Мудрый Экономист

Учет и уплата страховых взносов: разбираемся в разъяснениях контролеров

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 3

За последнее время со стороны контролирующих органов поступали многочисленные разъяснения по вопросам учета и уплаты страховых взносов. В частности, контролеры долго не могли определиться с тем, какой статус плательщика следует указывать организациям при оформлении платежных поручений на перечисление взносов: "01" или "14". Из статьи вы узнаете, каково окончательное решение ФНС по данному вопросу. Кроме того, расскажем о порядке обмена информацией между ФНС и фондами, а также о том, какие формы документов следует применять при сверке расчетов.

Какие статусы необходимо указывать в платежках на уплату взносов?

При оформлении платежных поручений на перечисление как налогов, так и страховых взносов следует быть особо внимательными, поскольку недочеты в этих документах могут привести к несвоевременному поступлению платежа в бюджет.

С учетом того, что с 2017 года у страховых взносов новый администратор, при заполнении платежек необходимо обратить внимание на следующие реквизиты:

Особое внимание надо уделить реквизитам "Статус плательщика", "КБК", "ОКТМО".

Реквизит "Статус плательщика" (поле 101). Больше всего неясностей при заполнении платежных поручений было связано с указанием кода в поле 101 ("Статус плательщика").

Изначально с учетом положений Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 N 107н (далее - Правила N 107н), после передачи функции администрирования страховых взносов налоговым органам в данном поле следовало указывать код "01" ("Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо") вместо применявшегося ранее кода "08" ("Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющие перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации").

Затем неожиданно для всех в совместном Письме ФНС РФ N БС-4-11/1304@, ПФР N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 чиновники данных ведомств указали, что в реквизите "Статус плательщика" надо указывать значение "14" (налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам).

На практике это привело к тому, что у организаций возникли проблемы при представлении в банки платежных поручений на перечисление взносов: кредитные организации просто отказывались принимать платежки со статусом "14". Это было обусловлено тем, что указания названного Письма не соответствовали Правилам N 107н и Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П.

Учитывая сложившуюся ситуацию, ФНС выпустила Письмо от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@, в котором представила такие разъяснения. Ранее службой были даны рекомендации открывать КРСБ со статусом "14". Однако кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом.

В связи с большими сроками (более полугода) доработки ЦБ РФ программного обеспечения, позволяющего принимать платежные поручения юридических лиц со статусом "14", ФНС приняла решение о необходимости открывать карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) плательщиков страховых взносов со следующими статусами:

Аналогичные статусы указывают плательщики в поле 101 при заполнении платежных поручений на перечисление страховых взносов.

Чиновники уточнили, что в КРСБ, открытых ранее со статусом "14", в версии 2.7.090.06 от 03.02.2017 будет предоставлена возможность в автоматическом режиме осуществить перекодировку статуса в соответствии с категорией плательщика.

Если платежное поручение на перечисление страховых взносов отражено в ведомости невыясненных поступлений из-за неверного указания статуса плательщика, налоговым органам необходимо оперативно провести работу по уточнению статуса штатным порядком или доопределить нужный налог в строке документа без мероприятий по уточнению статуса и отражения документа в ведомости невыясненных поступлений.

К сведению. Вопросам заполнения юридическим лицом поля 101 платежного поручения на перечисление страховых взносов посвящены также Письма ФНС РФ от 08.02.2017 N ЗН-4-1/2291@, от 10.02.2017 N ЗН-4-1/2451@. Помимо того, что налоговое ведомство подтвердило необходимость проставления кода "01" в поле 101, чиновники отметили, что такие положения учтены в проекте приказа о внесении изменений в Правила N 107н.

Итак, с учетом последних разъяснений ФНС в поле 101 платежных поручений нужно проставлять следующие коды.

Код

Категория плательщика

"01"

Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо

"09"

Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель

"10"

Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой

"11"

Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет

"12"

Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Реквизит "ОКТМО". В отношении ошибочного указания кода ОКТМО при оформлении плательщиками платежных поручений на уплату страховых взносов ФНС в Письме от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ разъяснила: поскольку указанный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов, проведение налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.

Платежные поручения, оформленные плательщиками страховых взносов с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей КРСБ, открытой с кодом ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в ведомости невыясненных поступлений.

Налоговые органы осуществляют контроль за правильностью открытия КРСБ и в случае установления фактов открытия дубликатов КРСБ по страховым взносам объединяют данные путем слияния.

Уточнение других значений реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов необходимо производить в порядке, определенном ст. 45 НК РФ.

Реквизит "КБК". При заполнении данного поля приводится значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должны принимать значение "182" (Федеральная налоговая служба) согласно таблице соответствия, приведенной в приложении к Приказу Минфина РФ от 07.12.2016 N 230н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н", который был размещен 18.01.2017 на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/). Ниже приведены значения КБК для страховых взносов.

