные комплектацией аптечки (термометр, тонометр, йод, активированный уголь), учитывать в расходах по налогу на прибыль:

а) запрещено;

б) разрешено;

в) не запрещено.

4. В случае зачета стоимости аптечки в уплату страховых взносов "на травматизм" сумму НДС надлежит:

а) аннулировать;

б) восстановить.

Ответы к тесту по материалам статьи рубрики "IQ-бухгалтерия".

Вопрос 1. Правильный ответ: в).

Вопрос 2. Правильный ответ: а).

Вопрос 3. Правильный ответ: в).

Вопрос 4. Правильный ответ: б).

Е. Диркова

Эксперт по бухгалтерскому учету

и налогообложению