182

1 02 02010 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии

182

1 02 02020 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии

182

1 02 02031 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно)

182

1 02 02032 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно)

182

1 02 02080 06 0000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в ПФР на выплату доплат к пенсии

182

1 02 02090 07 0000 160

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

182

1 02 02100 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

182

1 02 02101 08 0000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС

182

1 02 02103 08 0000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС

182

1 02 02110 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

182

1 02 02120 06 0000 160

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет ПФР на выплату доплаты к пенсии

182

1 02 02131 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии

182

1 02 02132 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии

182

1 02 02140 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии

182

1 02 02150 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной пенсии

182

1 09 10010 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

182

1 09 10020 06 0000 160



Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

О порядке обмена информацией между ФНС и фондами

В целях реализации полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование, возложенных на налоговые органы с 1 января 2017 года, утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений ПФР и ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ от 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П (далее - Порядок 1), от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И (далее - Порядок 2), от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20@/4И (далее - Порядок 3).

Согласно названным Порядкам территориальные отделения ПФР и ФСС представляют в УФНС по субъектам РФ в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017 по прилагаемым кодам бюджетной классификации, функции администрирования которых возложены на налоговые органы.

Обратите внимание! В соответствии с Порядками 1 и 2 сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должны были передать по утвержденным форматам в электронной форме в УФНС от территориальных органов ПФР и ФСС до 01.02.2017.

В Письме от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ ФНС обратила внимание, что принимаемое сальдо расчетов по главе администратора доходов бюджетов "392" или "393" отражается в КРСБ по учету страховых взносов за периоды до 01.01.2017, открытых с КБК со значением главы администратора доходов "182" (Федеральная налоговая служба).

ФНС особо подчеркнула, что открытие и ведение КРСБ с не администрируемыми налоговыми органами кодами доходов бюджетов не допускаются.

В целях дальнейшего осуществления работы по взысканию задолженности сальдо расчетов с бюджетом по каждому типу платежа должно передаваться отдельно в разрезе положительного сальдо и отрицательного сальдо, которое, в свою очередь, обеспечено и не обеспечено мерами взыскания, то есть сальдо расчетов с бюджетом формируется и передается тремя суммами:



Так как налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов, установленных как Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так и гл. 34 НК РФ, должны быть открыты отдельные КРСБ для учета страховых взносов за различные периоды.

Органы ПФР должны передавать в налоговые органы расчетные документы, отнесенные к разряду невыясненных поступлений отделениями ПФР, с приложением выписки УФК (п. 2 разд. 5 Порядка 2). На основании полученной информации налоговый орган принимает решение об уточнении платежа, которое в случае необходимости направляется на исполнение в УФК. По результатам исполненного решения об уточнении платежа в органы ПФР направляется запрос на пересчет пеней до 01.01.2017 (п. 1 разд. 5.3.2 Порядка 3).

Следует помнить, что согласно п. 9 ст. 45 НК РФ уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

К сведению. Первый поток информации по уплате взносов для ведения персонифицированного учета будет направлен налоговыми органами в территориальные органы ПФР в мае текущего года, уточнение реквизитов платежных поручений на уплату страховых взносов за периоды начиная с 01.01.2017 без запроса в ПФР можно осуществлять до 01.05.2017.

Информация о невыясненных поступлениях, отнесенных к разряду невыясненных поступлений территориальными отделениями ФСС по состоянию на 01.01.2017, не подлежит передаче в налоговые органы. Решение об уточнении такого платежа в соответствии с Порядком 1 принимается ФСС самостоятельно и передается в налоговый орган. В случае необходимости уточнения через УФК налоговый орган формирует уведомление об уточнении платежа по форме 54 и направляет его в УФК. По результатам уточнения ФСС представляет в налоговый орган информацию о суммах пеней, пересчитанных до 01.01.2017 (п. 12 Порядка 1).

Обратите внимание! Уточнение платежей за периоды начиная с 01.01.2017 осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

О представлении справок о состоянии расчетов по страховым взносам, справок об исполнении обязанности и актов совместной сверки расчетов по страховым взносам

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, который вступил в силу 24.01.2017. До передачи территориальными органами ПФР и ФСС в УФНС сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2017 представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам и осуществление совместной сверки таких расчетов производятся территориальными органами ПФР и ФСС по формам, действовавшим до 01.01.2017.



К сведению. Представление акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с учетом сумм страховых взносов возможно только после получения сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по установленным форматам от органов ПФР и ФСС.

Справки о состоянии расчетов, а также справки об исполнении плательщиком обязанности по уплате сумм до вступления в силу приказов, утверждающих новые формы указанных справок, представляются по формам, утвержденным:

* * *

С учетом последних разъяснений ФНС при оформлении организациями платежных поручений на перечисление страховых взносов в реквизите "Статус плательщика" следует указывать код "01". При заполнении значения КБК, состоящего из 20 знаков (цифр), первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должны принимать значение "182" (Федеральная налоговая служба) согласно таблице соответствия, приведенной в приложении к Приказу Минфина РФ N 230н.

Что касается справок о состоянии расчетов, а также справок об исполнении плательщиком обязанности по уплате взносов, до вступления в силу 24.01.2017 приказов, утверждающих новые формы таких справок, применялись формы, утвержденные Приказами ФНС РФ N ММВ-7-17/227@ и N ММВ-7-8/378@.

Д.М. Корсаков

Эксперт журнала



"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"